Вопрос 14: Развитие идей музейной педагогики в Германии в первой трети ХХ в.




 

А.Лихтварк — I-ая концепция образования в музее, работал в Художественном музее г. Гамбурга и оказал большое влияние на дальнейшее развитие образовательных идей в музее.

1912 г. - Мюнхен, Эрик Хоффман «Путеводитель по музеям Мюнхена» - методика проведения школьных экскурсий в музеях.

1. Предлагает взгляд на музей со стороны школы

2. Универсальная концепция для всех музеев

Путеводитель:

Часть «А»

– описание коллекций, что будет наиболее полезно

– тематическая структура коллекций, залов

– увязка со школьной программой

Часть «Б»

– обзор экскурсий соответсвующий каждому классу

– программа лекций для каждого класса

– подчеркнутая важность систематического подхода к посещению музеев, только так экскурсия становится полезной

– наглядность- основное требование

Требования:

– системность посещения

– у экскурсии должна быть цель

– четкое соответствие программе в школе

– учитывать возрастные особенности

Начало XX и. в Германии ознаменовалось широким подъемом планомерной образовательной деятельности музеев. Причиной этого подъема было влияние реформаторской педагогики, видевшей выход из кризиса в образовании народа средствами искусства.

Р. фон Эрберг - «прогрессивное образование»:

– уделяет внимание приобщению рабочих к культуре

– особенности работы с подростками

– идея разделить все коллекции на специализированные и доступные широкой публике

К. Фоль (Мюнхен) — психологический подход, написал «Опыт сравнительного изучения картин» - систематическое формирование визуального мышления

– Г. Кершенштейнер (1854-1932) известен как педагог, один из лидеров реформаторского движения, создатель теории "рабочей школы", автор трудов о детском художественном творчестве. Работал в Национальном музее науки и техники. 1925 г. выпустил «Образовательные задачи немецкого музея».

Идеи:

1. Методика музейно-педагогического процесса:

– Логика содержания образования

– Психология ученика

– Цель процесса

2. Структура процесса:

– структурирован по принципу школьного предмета, однако, в школе предметы описывают, а в музее предметы представлены

3. Активное использование научно-вспомогательного материала, он дополняет предметы, словно мостик соединяет

Итог: Безусловным вкладом его в теорию педагогики стала разработка идеи введения активного творческого начала в школьное обучение, так как "методы пассивной наглядности далеко не соответствуют душевной жизни ребенка" и создания такой школы, "которая учит не только словами и книгами, по и еще... практическим опытом", школы "игр раннего детства". Однако, создал школоцентристскую теория — на музей переносились школьные идеи, не учитывлись специфические музейные особенности.

– Педагогические методы построения экспозиции

 

Берлин. Центр образования

В музеях вводятся педагогические отделы, термин «музейный педагог» появляется в начале 30-х гг.

Г. Фройденталь — сотрудник Центрального Института народного образования, предложивший термин "музейный педагог", понимал его как музейного специалиста с педагогическим образованием, способного организовать процесс обучения школьников в музее. Под влиянием идей Г.Фройденталя усиливается школоцентристская версия музейной педагогики, ограничившая сферу ее влиянии только детьми.

Методика образования по Фройденталю:

Этапы:

1.Музейное занятие

• подготовка музейного занятия

• провести

• итоговое закрепление его результатов

• написал о различиях музейного и школьного образования

2.каждое посещение должно сопровождть определенную цель

3.обучение в процессе образования. Посещение во время занятий. Обзорные экскурсии не форма педагогического образования

4.Четкая селекция экспонатов в зависимости от возрастных особенностей ребенка

5.Самостоятельное творчество как закрепление полученного опыта.

При этом необходим отбор музеев в зависимости от возраста посетителей

 

30-е гг. обострение политической ситуации внутри Германии, нивелирование краеведческих музеев, «учебниковые экспозиции»

30-40-е гг. А. Рейхвейн — педагог, работал в Этнографическом музее Берлина, в 1944 г. казнен. Предложил расширить контекст «музейной педагогики»

Тезесы:

1. Сотрудничество школы и музея. От увиденного к знанию, от сознания к самосознанию

2. Музей должен способствовать самосознанию эстетического вкуса

3. Музеи могут способствовать созидательному, криативному началу

- ориентировался на детскую аудиторию. Делал полностью детские выставки.

-Разработал базовые принципы успешности музейного образования:

• экспозиция музея должна строится с учетом образовательной деятельности

Дальнейший ход истории Германии: внедрение национал-социалистской идеологии, война, разгром фашизма и восстановление разрушенного хозяйства надолго затормозил развитие музейной педагогики. О ней вспомнили только в 1960-е гг. в связи с новым кризисом музея. Причем и Западная, и Восточная части Германии внесли свой вклад в оформление ее в особую научную дисциплину.

 

Конец вопроса. Дополнительная информация.

Послевоенное восстановление музеев ГДР проходило под непосредственным влиянием советских музейных специалистов, в том числе изучался опыт образовательно-воспитательной деятельности музеев. Так же, как в нашей стране, музеи Восточной Германии стали инструментом государственной идеологической и культурной политики, а музейная педагогика — средством обучения и воспитания музейными средствами.

В 1963 г. при Министерстве Просвещения ГДР была создана группа "Школа и музей". Задачи:

• планирования и руководства педагогической деятельностью музеев

• организации их связей со школой.

Музейная педагогика характеризовалась музееведами ГДР как "вспомогательная научная дисциплина на стыке музееведения и педагогики, занимающаяся теоретическими и практическими педагогическими аспектами функционирования... музеев в социалистическом обществе".

Так же, как и в ГДР, в Западной части Германии о музейной педагогике вспомнили в начале 1960-х гг. в связи с необходимостью реформирования системы образования. В это же время в ФРГ возникает ряд центров, в задачи которых входила организация рекламы, связь с прессой, музейные публикации и музейная педагогика: "Внешняя служба германских музеев Прусского культурного наследия" (1961), "Внешняя служба Кельнских музеев" (1965), "Художественно-педагогический центр Германского национального музея Нюрнберга" (1965) и др.

Собственно музейно-педагогический центр как межмузейный орган для разработки и проведения музейно-педагогических программ появился впервые в Мюнхене в 1971 г., а к концу 1970-х гг. их число достигло 6. Кроме того при больших музеях было организовано 25 музейно-педагогических служб и отделов, и почти в каждом музее была введена должность штатного или внештатного музейного педагога.

В остальном музеи ФРГ развивались в ином, по сравнению с Восточной Германией, направлении. Под влиянием теории коммуникации и либерализации системы образования музейная педагогика стала рассматриваться как новая научная дисциплина, предметом которой является не просто использование музея в целях обучения, а создание таких условий для посетителей (независимо от их возраста, образования и других социальных факторов), чтобы их общение с культурным наследием было бы наиболее эффективным. Это подразумевает, в частности, активизацию восприятия, развитие креативности (т.е. способности к творчеству) и касается всех сфер музейной деятельности.

Таким образом, музеи ГДР более последовательно развивали довоенные традиции музейной педагогики, а в ФРГ акцент был перенесен на ее коммуникативную, посредническую функцию как незаменимое средство общения музея со своей аудиторией. После объединения в 1990 г. эта тенденция стала характерна для всей страны.

Основным направлением музейно-педагогической деятельности (как это было в прошлом и как, вероятно, будет в будущем) остается работа с подрастающим поколением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: