Социально-историческое и общечеловеческое в героях Н.В. Гоголя.




 

Произведения Гоголя охватывают период 40-х годов XIX века. Это

время разгула бюрократии и чиновничьего аппарата в благоприятных для

этого условиях русской действительности. Кроме того, это время беспо-

щадной эксплуатации народа, угнетенного и бесправного, живущего под

гнетом крепостного права.

 

Гоголь - великий писатель своего времени. Он первый в русской

литературе попытался сатирически изобразить чиновников, подхалимов и

хитрецов, приспособившихся добывать деньги за счет глупости других.

 

Гоголь написал много произведений, в которых тема разоблачения

взяточников, подхалимов, низкопоклонников стала центральной. Это поэма

"Мертвые души", в которой писатель высмеял общество помещиков-крепост-

ников, чиновников-бюрократов; комедия "Ревизор", повести "Нос" и "Ши-

нель", показывающие глупость людей, управляющих государством.

 

Социально-исторические черты присущи всем героям Гоголя. Су-

ществовавшая социальная действительность наложила глубокий отпечаток

на характеры и взгляды людей того времени. Это можно показать на при-

мере любого произведения Гоголя. Возьмем, например, "Мертвые души". В

этом произведении выведена целая галерея моральных уродов, типажей,

ставших нарицательными именами. Гоголь последовательно изображает по-

мещиков, чиновников и главного героя поэмы дельца Чичикова. Остановим-

ся подробнее на типах помещиков. Все они являются эксплуататорами, вы-

сасывающими кровь из крепостных крестьян. Но пять портретов, выведен-

ных в произведении, все-таки отличаются друг от друга. Всем им присущи

не только социально-исторические, но и общечеловеческие черты и поро-

ки. Например, Манилов. Он не просто глупый мечтатель, ничего не делаю-

щий, не желающий трудиться. Все его занятия состоят из выколачивания

пепла из трубок на подоконник или в беспочвенных прожектах о мосте че-

рез пруд, да о купеческих лавках, в которых будет продаваться всякая

снедь для крестьян. Образ Манилова является находкой Гоголя. В русской

литературе он найдет продолжение в творчестве Гончарова. Кстати, как

образ Манилова, так и образ Обломова стал нарицательным.

 

В другой главе появляется "дубинноголовая" Коробочка. Но этот

образ не так уж и однобок, как принято писать о нем в критике. Нас-

тасья Петровна - женщина добрая, гостеприимная (ведь Чичиков попадает

к ней ночью, сбившись с дороги), хлебосольная. Она не так тупа, как

принято о ней думать. Вся ее "тупость" проистекает оттого, что она бо-

ится продешевить, продать "мертвые души" себе в убыток. Она скорее мо-

рочит Чичикова. Но тот факт, что она практически и не удивляется пред-

ложению Чичикова, говорит о ее беспринципности, а не о тупости.

 

Говоря о помещиках, нельзя не вспомнить еще одну черту, порож-

денную строем, - это жажда накопительства, наживы и глубокая рассчет-

ливость во всех предпринимаемых делах. Таков Собакевич. Это человек,

бесспорно, хитрый и умный, ведь он первый из помещиков понял, зачем

Чичиков скупает мертвые души. Понял и надул, подсунув в списки умерших

крестьян женское имя Елизавета Воробей, которое он написал через "ер".

Но жажда накопительства приводит к своей абсолютной противоположности

- к нищете. Мы это видим в Плюшкине, вечном образе Скупого. Плюшкин

превратился в животное, утратил даже свой пол (Чичиков даже принимает

его за женщину), стал "прорехой на человечестве".

 

Бюрократизм и самодержавие способствуют появлению в России

дельцов, подобных Чичикову, готовых идти к своей цели по головам дру-

гих, более слабых людей, идти к цели, расталкивая других локтями.

Подтверждением этому служит история жизни Чичикова: сначала он "надул"

своего учителя, потом повытчика, затем своего товарища-таможенника.

Здесь Гоголь показывает, что страсть наживы убивает в человеке все че-

ловеческое, растлевает его, омертвляет его душу.

 

В комедии "Ревизор" перед нами та же глупость, трусость, непо-

рядочность героев. Главный герой Хлестаков - олицетворение душевной

пустоты, фанфаронства, глупости. Он похож на пустой сосуд, который

можно наполнить, чем угодно. Именно поэтому чиновники уездного города

Н принимают его за важную персону. Они хотят видеть в нем ревизора, и

он ведет себя так, как по их понятиям должен вести себя ревизор-взя-

точник. В образе Хлестакова Гоголь высмеивает душевную пустоту, хвас-

товство, стремление выдать желаемое за действительное.

 

В произведениях Гоголя, как мы видим, показаны не только соци-

ально-исторические типы людей, но и общечеловеческие пороки: пустота,

глупость, жадность, стремление к наживе. Герои Гоголя бессмертны, по-

тому что бессмертны человеческие пороки.

 

Н.В.Гоголь.

21. Две России в поэме Гоголя "Мертвые души".

"Мертвые" и "Живые" души в поэме Гоголя.

 

В начале работы над поэмой Н.В.Гоголь писал В.А.Жуковскому:

"Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча!

Вся Русь явится в нем". Так сам Гоголь определил объем своего произве-

дения - вся Русь. И писатель сумел показать во всем объеме как отрица-

тельные, так и положительные стороны жизни России той эпохи. Замысел

Гоголя был грандиозен: подобно Данте изобразить путь Чичикова сначала

в "аду"- I том "Мертвых душ", затем "в чистилище" - II том "Мертвых

душ" и "в раю" - III том. Но этот замысел не был осуществлен до конца,

до читателя в полном объеме дошел только I том, в котором Гоголь пока-

зывает отрицательные стороны русской жизни.

 

Наиболее широко на страницах поэмы представлены образы совре-

менных автору помещиков. Это и есть "мертвые души" поэмы. Гоголь пока-

зывает их в порядке возрастающей моральной деградации. Сначала это Ма-

нилов, обходительный, с приятными чертами лица, мечтательный человек.

Но это только на первый взгляд. Пообщавшись с ним немного, вы восклик-

ните: "Черт знает, что такое!" Его мечтательность - это праздность,

паразитизм, безволие.

 

В Коробочке Гоголь представляет нам другой тип русского поме-

щика. Хозяйственная, гостеприимная, хлебосольная она вдруг становится

"дубинноголовой" в сцене продажи мертвых душ, боясь продешевить. Это

тип человека себе на уме.

 

В Ноздреве Гоголь показал иную форму разложения дворянства.

Писатель показывает нам 2 сущности Ноздрева: сначала он - лицо откры-

тое, удалое, прямое. Но потом приходится убеждаться, что общительность

Ноздрева - безразличное панибратство с каждым встречным и поперечным,

его живость - это неспособность сосредоточиться на каком-нибудь серь-

езном предмете или деле, его энергия - пустая растрата сил в кутежах и

дебоширствах. Главная его страстишка, по словам самого писателя, "на-

гадить ближнему, иногда вовсе без всякой причины".

 

Собакевич сродни Коробочке. Он, так же как и она, накопитель.

Только, в отличие от Коробочки, это умный и хитрый скопидом. Ему уда-

ется обмануть самого Чичикова. Собакевич груб, циничен, неотесан; не-

даром он сравнивается с животным (медведем). Этим Гоголь подчеркивает

степень одичания человека, степень омертвения его души.

 

Завершает эту галерею "мертвых душ" "прореха на человечестве"

Плюшкин. Это вечный в классической литературе образ скупого. Плюшкин -

крайняя степень экономического, социального и морального распада чело-

веческой личности.

 

К галерее помещиков, которые являются по существу "мертвыми

душами", примыкают и губернские чиновники.

 

Кого же мы можем назвать душами живыми в поэме, да и есть ли

они? Я думаю, Гоголь не собирался противопоставлять удушливой атмосфе-

ре жизни чиновников и помещиков жизнь крестьянства. На страницах поэмы

крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит

не раздеваясь и "носит всегда с собой какой-то особенный запах". Кучер

Селифан - не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и

добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре

Неумывай-Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке, оборотистом мужике Ере-

мее Сорокоплехине. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и

задался вопросом: "Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем?

Как перебивались?"

 

Но есть на Руси хоть что-то светлое, не поддающееся коррозии

ни при каких обстоятельствах, есть люди, составляющие "соль земли".

Взялся же откуда-то сам Гоголь, этот гений сатиры и певец красоты Ру-

си? Есть! Должно быть! Гоголь верит в это, и поэтому в конце поэмы по-

является художественный образ Руси-тройки, устремившейся в будущее, в

котором не будет ноздревых, плюшкиных. Мчится вперед птица-тройка.

"Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа".

 

Н.В.Гоголь.

Сатира Гоголя.

 

В 1852 г. после смерти Гоголя Некрасов написал прекрасное сти-

хотворение, которое может быть эпиграфом ко всему творчеству Гоголя:

 

Питая ненавистью грудь,

 

Уста вооружив сатирой,

 

Проходит он тернистый путь

 

С своей карающею лирой.

 

В этих строках, кажется, дано точное определение сатиры Гого-

ля, ведь сатира - это злое, саркастическое высмеивание не просто обще-

человеческих недостатков, но и социальных пороков. Это смех не добрый,

иногда "сквозь невидимые миру слезы", потому что (а так считал Гоголь)

именно сатирическое осмеяние отрицательного в нашей жизни, может слу-

жить к его исправлению. Смех - это оружие, острое, боевое оружие, при

помощи которого писатель всю жизнь боролся с "мерзостями русской дейс-

твительности".

 

Великий сатирик начал свой творческий путь с описания быта,

нравов и обычаев милой его сердцу Украины, постепенно переходя к опи-

санию всей огромной Руси. Ничего не ускользнуло от внимательного глаза

художника: ни пошлость и тунеядство помещиков, ни подлость и ничто-

жество обывателей. "Миргород", "Арабески", "Ревизор", "Женитьба",

"Нос", "Мертвые души" - едкая сатира на существующую действительность.

Гоголь стал первым из русских писателей, в творчестве которых получили

ярчайшее отражение отрицательные явления жизни. Белинский называл Го-

голя главой новой реалистической школы: "Со временем выхода в свет

"Миргорода" и "Ревизора" русская литература приняла совершенно новое

направление". Критик считал, что "совершенная истина жизни в повестях

Гоголя тесно соединяется с простотой вымысла. Он не льстит жизни, но

не клевещет на нее; он рад выставить наружу все, что есть в ней прек-

расного, человеческого, и в то же время не скрывает нимало и ее безоб-

разия".

 

Писатель-сатирик, обращаясь к "тени мелочей", к "холодным,

раздробленным, повседневным характерам", должен обладать тонким чувс-

твом меры, художественным тактом, страстной любовью к природе. Зная о

трудном, суровом поприще писателя-сатирика, Гоголь все же не отрекся

от него и стал им, взяв девизом своего творчества следующие слова:

"Кто же как ни автор должен сказать святую правду!" Только истинный

сын родины мог в условиях николаевской России осмелиться вывести на

свет горькую правду, чтобы содействовать своим творчеством расшатыва-

нию феодально-крепостнического строя, тем самым содействуя движению

России вперед.

 

В "Ревизоре" Гоголь "собрал в одну кучу все дурное в России",

вывел целую галерею взяточников, казнокрадов, невежд, глупцов, врунов

и т.п. В "Ревизоре" все смешно: сам сюжет, когда первое лицо города

принимает за ревизора из столицы пустомелю, человека "с необыкновенной

легкостью в мыслях", преображение Хлестакова из трусливого "елистра-

тишки" в "генерала" (ведь окружающие принимают его именно за генера-

ла), сцена вранья Хлестакова, сцена признания в любви сразу двум да-

мам, и, конечно же, развязка и немая сцена комедии.

 

Гоголь не вывел в своей комедии "положительного героя". Поло-

жительным началом в "Ревизоре", в котором воплотился высокий нравс-

твенный и общественный идеал писателя, лежащий в основе его сатиры,

стал "смех", единственное "честное лицо" в комедии. Это был смех, пи-

сал Гоголь, "который весь излетает из светлой природы человека... по-

тому, что на дне ее заключен вечно бьющий родник его, который углубля-

ет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без

проницаемой силы которого мелочь и пустота жизни не испугали бы так

человека".

 

Сатирически изображая дворянство и чиновническое общество,

никчемность их существования, паразитизм и эксплуатацию народа, Гоголь

бесконечно любит родную страну и ее народ. Злая сатира служит именно

этой великой любви. Порицая все дурное в общественном и государствен-

ном строе России, автор прославляет ее народ, силы которого не находят

себе выхода в крепостной Руси. С глубокой любовью пишет Гоголь о наро-

де. Здесь уже нет обличающей сатиры, только проскальзывает грусть о

некоторых сторонах жизни народа, порожденных крепостничеством. Писате-

лю присущ оптимизм, он глубоко верит в светлое будущее России.

 

Завершить работу хотелось бы строками Некрасова:

 

Со всех сторон его клянут,

 

И только труп его увидя,

 

Как много сделал он поймут

 

И как любил он, ненавидя.

 

Н.В.Гоголь

23. Особенности жанра и композиции поэмы Гоголя "Мертвые души". Художест-



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: