СОРТАВАЛЬСКИЕ АЛЛЮЗИИ В РАБОТАХ НИКОЛАЯ РЕРИХА 1940-х гг.




Линник Юрий Владимирович,

Доктор философских наук,

Профессор кафедры философии и культурологии ПетрГУ,

Директор Музея космического искусства им. Н.К. Рериха,

Г. Петрозаводск

СОРТАВАЛЬСКИЕ АЛЛЮЗИИ В РАБОТАХ НИКОЛАЯ РЕРИХА 1940-х гг.

1. Утром 9 сентября 1926 г. Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи на двух автомобилях из Верхнеудинска отправятся в Монголию.

Транзит в Урге окажется долгим.

Зазимуют в самой студёной из всех столиц Ойкумены.

Там Н.К. Рериху вспомнятся события десятилетней давности:

 

Поздно ночью 17 декабря 1916 года отошёл поезд. Его не отапливали. Родственники думали, что наша поездка – безумие. Святослав помнит точно, как мы завернулись во все наши одеяла при 25° ниже нуля. Мечта действия! И покрытые снегом скалы Финляндии возникли перед нами, как первые вестники будущих Гималайских высот [3: 112].

 

Расстояние от Сортавалы до Наггара – 5224, 9 км.

В сознании художника этот разрыв как бы отсутствовал – ландшафты соседствовали, неисповедимо накладываясь друг на друга.

Проходя друг сквозь друга!

Нет, они не совпадали один к одному – не выравнивались во что-то усреднённое – уходили от нивелировки.

Тем не менее неожиданные унисоны обнаруживались со всей очевидностью.

В них – тайна.

Свести её к субъективным ассоциациям мастера?

Таковые первичны.

Но за ними угадывается глубинное созвучье.

Если угодно – аналогия.

Или – инвариантность.

Разворачивая веер синонимов, указываем на нетривиальность проблемы: трудно схватить – вербально выразить – её существо.

Вторгаемся в область несказуемого?

Приладожье – и Гималаи: родство тут потаённое.

В попытке его выявить надо задействовать и гуманитарные, и естественные науки.

Геология пересечётся с психологией.

Будем рассчитывать хотя бы на приблизительную намётку.

На аппроксимацию – не более того.

 

2.

 

Север – приволен; Север – сама свобода:

 

…привет от Карельских голубых озёр, от Ладоги, такой широкой, такой богатой высокими шхерами, что, кажется, я изменю моему Новгороду. Понимаю, отчего север Ладоги издавна привлекал Новгородцев и викингов. Как-то особенно привольно здесь [1: 41-42].

 

Обратим внимание на то, как часто Н.К. Рерих говорит о бодром духе, соприсущем Северу.

 

Возьмёте ли Кивач и бодрый северный край [4: 87].

 

Вообще помни о Севере. Если кто-нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую даёт Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдёшь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний? [3: 36].

Хорошо здесь! Бодро, ветрено, каменисто. Рисуется какая-то сюита Carelia Heroïca [1: 39–40].

 

Люб мне здешний край. Мои скалы, леса, озёра и мхи. Много бодрости и подлинных зовов земли [1: 43].

Как в словарях определяется бодрость?

Среди смысловых эквивалентов приведём такие: живость – энергичность – приподнятость.

Н.К. Рерих очеловечивает природу Севера как художник: видит в её состояниях вдохновение и экстатичность – соревнуется с ней в игре фантазии – перенимает от неё любовь к импровизациям.

Холст мастера – и скалы Каарнесаари: сейчас это сообщающиеся сосуды – идёт переток энергий.

Столпник вышел из камня?

Его скит – в недрах породы?

Природное и человеческое здесь достигают предельной степени симбиоза.

Рецидив литолатрии?

Скорее гимн Всеединству, понятому пантеистически.

Мир подобен человеку – человек подобен миру.

Этот своеобычный антропоморфизм Н.К. Рерих распространяет и на Гималаи, утверждая параллель между взмыванием духа и порывностью гор.

 

Не забудем, что именно на Гималаях создалось сказание о Жар-Цвете. Много всемирных сказаний пришло от этих снежных вершин. Мысли о целительных травах, о чудесной пыли метеоров, о магнитных токах и мощных энергиях во благо человечества приведут нас опять к тем же снеговым великанам.

Мировая Сокровищница Духа! Устремление ко Благу, стремление вверх, где же оно так же действенно может проявиться, как не у Высот, на которые ещё не ступала нога человеческая? Во имя этих высот укрепляйте всю бодрость духа [2: 138].

3. Приведём справку из «Этимологического словаря русского языка» –Макс Фасмер провёл широкий лингвистический поиск:

 

укр. бо́дрий, сербохорв. ба̏дар "бойкий, живой", ст.-слав. бдъръ πρόθυμος' (Син. Пс.), бъждрь (Супр.). К бдеть.

Родственно лит. budrùs "бодрый" (откуда собств. Budrys – у Мицкевича), авест. zaēni-buδra- "бдительный, усердный"; см. Фик, KZ 22, 380; Бернекер 1, 105 и сл.; Мейе, Et. 114. Далее ср. буди́ть, блюсти́.

Замечательный спектр значений!

Дозорные на картинах Н.К. Рериха бдят.

Святые блюдут чистоту веры.

Пророки – будят.

Все эти смыслы несёт в себе тугое – будто пружинящее – слово бодрость.

Оно указует на свежесть и новизну.

От него веет молодым – ювенильным – нерастраченным.

Сии эпитеты мы правомерно относим к ландшафтам Приладожья и Гималаев.

Это очень и очень молодые ландшафты.

Но перед нами различные формы молодости.

Приладожье: древнейшее основание – архейское, палеозойское – чудесно обновлено недавним ледником (10000 – 12000 лет назад).

Гималаи: это юнцы на планете (третичный период – настоящее время).

 

 

Мезозой Кайнозой Эра
Палеоген Неоген Чт П-д
Палеоцен Эоцен Олигоцен Миоцен П п   Эп.
  65,5 55,8 33,9 23,03 5,33 2,59   млн. лет ←
0,0117

Третичный

 

Вот фрагмент геологической шкалы.

Самые бурные события в жизни Гималаев укладываются внутри интервала, отмеченного двумя эпохальными событиями: вымиранием динозавров в конце мела и появлением гоминид в конце миоцена.

Акмэ Гималаев приходится на олигоцен?

Думается, что до него ещё далеко – орогенез продолжается.

Гималаи растут!

Представим события, происходившие здесь в Верхнем Мелу – 84 млн лет назад.

Индийская плита, оторвавшись от Мадагаскара, неукротимо двинулась в сторону Севера.

Торможение невозможно!

Уже покрыто расстояние в 6000 км!

И вот – неизбежное: столкновение с Евразийской плитой.

На их стыке вздыбились Гималаи.

Память этих грандиозных процессов не успела покрыться патиной.

Более того: их инерция ощутима со всей непосредственностью.

Гея на этих широтах творит ярко – масштабно – с космическим размахом.

Она увлекла Н.К. Рериха – передала ему свои импульсы.

Реально передала!

Без всяких метафор.

Это особая тема: ландшафт – и культура, ландшафт – и психология.

Гималаи антиэнтропийны.

Отсюда их бодрящее воздействие на ноосферу.

 

4. Приладожье – двуслойно.

На докембрийское – считай без всего промежуточного, посредствующего – накладывается плейстоценовое.

Как если бы два художника – из разных эпох – пишут картину на одном холсте!

Расстояние во времени между ними – в крайних точках – доходит до 3, 5 млрд лет.

Но во что удивительно: они работают в согласии друг с другом – создают целостность.

Шедевр налицо!

Седая тектоника – и вьюноша-ледник: это разные художественные школы – разные стилистики.

Первая – академична: любит возвышенное, пафосное.

Второй – авангарден: тяготеет к экспрессии – культивирует эксперимент.

Противоречие?

Приладожье разрешило его в гармонию.

Перенесёмся в древность.

Лучшую возможность для этого даёт Валаам.

Почему здесь так легко дышится?

Ведь не случайно именно в этих местах Н.К. Рерих одолел ползучую пневмонию!

Отвечая на поставленный вопрос, я отдам дань поэзии – немного пофантазирую.

Но при этом не уклонюсь от истины.

Валаамский габбро-диабаз доселе хранит память великой кислородной революции.

Попытаемся вжиться в это поворотное для Земли событие.

Изнутри прочувствовать его!

3,7 – 3,8 млрд. лет назад: на Земле появился фотосинтез – пока бескислородный.

2,7 – 2,8 млрд. лет назад: цианобактерии начинают вырабатывать восьмой элемент – но поначалу он всецело уходит на окисление окружающей среды.

Говоря иначе – поглощается: горные породы – водные растворы – атмосфера связывают его.

Прочен этот плен!

Воздух – тяжёлый: много сероводорода – аммиака – метана.

В биосфере безраздельно царят анаэробы.

И вдруг – перехват власти: на авансцену жизни круто и резко выдвигаются аэробы.

Это самая заря протерозоя!

Это 2,4 млрд лет назад!

Свободный кислород хлынул в атмосферу.

Накачал её по-новому.

Дышите уверенно – дышите глубоко – дышите ровно!

На Валааме с особой остротой понимаешь, почему В.И. Вернадский назвал жизнь геологической силой – узрел в ней планетарно значимый фактор.

Совершив кислородную революцию, жизнь преобразила лик Земли.

Это коррелировало с красотой.

С эстетическим началом эволюции.

Иногда мне кажется, что картины Н.К. Рериха полны всклень тем – первым – кислородом.

Vita выдохнула его именно на той геологической стадии, чьи реалии в силу древности повсюду стёрты и размыты, а на Валааме предстают нам сохранно – в ошеломительной доподлинности.

Мы вправе сказать, что Н.К. Рерих инстинктивно тянулся к тем местам, где владычит первозданное – где ещё не сошла на нет начальная креативная мощь Земли.

Энергетику геогенеза он умел трансформировать в энергетику живописания.

Как возможно такое?

Пробегая искрой, заряд от местности перетекает в картину – и там остаётся навсегда.

 

5. Знобящую новизну привнёс в ландшафт Приладожья последний ледник.

Н.К. Рерих попал под гипноз его творений.

Камы – озы – бараньи лбы – курчавые скалы – эрратические валуны-странники: для каждого из этих явлений можно подобрать иллюстрации в работах мастера.

Гений ледника – пластический: это прежде всего ваятель.

Он любил работать с объёмами.

С большими массами!

Как с твёрдыми, так и с рыхлыми.

При этом проявлял редкостную изобретательность.

Не сразу удалось найти ключ к пониманию его приёмов.

Купола камов – и змеящиеся озы: происхождение их долгое время оставалось непонятным.

Решающий вклад в расшифровку этих выразительнейших элементов ландшафта внёс Петр Алексеевич Кропоткин.

Особое значение имели его исследования в Выборге.

Камы – это морена внутриледниковых озёр, опустившаяся при потеплении на землю.

Озы – как бы слепки речных русел, пробитых в ледяном массиве.

Камы – в народе их называют ёжиками – запечатлены на многих полотнах мастера.

В частности, мы их видим в декорациях к «Снегурочке» Н.А. Римского-Корсакова.

Пунка-харью – знаменитый оз.

Н.К. Рерих живописал его в 1907 г.

С высоты птичьего полёта он являет из себя абсолютно фантастическое зрелище.

Озы и камы производят впечатление артефактов.

Рукотворные создания!

Но чьи?

Ландшафт способствует мифогенезу о великанах.

Н.К. Рерих вовлёкся в него.

Начатое в Приладожье получило продолжение в Гималаях.

И там художник угадывал присутствие великанов!

В сортавальских текстах Н.К. Рерих нередко говорит о горах.

Это гиперболизация?

Самая высокая точка в регионе – гора Пётсевара: высота 187,4 м.

Далеко до Джомолунгмы?

Как бы то ни было, но Приладожье и Гималаи для восприятия Н.К. Рериха – сомасштабны.

Приладожье – литота Гималаев?

Гималаи – гипербола Приладожья?

Такой взгляд правомерен.

Однако он не исключает паритета двух регионов по критерию их духоносности.

Оба отсылают к бесконечности.

А там великое и малое – вспомним парадоксы теории множеств – оказываются релятивными.

И даже амбивалентными!

Целое и часть – множество и подмножество – являют свою равномощность.

Нечто подобное имеет место и в нашем случае.

Н.К. Рериху не нужно было класть Приладожье под сильную лупу, чтобы уравнять их с Гималаями – взаимосоотнесённые в художническом сознании, они обнаруживают изначально предзаданную эквивалентность.

Поэтому не будем говорить: Приладожье было дано мастеру как бы на вырост – планка находилась в Гималаях.

Нет, в космосе мастера это одноуровневые – единовеликие – образования.

 

6. Н.К. Рериха притягивало информационное разнообразие.

Отсюда его любовь к различным фракталам: будь то замысловатая береговая линия – прихотливый силуэт гор – каприччио облаков.

Здесь ещё ничего не сглажено.

Не положено под нивелир!

Чем больше информации – тем меньше энтропии.

Это качество молодых – бодрых – ландшафтов.

Н.К. Рерих чувствовал величие пустыни.

Но монотонность не для него.

В Приладожье и в Гималаях мастер обрёл оптимальную среду для своего творчества.

Взгляд окрест не заскучает.

Новизна неизбывна.

Сложные движения души находят в ландшафте могучую поддержку.

Возникает – унисон.

Обретаются – отклики.

Это – лад.

Сопротивление росту энтропии лучше всего выражает вертикаль.

Приведём цитату из Мартина Хайдеггера:

 

Земля есть выход на свет постоянно замыкающегося, тем самым укрывающего и прячущего себя, того, что ни к чему не испытывает напора. Мир и земля сущностно отличны друг от друга и, однако, никогда не разделены. Мир основывает себя на земле, а земля пронизывает мир своим воздыманием в нём. Но сопряжённость мира и земли отнюдь не прозябает в пустом единстве противоположностей, которым дела нет друг до друга. Мир, возлежа на земле, стремится вывести, возвысить её над её пределами. Как мир разверзающийся, он не терпит ничего затворённого. А земля, будучи землей укрывающей, склонна к тому, чтобы вбирать в себя и удерживать в себе мир.

Противостояние их есть спор мира и земли [6: 81].

Слова философа как нельзя лучше характеризуют космос Н.К. Рериха.

Гея у него – то интроверт (обращена к собственным глубинам), то экстраверт (перерастает себя – тянется к небу).

Последнее преобладает.

Такое перерастание – в психологическом измерении – подчас очень и очень схоже с экстазом.

По сути тождественно с ним!

Какова исходная семантика данного понятия?

Выступание из себя – превозможение себя – выход вовне.

Этимология: от древне-греческого ἔκ-στᾰσις – исступление, аффект, ярь и раж.

Высшая степень восторга!

Максимум воодушевления!

Горные вершины являются экстазом Земли.

Движение в Приладожье к Гималаям – через картины Н.К. Рериха – подобно усилению экстаза.

Это хорошо просматривается в дуэте разновременных полотен – они так и называются: «Экстаз».

Мистагог набирает высоту.

Вот-вот он выйдет в открытый космос.

Над Валаамом и над Кулу звучит «Поэма экстаза» А.Н. Скрябина.

М. Хайдеггер говорит: здесь-бытие экстатирует – норовит выступить за свои пределы.

Рериховское расширение сознания можно рассматривать как специфическую форму экстаза.

Картина «Чудь подземная» (1928–1930): мы экстатируем в глубь.

Картина «Приказ» (1917): мы экстатируем в даль.

Картина «Выше гор» (1924): мы экстатируем в высь.

Каждый вектор самоценен.

Но нет сомнения, что именно вертикаль – подчеркнём это ещё раз – получила первенствующую роль в культуре.

Наш дух замагничен зенитом.

Гималаи рвутся в занебесье.

Сложение усилий результативно.

Об этом свидетельствует Н.К. Рерих.

Как ни выположено Приладожье, но и оно – с его ошеломительной валаамской интрузией – имеет в основе своего генезиса вертикальное восхождение.

Динамика Приладожья многовекторна.

Этим оно разнится от Гималаев, сосредоточенных исключительно на подъёме – на росте вверх.

Часто ли мы встретим у них уклоны от единой оси?

Дирижёр стремится к тому, чтобы выдержать моноритм.

Как в апофеозе!

Могуче звучит согласованный хор вершин.

А вот в Приладожье мы наблюдаем скорее полифонический строй.

Налицо весьма непростая суперпозиция сил.

Тогда как Гималаи – когерентны.

Разница существенная.

Тем не менее и для анализа, и для интуиции явственна тонкая сообразность двух ландшафтов.

Интрузия!

Этому слову хочется придать романтический ореол.

Земные глубины захотели пообщаться с небом – и отправили на поверхность планеты своих посланцев.

Это и есть интрузии: геологические тела, сформировавшиеся в недрах Геи – осуществившие там свою полную кристаллизацию.

Среди интрузий встречаются поразительно правильные формы.

Штоки похожи на колонны.

Батолиты – на линзы-чечевицы.

А лакколиты предваряют архитектуру куполов.

Геометрически и батолиты, и лакколиты внешне – особенно под чехлом растительности – подобны камам.

Подчеркнём: это типичное конвергентное сходство – как происхождение, так и состав здесь не имеют ничего общего.

Интрузии сложены из магматических горных пород.

Камы – из морены.

Что мы видим на картине Н.К. Рериха «Знамение» (1915): батолит или кам?

Пробу не возьмёшь.

Поэтому вопрос остаётся без ответа.

Но вот что для нас важно: мы видим, как земля дыбится – выпячивается – вытягивается вверх.

Для этого она использует разные средства.

Чего стоят ступенчатые траппы!

Они отстраивались – подчас в строгой поочерёдности – из базальтов и осадочных пород.

Первые – прочны.

Вторые легко эродируют: как бы изымаются из конгломерата!

Получается – лестница.

Природа здесь проявила один из ключевых архетипов человечества. Траппы тоже кажутся творениями великанов.

На их поступательные марши очарованно взирали и Н.К. Рерих, и мастера «Амаравеллы».

Вертикализм природы подхвачен и продолжен вертикализмом архитектуры.

Сколь убедительно эта преемственность проявилась в северном модерне!

Вспомним «Каллио» Ларса Сонка.

Вспомним 35 кирок Йозефа Стенбека.

Говоря о финском зодчестве начала ХХ века, мы расширяем контекст, важный для понимания сортавальского периода в жизни семьи Рерихов.

Тогда северное Приладожье было частью Suomi.

Духоподъёмная тяга!

И в Приладожье, и в Гималаях она проявляла себя с одинаковой силой.

Последний аккорд: сравним горную вершину в картину «Будда дающий» (1932) – и здание Мастер-Билдинг в Нью-Йорке, где размещался Музей Н.К. Рериха (1929, Харви Корбетт).

Как сказали бы геометры, коллинеарность очевидна – массивы вторят друг другу, вступая в удивительный резонанс.

Впечатляющая изоритмия!

Природа и зодчество нашли общие структурно-тектонические решения: пирамидальность – игра наружных выступов – точно найденные пропорции, будто работающие на ускорение при наборе высоты.

Случайная конвергенция?

Или Н.К. Рерих наложил на гималайский пейзаж нью-йоркские впечатление?

Межконтинентальная перекличка!

Горы отразили и преломили урбанистический мотив.

 

 

***

 

Вся сказанное выше – пролегомены к сопоставлению: вот –сортавальские, а вот – гималайские картины, написанные на одну тему.

Сравнение говорит само за себя.

Гималайское есть реминисценция сортавальского?

Или его своеобычная реинкарнация?

Парные картины – если вжиться в них – предстанут как ипостаси одной картины.

Не варианты, а именно ипостаси!

Одно существует в двух.

Два готовы вернуться в одно.

Мало сказать: ландшафты у Н.К. Рериха на этих картинах взаимопереводимы – тут нечто большее.

У них общая ментальная генетика.

Это само по себе замечательное открытие – великий мастер подарил его нам.

 

 

ЛИТЕРАТУРА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: