Особенности прозы А.Платонова.




 

Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное

творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в

занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писа-

тель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить

свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не

оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого

себя".

 

Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека,

подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая

жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.

 

А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто ус-

лышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел,

что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра

кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в

чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было

опубликовано из произведений Платонова до последнего лет, не могло

дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить

той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под

силу таким произведениям, как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное мо-

ре". Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его

книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз

готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказы-

вается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие чи-

тающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мас-

терства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоев-

ского, есть единственное дело, достойное того,чтобы посвятить ему

жизнь.

 

Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов

говорил о "социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых

людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает че-

ловека наглухо. В его произведениях мы видим именно "социалистическое

вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный иде-

ал.

 

Из кого же состоит живое "социалистическое вещество" у Плато-

нова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят

масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни

было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это

люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких соци-

ально-административных ограничений. Они не притязательны, неудобства

быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди при-

ходят, каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить,

поскольку для Платонова это не самое важное.

 

Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне

определенная социальная направленность их устремлений заключается в

поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо

ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фанта-

зию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен

инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами -

людьми раскрепощенной мысли.

 

Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимают-

ся. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный

политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпел поражение и

сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х

годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и

аппарат власти.

 

Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформи-

ровавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограничен-

ные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв.

Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них

запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вер-

нувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным

доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к де-

лу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обна-

руживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматичес-

ки руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. По-

лучив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание

происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запута-

лись в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была

той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей

Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть

над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали

примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом соз-

даются материальные ценности, которые приводят к имущественному нера-

венству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства:

труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей

безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного

коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэ-

тому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов

своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая,

что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве

он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова

важно, чтобы не был бы разрушен человек.

 

Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами -

правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жиз-

ни"; те же мечты о революционном переустройстве всей жизни, и не ме-

нее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеоб-

щего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается

"новый человек " и "новый мир".

 

А.Н.Толстой.

75. Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".

 

Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема

России.

 

Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в своем

творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего на-

рода, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толс-

тому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период

нашей

 

истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела не-

бывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам,

к

 

нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и

осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных

преобразований жизни России начала XYIII века, как нельзя лучше помо-

гает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.

Воплощением творческого замысла А.Н.Толстого стал исторический роман

"Петр Первый".

 

Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает

буквально с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное вре-

мя.

 

И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их

собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Оте-

чества, будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уве-

рены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем

ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей

судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонни-

ков Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой

глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмыс-

ленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся

своего будущего.

 

Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительни-

цей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою

опору Петр видит в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков ста-

новится главным его помощником.

 

Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потеш-

ную гвардию, Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии

славно послужат царю и Отечеству.

 

Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жес-

токо, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений

народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ

стихийно протестует против этого. Таким протестом явился

 

стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонима-

ние народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользо-

вался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит яр-

ким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души

народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если

народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачи-

вается насилием, жестокостью, кровью.

 

Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает

перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих

сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо-

собность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты

исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится

частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим

солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой

гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Про-

тивостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ,

единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.

 

Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные

годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя

именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не

желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинс-

тве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом,

приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно

Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво-

лившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.

 

Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую

столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и нап-

ряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова ви-

дит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов.

Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, но-

вым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного

средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на

муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен

образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует

против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к

винтикам государственной машины.

 

Отношения между народом и государством в нашей стране очень

противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии,

во всей сложности. Автор романа "Петр Первый" решает для себя проблему

взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие госу-

дарства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.

 

А.Т.Твардовский.

76. Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".

 

Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник

бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще ред-

кая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твар-

довского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник полу-

чают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил

свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного по-

ложения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть

на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже

своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.

 

Поэма Твардовского была действительно народной, вернее сол-

датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из

многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого.

 

В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне

больше всего нравится в поэме "Василий Теркин".

 

Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифонови-

ча язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются са-

ми. По душе необычность книги, то, что каждая глава является закончен-

ным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга

про бойца, без начала и конца".

 

И то, что автор предлагает:

 

Словом, книгу с середины

 

И начнем. А там пойдет...

 

Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно

и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов.

Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне дос-

таточно.

 

Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из мо-

их самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его

жизнелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто

"не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой

мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет

и радуется жизни:

 

Ведь он в кухне - с места,

 

С места - в бой,

 

Курит, ест и пьет со смаком

 

На позиции любой.

 

Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но

вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин за-

играл на гармони:

 

И от той гармошки старой,

 

Что осталась сиротой,

 

Как-то вдруг теплее стало

 

На дороге фронтовой.

 

Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слу-

шать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в боло-

тах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да

на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички.

Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усме-

хается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока сол-

дат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, диви-

зия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда

немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручи-

ниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче

немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда

совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам.

Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засме-

ялись товарищи: легче стало на душе.

 

Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой

герой, раненый, лежит и замерзает. и чудится ему, что пришла к нему

смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью

и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся

радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что

убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.

 

Буду плакать, выть от боли,

 

Гибнуть в поле без следа,

 

Но тебе по доброй воле

 

Я не сдамся никогда, -

 

шепчет он. И воин побеждает смерть.

 

"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала

дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: