Причины заикания у дошкольников




В 20 веке сформировалось три базовых теоретических направления в осознании механизмов заикания.

 
 

 


Первое направление - заикание рассматривается как спастический невроз координации, вытекающий из раздражительной слабости важнейших речевых центров (аппарат, отвечающий за слоговые координации). Данное направление четко было раскрыто в трудах Г. Гутцмана, И. А. Сикорского, И. А. Куссмауля.

Втрое направление - здесь заикание рассматривается как ассоциативная дисфункция психологического свойства. Сторонники данной концепции, Ю. А. Флоренская, Г. Д. Неткачев.

Третье направление - заикание рассматривается как подсознательное проявление, которое возникает на базе психических травм, на базе конфликтов с окружающей средой. Приверженцы данной теории Адлер, Шнейдер.

(5 слайд) Результат констатирующего исследования

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы проводилась экспериментальная работа на базе МБУ Д/С «СОЛНЫШКО» д. Сметанино с 15 января по 22 апреля 2017 году.

В константирующем эксперименте было сформировано две группы по 10 человек в каждой:

1) экспериментальная группа (ЭГ1) – учащиеся 6-7 лет, имеющие заикание.

2) контрольная группа (КГ1) – учащиеся 6-7 лет, соответствующие возрастной норме.

На этапе констатирующего эксперимента у участников эксперимента подробно исследовалось: состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений; состояния лексики; способность словообразования и игровая деятельность с использованием диагностических заданий по методики Волковой Галины Анатольевны.

В ходе данного исследования мы выявили:

43% (5 детей) справились со всеми заданиями без ошибок. Эти дети внимательно слушали и выполняли задания. Степень выраженности заикания у этих детей легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность. Такие дети легко идут на контакт с окружающими.

35% (3ребенка) сделали ошибки в заданиях для исследования подражательности. (Задание 2. После показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки). Такие дети не охотно вступают в контакт со сверстниками, судороги имеются в самостоятельной, вопросно-ответной, отраженной речи.

22% (2 ребенка) не справились заданиями для исследования импрессивной речи (Задание 3. Показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года. Задание 5. Показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра). Такие дети пассивны в деятельности, необщительны, контакт осуществляется только при побуждении непосредственно со стороны взрослого, присутствовали судороги.

(6 слайд)

Правильность выполнения заданий оценивалась по разработанной нами таблицы. После чего мы разделили детей по группам, которые охарактеризовывают каждого ребенка. (таблица…)

1. Исследование анамнеза показало, что фактически ни у кого из исследуемых не наблюдалось патологии внутриутробного плодового развития и в результате родов (у двух детей выявлена наследственная отягощенность текущей речевой патологии). При исследовании здоровья была определена общая соматическая ослабленность. У ряда детей дошкольного возраста наблюдались боязнь темноты и боязнь отсутствия взрослых. Деффект заикания у всех детей дошкольного возраста появился в период с двух до шести лет, в результате различных психотравм.

2. Итоги обследования моторных функций выявили, что практически у всех обследуемых детей дошкольного возраста движения хорошо координированы. Дети легко переключали внимание с одного на другое, ошибки корректировали сами, мимика была эмоционально окрашена. В то же время определены повышенный уровень утомляемости, повышенная неточность и суетливость при осуществлении мелких движений.

3. В устной речи исследуемых детей, в единичных моментах, были выявлены нарушения произношения звуков. Поставленные задания на звуковой анализ и синтез, задания на дифференциацию звуков все обследуемые дети выполнили совершенно правильно. Существенных отклонений в развитии непосредственно лексико-грамматического строя не выявлено. Но, при конструировании всевозможных развернутых связанных высказываний дети с трудом формулировали свои мысли и подбирали слова для ее содержательного выражения.

4. В ходе обследования практических проявлений заикания было выявлено, что у всех детей отмечались запинки в различных контекстных монологах, различные судорожные запинки в процессе вопросно-ответной речи. У всех детей дошкольного возраста в процессе речи фиксировались сопутствующие движения (они трогали пуговицы, перебирали пальцами по столу). Так, у всех исследуемых детей судороги чаще и резче наблюдались в словах с наличием звонких согласных, или же в их сочетаниях с гласными, или же в их сочетаниях с согласными взрывными, особенно в самом начале первого слова, или фразы.

При разработке данной модели учитывалось то, что для детей с заиканием характерно нарушение общей и мелкой моторики. Их дыхание зачастую поверхностное. Кроме того, одни заикающиеся дети гиперактивные, другие, наоборот, пассивные, вялые.

Учитывалось и то, что при отсутствии своевременной помощи со стороны педагогов, медиков, родителей у большинства заикающихся детей речевые проблемы осложняются патохарактерологическим развитием личности. При этом возможны, либо агрессивность, либо чрезмерная расторможенность. Наряду с этим у значительной части заикающихся детей наблюдается повышенная истощаемость, дефицит внимания; память и работоспособность снижены. Поэтому для преодоления заикания воспитанникам детского сада требуется помощь различных специалистов, то есть необходим комплексный подход.

(7слайд)

С детьми экспериментальной группы (ЭГ) проводился комплексный метод преодоления заикания у дошкольников. Дети контрольной группы (КГ) не принимали участия в формирующем эксперименте, но продолжали посещать логопедический кабинет детского сада.

В ходе формирующего эксперимента была осуществлена коррекционная работа с заикающимися дошкольниками при помощи разнообразных педагогических методов (словесных, наглядных, практических и методов проблемного обучения).

Основной формой работы по преодолению заиканию у старших дошкольников были фронтальные логопедические занятия продолжительностью 40 минут. Курс занятий рассчитан на 3-4 месяца. Занятия проводились в определённой системе, поэтапно, с учётом основных дидактических правил и требований программы для старших дошкольников. На занятиях присутствовало 10 человек. Логопедические занятия проводились в среднем 2 раза в неделю.

(8 слайд)

Для подготовки к занятиям нами использовались методические пособия Волковой Г.А. «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».

I. Организационный момент.

II. Основной этап.

1.Развитие диафрагмального дыхания и снятия мышечного напряжения.

2. Сообщение темы занятия

3. Работа у доски и/или работа в тетрадях.

4. Физкультминутка.

5. Дидактические игры и упражнения для закрепления нового материала.

6. Проверка правильности выполнения самостоятельной работы дома.

7. Физкультминутка.

8.Упражнения для закрепления модели словообразования существительных с суффиксом НИЦА.

III. Заключительный этап

Все занятия были направлены на обогащение словарного запаса, развитие практического умения пользоваться им, формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования, их закрепление в устной и письменной речи.

(9 слайд)

Независимо от того, удалось обнаружить первоисточник проблемы или нет, ребенка следует показать неврологу, логопеду, психологу, а иногда и психотерапевту. Начать обследование лучше с консультации педиатра, который даст направление к детскому психиатру. Специалисты проведут необходимую диагностику, помогут разобраться, что стало «пусковым механизмом» заикания и подскажут, что делать дальше.

(10 слайд)

По окончании формирующего эксперимента был проведён контрольный эксперимент, в котором приняли участие дети ЭГ и КГ. На данном этапе исследования дошкольникам был предложен тот же комплекс диагностических заданий, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ полученных данных показал, что у всех дошкольников показатели детей ЭГ были несколько выше, чем у детей КГ. Увеличение количественных показателей говорит о том, что речь детей улучшилась, заикание было устранено.

В таблице выделены имена двух детей ЭГ (20%), которые после формирующего эксперимента перешли на качественно новый уровень по преодолению заикания. На этапе констатирующего эксперимента они имели низкий уровень, а на этапе контрольного эксперимента – средний. Среди детей КГ не было перехода на качественно новый уровень, хотя количественные показатели старших дошкольников при обследовании увеличились по сравнению с их результатами на этапе констатирующего эксперимента.

(11 слайд) Вывод

Для преодоления заикания и выбора эффективного направления коррекционно – логопедической работы необходимо провести комплексное обследование заикающихся детей. Обследование заикающегося ребенка состоит из двух этапов: изучение анамнестических данных, медицинской и психолого-педагогической документации и исследование самого заикающегося ребенка.

На основании полученных данных, можно сделать вывод, что комплексный метод преодоления заикания у дошкольников на этапе формирующего эксперимента был проведен успешно.

(12 слайд)

Спасибо за внимание!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: