Мой любимый поэт и писатель Б.Пастернак.




 

Б.Л.Пастернак в своем творчестве отразил многие события XX ве-

ка. Судьба его, так же как и судьба многих поэтов этого поколения,

складывалась очень тяжело. Ему пришлось пережить взлеты и падения, по-

беды и поражения. Поэтому, может быть, для Пастернака творчество стало

спасением и выходом, может быть, даже бегством от окружавшей его со-

ветской действительности. Он подчеркивает необходимость непрерывной

напряженной работы сердца и ума для каждого художника:

 

Не спи, не спи, работай,

 

Не прерывай труда,

 

Не спи, борись с дремотой,

 

Как летчик, как звезда.

 

Не спи, не спи, художник,

 

Не предавайся сну.

 

Ты - времени заложник

 

У вечности в плену.

 

В 1913 году в созданном несколькими молодыми людьми издатель-

стве "Лирика" на началах складчины вышел альманах, в котором напечата-

ны пять его стихотворений. Первым из них Пастернак неизменно потом

открывал свои сборники:

 

Февраль. Достать чернил и плакать!

 

Писать о феврале навзрыд,

 

Пока грохочущая слякоть

 

Весною черною горит.

 

За это лето он написал стихотворения первой своей книги, и к

новому, 1914 году, она вышла в том же издании под названием "Близнец в

тучах".

 

К концу 1916 года вышла в свет вторая книга стихотворений Пас-

тернака "Поверх барьеров".

 

Узнав о февральской революции, Пастернак вернулся в Москву.

Написанная революционным летом 1917 года книга лирики "Сестра моя -

жизнь", поставила Пастернака в ряд первых литературных имен своего

времени.

 

Творческий подъем 1917-1918 годов дал возможность как бы по

инерции написать следующую книгу стихов - "Темы и вариации", но эта

книга, упрочив его имя, однако, внутренне означала для автора душевный

спад, стала для него объектом недовольства собой.

 

Постепенно Пастернак свыкается с мыслью, что в такие времена

лирическая поэзия становится безнравственной и поэт может существо-

вать, лишь сознавая свой долг, жертвуя своей прижизненной судьбой,

временем ради вечного:

 

Мы были людьми. Мы эпохи.

 

Нас сбило, и мчит в караване,

 

Как тундру под тендера вздохи

 

И поршней и шпал порванные.

 

Пастернак обращается к историческим сюжетам революции 1905 го-

да, к легендарной фигуре лейтенанта Шмидта. Появляется поэма "Лейте-

нант Шмидт ".

 

Стихи, посвященные людям, чьи судьбы тогда касались и трогали

поэта (Брюсову, Ахматовой, Цветаевой, Мейерхольду), вместе с некоторы-

ми другими, написанными в это десятилетие, Пастернак объединил с ран-

ними сборниками и составил сборник "Поверх барьеров". Итоговыми рабо-

тами этого времени стали поэмы "Спекторский" и "Охранная грамота", в

которых Пастернак изложил свои взгляды на внутреннюю суть искусства и

его значение в истории человеческого общества.

 

С начала 30-х годов Пастернак принимал активное участие в Сою-

зе писателей и выступил с речью на первом его съезде. В это время о

нем много писали, он надеялся быть общественно полезным. С осени 1936

года тон печати по отношению к Пастернаку резко переменился

 

Поезд ушел. Насыпь черна.

 

Где я дорогу впотьмах раздобуду?

 

Радость победы в войне возрождала надежды на долгожданное об-

новление общества. Радостные предвестия свободы оказались ложными. Но

и в их свете Пастернак начал писать роман "Доктор Живаго", работа над

которым заняла целое десятилетие. Но К.Симонов, редактор "Нового ми-

ра", отказался печатать роман и его издание на родине было запрещено

более 30 лет.

 

Прошло 30 лет двусмысленного замалчивания романа "Доктор Жива-

го". Он, наконец, издан; печатаются массовыми тиражами, о которых ав-

тор не мог и мечтать, его стихи и проза. Его читают, о нем много гово-

рят и пишут.

 

И все-таки, на мой взгляд, лучшим в творчестве Б. Пастернака

являются стихи и переводы.

 

В.В. Маяковский.

Традиции Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Маяковского. Сатира Мая-

Ковского.

 

Поэт Маяковский вошел в наше сознание, в нашу культуру как "агитатор,

горлан, главарь". Он действительно шагнул к нам "через лирические то-

мики, как живой с живыми говоря". Его поэзия громка, неуемна, неисто-

ва. Ритм, рифма, шаг, марш - все эти слова ассоциируются и выражают

творчество поэта. Это, действительно, поэт-гигант. И истинная оценка

его творчества еще впереди, потому что он слишком крупен,объемен, его

поэзия никак не вмещается в узкий и тесный мир наших мыслей и забот.

 

Маяковский - поэт разносторонний. Он мог писать обо всем в

равной степени талантливо и необычно. Поэтому его поэзия так многоли-

ка: от плакатов РОСТА с краткими и меткими подписями - до поэмы о це-

лой стране ("Хорошо!); от антивоенных стихов 10-х годов - до нежных,

возвышенных поэм про любовь ("Облако в штанах", "Флейта - позвоноч-

ник").

 

Не исключением является и тема, обличающая пошлость, мещанс-

тво, быт, обывательщину, волокиту и бюрократизм. В этих произведениях

Маяковский верен традициям русской литературы, так как продолжает те-

му, начатую еще Фонвизиным, Грибоедовым, Гоголем и Салтыковым-Щедри-

ным. Если рассмотреть стихотворения Маяковского "О дряни" и "Прозасе-

давшиеся", то можно заметить, что поэт широко использует целый спектр

комических приемов для описания бюрократов и мещан, чьи желания не

простираются дальше "тихоокеанских галифищ" и стремления "фигурять" в

новом платье "на балу в Реввоенсовете". Поэт использует и разящие эпи-

теты, и яркие сравнения, и неожиданные аллегории, но особенно ярко

вскрывает суть порока гипербола, сарказм и гротеск.

 

Для примера проведем параллель между "Прозаседавшимися" и "Ре-

визором". И то и другое являются законченными литературными произведе-

ниями, обладающими завязкой, кульминацией и развязкой. Начало обоих

произведений гиперьболично: безнадежные попытки чиновников попасть на

несколько заседаний сразу, где обсуждается "покупка склянки чернил", а

в другом произведении от ужаса чиновники признают в Хлестакове ревизо-

ра. Кульминация представляет собой гротеск. В "Прозаседавшихся:

 

И вижу,

 

Сидят людей половины,

 

О, дъявольщина!

 

Где же половина другая?

 

В нескольких строках Маяковский довел ситуацию до абсурда. Бо-

лее плавен переход к кульминации в "Ревизоре", но по своей абсурдности

она не уступает "Прозаседавшимся" и характеризуется,например, такими

ситуациями, как сама себя высекшая унтер-офицерша, Бобчинский, прося-

щий довести до сведения его императорского величества, что в "таком-то

городе живет Петр Иванович Бобчинский".

 

В развитии "Ревизора" Гоголь отразил свою веру в силу и спра-

ведливость высшей власти, в неотвратимость наказания. Развязка "Проза-

седавшихся" иронична, что, вероятно, говорит о том, что Маяковский по-

нимал живучесть, неистребимость бюрократизма.

 

Если говомить о стихотворении Маяковского "О дряни", то здесь

мы найдем и гротеск в образе ожившего Маркса, призывающего свернуть

головы мещанским канарейкам, и гиперболический эпитет "тихоокеанские

галифища, и саркастическое выражение "мурло мещанина", и сравнение

"зады, крепкие как умывальники". Поэт без стеснения употребляет эти

тропы и стилистические фигуры, рассматривая обывательский быт, который

"страшнее Врангеля".

 

Это стихотворение можно соотнести с пафосом творчества Салты-

кова-Щебрина. В его произведениях сарказм, гротеск и гипербола встре-

чаются буквально на каждой странице, особенно в "Диком помещике", "По-

вести о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Истории одного

города". В своих произведениях Салтыков-Щедрин часто использовал прием

фантастики. Подобный прием испрльзовал и Маяковский в пьесе "Клоп", в

которой Пьер Скрипкин переносится в будущее.

 

В.В. Маяковский следовал традициям Гоголя и Салтыкова-Щедрина

не только в использовании литературных приемов, но и в самой тематике

своих сатирических произведений, направленных против косности мышле-

ния, бюрократического мещанского бытия и обывательской пошлости. Тра-

диции русской сатиры были продолжены и развиты такими мастерами слова,

как Булгаков, Ильф и Петров, Фазиль Искандер.

 

М. Булгаков.

71. "Дни Турбиных" - пьеса об интеллигенции и революции.

 

В 1934 году в связи с пятисотым спектаклем "Дней Турбиных", друг М.

Булгакова П.С. Попов писал: "Дни Турбиных" - одна из тех вещей, кото-

рые как-то вдвигаются в собственную жизнь и становятся эпохой для са-

мого себя". Ощущение, выраженное Поповым, испытали едва ли не все лю-

ди, которые имели счастье видеть спектакль, шедший в Художественном

театре с 1926 по 1941 год.

 

Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в

обстановке гражданской войны и всеобщего одичания. Окружающему хаосу

здесь, в этой пьесе противопоставлялось упорное стремление сохранить

нормальный быт, "бронзовую лампу под абажуром", "белизну скатерти",

"кремовые шторы".

 

Остановимся подробнее на героях этой бессмертной пьесы. Семья

Турбиных, типичная интеллигентная семья военных, где старший брат -

полковник, младший - юнкер, сестра - замужем за полковником Тальбер-

гом. И все друзья - военные. Большая квартира, где имеется комната -

библиотека, где за ужином пьют вино, где играют на рояле, и, подвыпив,

нестройно поют российский гимн, хотя уже год, как царя нет, а в бога

никто не верит. В этот дом всегда можно прийти. Здесь вымоют и накор-

мят замерзшего капитана Мышлаевского, который бранит на чем свет сто-

ит, и немцев, и Петлюру, и гетмана. Здесь не очень удивятся неожидан-

ному появлению "кузена из Житомира" Лариосика, и "приютят и согреют

его". Это дружная семья, все любят друг друга, но без сентиментальнос-

тей. Для восемнадцатилетнего Николки, жаждущего битв, старший брат яв-

ляется высоким авторитетом.

 

Алексей Турбин, на наш теперешний взгляд, очень молод: в трид-

цать лет - уже полковник. За его плечами только что закончившаяся вой-

на с Германией, а на войне талантливые офицеры выдвигаются быстро. Он

- умница, думающий командир. Булгакову удалось в его лице дать обоб-

щенный образ именно русского офицера, продолжая линию толстовских, че-

ховских, купринских офицеров. Особенно близок Турбин к Рощину из "Хож-

дения по мукам". Оба они - хорошие, честные, умные люди, болеющие за

судьбу России. Они служили Родине и хотят ей служить, но приходит та-

кой момент, когда им кажется, что Россия гибнет, - и тогда нет смысла

в их существовании. В пьесе две сцены, когда Алексей Турбин проявляет-

ся как характер. Первая - в кругу своих друзей и близких, за "кремовы-

ми шторами", которые не могут укрыть от войн и революций. Турбин гово-

рит о том, что его волнует; несмотря на "крамольность" речей, Турбин

сожалеет, что раньше не мог предвидеть "что такое Петлюра?" Он гово-

рит, что это "миф", "туман". В России, по мнению Турбина, две силы:

большевики и бывшие царские военные. Скоро придут большевики, и Турбин

склонен думать, что победа будет за ними. Во второй кульминационной

сцене Турбин уже действует. Он командует. Турбин распускает дивизион,

приказывает всем снять знаки отличия и немедленно скрыться по домам.

Турбин говорит горькие вещи: гетман и его подручные бежали, бросив ар-

мию на произвол судьбы. Теперь уже некого защищать. И Турбин принимает

тяжелое решение: он не хочет больше участвовать в "этом балагане", по-

нимает что дальнейшее кровопролитие бессмысленно. В его душе нарастают

боль и отчаяние. Но командирский дух в нем силен. "Не сметь!" - кричит

он, когда один из офицеров предлагает ему бежать к Деникину на Дон.

Турбин понимает, что там та же "штабная орава", которая заставляет

офицеров драться с собственным народом. А когда народ победит и "рас-

колет головы" офицерам, Деникин тоже убежит за границу. Турбин не мо-

жет сталкивать одного русского человека с другим. Вывод таков: белому

движению конец, народ не с ним, он против нег

 

дь как часто в литературе и кино изображали белогвардейцев садистами,

с болезненной наклонностью к злодействам. Алексей Турбин, потребовав,

чтобы все сняли погоны, сам остается до конца в дивизионе. Николай,

брат, верно понимает, что командир "смерти от позора ждет". И командир

дождался ее - он погибает под пулями петлюровцев.

 

Алексей Турбин - трагический образ, цельный, волевой, сильный,

смелый, гордый и гибнущий жертвой обманов, предательства тех, за кого

он сражался. Строй рухнул и погубил многих из тех, кто ему служил. Но

погибая, Турбин понял, что был обманут, что сила у тех, кто с народом.

Булгаков обладал большим историческим чутьем и верно понимал расста-

новку сил. Долго не могли простить Булгакову его любви к своим героям.

 

В последнем действии Мышлаевский кричит: "Большевики?.. Вели-

колепно! Мне надоело изображать навоз в проруби... Пусть мобилизуют.

По крайне мере буду знать, что я буду служить в русской армии. Народ

не с нами. Народ против нас". Грубоватый, громкоголосный, но честный и

прямой, хороший товарищ и хороший солдат, капитан Мышлаевский продол-

жает в литературе известный тип русского военного - от Дениса Давыдова

до наших дней, но он показан в новой небывалой еще войне - гражданс-

кой. Он продолжает и заканчивает мысль старшего Турбина о конце, гибе-

ли белого движения, мысль, важную, ведущую в пьесе.

 

В доме есть "крыса, бегущая с корабля", - полковник Тальберг.

Он вначале пугается, врет о "командировке" в Берлин, потом о команди-

ровке на Дон, дает лицемерные обещания жене, за которыми следует трус-

ливое бегство.

 

Мы так привыкли к названию "Дни Турбиных", что не задумываем-

ся над тем, почему так названа пьеса. Слово "Дни" означает время, те

считанные дни, в которые решалась судьба Турбиных, всего уклада жизни

этой русской интеллигентной семьи. Это был конец, но не оборванная,

погубленная уничтоженная жизнь, а переход к новому существованию в но-

вых революционных условиях, начало жизни и работы с большевиками. Та-

кие, как Мышлаевский будут хорошо служить и в Красной Армии, певец

Шервинский найдет благодарную аудиторию, а Николка, наверное, будет

учиться. Финал пьесы звучит мажорно. Нам хочется верить, что все прек-

расные герои булгаковской пьесы действительно станут счастливыми, что

минует их участь многих многих интеллигентов страшных 30-40-50-х годов

нашего непростого века.

 

М.А. Булгаков.

72. Основные темы и проблемы в романе Булгакова "Мастер и Маргарита".

 

Талант художника был у Булгакова от бога. И то,какое этот та-

лант получал выражение, во многом определялось и обстоятельствами ок-

ружающей жизни, и тем, как складывалась судьба писателя.

 

В начале 20-х годов им был задуман роман "Инженер с копытом ",

но с 1937 года он получает другое название - "Мастер и Маргарита".

Все, что пережил Булгаков на своем веку - и счастливого, и тяжелого, -

все свои самые главные мысли и открытия, всю душу и весь талант отда-

вал он этому роману. "Мастер и Маргарита" - творение необыкновенное,

невиданное доселе в русской литературе. Это какой-то сплав гоголевской

сатиры и дантовской поэзии, сплав высокого и низкого, смешного и лири-

ческого.

 

Булгаков писал "Мастера и Маргариту" как исторически и психо-

логически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман

стал уникальным человеческим документом той примечательной эпохи. И в

то же время это многомысленное повествование обращено в будущее, явля-

ется книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художест-

венность. Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на

понимание и признание его романа современниками.

 

В романе "Мастер и Маргарита" царят счастливая свобода твор-

ческой фантазии и одновременно строгость композиционного замысла. Са-

тана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова,

пишет свой бессмертный роман. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь

Христа, а рядом, суетясь, подличают, приспосабливаются, предательству-

ют вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы

20-х-30-х годов нвшего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны

там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, кото-

рая доступна лишь сказке, поэме. "Мастер и Маргарита" и есть лири-

ко-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о бесчело-

вечности зла, об истинном творчестве, которое всегда является преодо-

лением бесчеловечности, порывом к свету и добру.

 

События в "Мастере и Маргарите" начинаются "однажды весной, в

час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах". В столи-

це появляются Сатана и его свита.

 

Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в "Мас-

тере и Маргарите", играет роль вполне реалистическую и может служить

блистательным примером гротескно-фантастического, сатирического обна-

жения противоречий живой действительности. Воланд грозой проносится

над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность.

 

Сама идея поместить в Москву тридцатых годов князя тьмы и его

свиту, олицетворяющие те силы, которые не поддаются никаким законам

логики, была глубоко новаторской. Воланд появляется в Москве, чтобы

"испытать" героев романа, воздать должное Мастеру и Маргарите, сохра-

нившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев,

предателей. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут

перед лицом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со

злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В

этом - трагический гротеск романа. Воланд возвращает Мастеру его роман

о Понтии Пилате, который Мастер сжег в приступе страха и малодушия.

Миф о Пилате и Иешуа, воссозданный в книге Мастера, переносит читателя

в начальную эру духовной цивилизации человечества, утверждая мысль о

том, что противоборство добра со злом - вечно, оно кроется в самих

обстоятельствах жизни, в душе человека, способной на возвышенные поры-

вы и порабощенной ложными, переходящими интересами сегодняшнего дня.

 

Фантастический поворот дела позволяет писателю развернуть пе-

ред нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проведя

аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачи-

вает наизнанку видимость всех этих берлиозов, латунских,майгелей, ни-

каноров ивановичей и прочих. Сеанс черной магии, который Воланд со

своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном

смысле "раздевает" некоторых граждан из зала.

 

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. Дьявола, пожа-

луй, для Булгакова действительно не существует, как не существует бо-

гочеловека. В его романе живет иная, глубокая вера в исторического че-

ловека и в непреложные нравственные законы. Для Булгакова нравственный

закон заключен внутри человека и не должен зависеть от религиозного

ужаса перед грядущим возмездием, проявление которого можно легко ус-

мотреть в бесславной гибели начитанного, но бессовестного атеиста,

возглавлявшего МАССОЛИТ.

 

И Мастер, главный герой булгаковской книги, создавший роман о

Христе и Пилате, тоже далек от религиозности в христианском смысле

этого слова. Им написана на историческом материале книга огромной пси-

хологической выразительности. Этот роман о романе как бы фокусирует в

себе противоречия, которые обязаны решать своей жизнью все последующие

поколения людей, каждая мыслящая и страдающая личность.

 

Мастер в романе не смог одержать победу. Сделав его победите-

лем, Булгаков нарушил бы законы художественной правды, изменил бы сво-

ему чувству реализма. Но разве пессимизмом веет от финальных страниц

книги? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван

Понырев, бывший бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому

суждена долгая жизнь.

 

"Мастер и Маргарита" - сложное произведение. О романе уже ска-

зано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкова-

ний знаменитого романа. О "Мастере и Маргарите" еще много будут ду-

мать, много писать.

 

"Рукописи не горят", -произносит один из героев романа. Булга-

ков пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения.

Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восс-

тановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела чита-

телей во многих странах мира.

 

Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслу-

женное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. Однако да-

леко не все осмыслено и освоено. Читателям его романов, повестей, пьес

суждено по-своему понять его творения и открыть новые ценности, таящи-

еся в глубинах.

 

М.Цветаева.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: