Изменение установки личности.




Пути восстановления ВПФ

1. Восстановление функций путем растормаживания т.е. снятия диашиза (состояние недеятельности нервных центров, развивающееся вследствие внезапного прекращения поступления к ним возбуждающих импульсов, когда клетки находятся в запредельном торможении) путем медикаментозного воздействия на синаптическую проводимость нервных элементов. Спонтанное восстановление происходит через 3-4 недели после травмы. Если функция не восстанавливается, то этот путь восстановления невозможен.

Этот факт объясняется тем, что очаговое поражение мозга, как правило, сопровождается явлениями отека и набухания, ликвородинамическими сдвигами.

Восстановление функций путем викариата

Восстановление нарушенных функций путем их перемещения в сохранные отделы больших полушарий. Участки нервной ткани, расположенные вблизи очага поражения (если только они сами не находятся в патологическом состоянии), могут обнаружить повышенную возбудимость и брать на себя функции пораженного участка. Степень замещаемости разрушенных участков мозговой коры соседними не остается одинаковой и при различной локализации очага меняется.

Восстановление функций путем перестройки функциональных систем

Заново сконструированная в процессе обучения функциональная система способна выполнять задачи, реализуя нарушенную психическую функцию. Спонтанно такие перестройки у человека не происходят. Ведущая роль в разработке этого пути восстановления ВПФ, и прежде всего речи при афазии, принадлежит Александру РомановичуЛурии.

Спонтанное восстановление ВПФ

А. Р. Лурия считал, что в основе спонтанного восстановления речи при афазии могут лежать три причины:

1. В случае, если ранение не разрушает мозговое вещество, а лишь вызывает временное угнетение этих участков мозга и когда это угнетение, торможение исчезает, то функция полностью спонтанно восстанавливается.

2. Вторым механизмом спонтанного восстановления может явиться спонтанное перемещение данной функции с одних участков мозга на другие, которые компенсируют дефект.

3. Имеют место также и взгляды на определенные возможности спонтанного восстановления функции, которое идет по пути автоматической компенсации нарушенной функции. При нарушении процесса звукоразличения из-за дефектов акустического гнозиса (нарушение фонематического слуха) больной, чтобы понять говорящего, смотрит на его губы, на работу артикуляторного аппарата. Включение другой системы, а именно оптического анализатора, способствует актуализации межанализаторных связей. Этот путь способствует пониманию обращенной речи.

Факторы, влияющие на спонтанное восстановление ВПФ:

этиология, локализация, обширность поражения, исходная степень тяжести нарушения речи, начало заболевания — период от начала заболевания до первого обследования, доминантность полушария.

Восстановление ВПФ путем использования медикаментозных средств

Выше указывалось о ее применении при растормаживании функций путем влияния специфическими веществами — медиаторами — на синаптическую проводимость нейронных комплексов. В последнее время в работах, посвященных реабилитации больных с нарушением ВПФ, в частности с афазией, относительно малое внимание уделяется применению лекарственной терапии. А между тем в процессе восстановительного обучения, как на стадии растормаживания речевых процессов, так и на стадии создания новой функциональной системы речи или ее перестройки, фармакотерапия должна занять определенное место.

Изменение установки личности.

Не всегда торможение функций носит простой характер и его можно снять применением лекарственных воздействий. «В ряде случаев торможение функций является результатом своеобразной фиксации первоначального дефекта», и устранить такой дефект можно только "изменением психических установок личности"». Необходимо психологическое воздействие, которое изменит установку больного и тем самым включит заторможенную функцию в систему активно действующих психических процессов.

Выводы:

1. Пути восстановления имеются, и все они разнообразны.

2. Их разнообразие находится в зависимости от ряда факторов, и прежде всего от топики и обширности поражения мозга, от патогенеза дефекта, от этиологии заболевания, от общего времени протекания заболевания и др.

3. При выборе того или другого пути для преодоления дефектов у больных специалист (нейропсихолог, логопед, врач) должен учитывать всю многофакторность дефекта.

4. Необходимо применение не одного, а двух-трех путей восстановления. Так, путь перестройки функциональных систем хорошо сочетается с медикаментозным влиянием и с элементами расторможения функций психолого-педагогическими методами. На сегодняшний день в случаях повреждения самого вещества мозга, оптимальным и ведущим путем все еще остается рациональное воздействие на дефект методом восстановительного обучения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: