Неисправимый идеалист и романтик, Платонов верил в "жизненное
творчество добра", в "мир и свет", хранящиеся в человеческой душе, в
занимающуюся на горизонте истории "зарю прогресса человечества". Писа-
тель-реалист, Платонов видел причины, заставляющие людей "экономить
свою природу", "выключать сознание", переходить "изнутри вовне", не
оставляя в душе ни единого "личного чувства", "терять ощущение самого
себя".
Он понимал, почему "жизнь на время оставляет" того или иного человека,
подчиняя его без остатка ожесточенной борьбе, почему "неугасимая
жизнь" то и дело гаснет в людях, порождая вокруг мрак и войну.
А.Платонов принадлежит к тем немногочисленным авторам, кто ус-
лышал в революции не только "музыку", но и отчаянный крик. Он увидел,
что добрым желаниям иногда соответствуют злые дела, а в замыслах добра
кто-то предусмотрел для усиления своей власти уничтожение многих ни в
чем не повинных людей, якобы мешающих общему благу. Все, что было
опубликовано из произведений Платонова до последнего лет, не могло
дать полного представления ни о его мощи как писателя, ни совершить
той работы по формированию духовности человека, которая оказалась под
силу таким произведениям, как "Котлован", "Чевенгур", "Ювенильное мо-
ре". Платонов ни на кого не похож. Каждый, кто впервые открывает его
книги, сразу же вынужден отказаться от привычной беглости чтения: глаз
готов скользить по знакомым очертаниям слов, но при этом разум отказы-
вается поспевать за временем. Какая-то сила задерживает восприятие чи-
тающего на каждом слове, каждом сочетании слов. И здесь не тайна мас-
терства, а тайна человека, разгадывание которой, по убеждению Достоев-
ского, есть единственное дело, достойное того,чтобы посвятить ему
жизнь.
Герои Платонов говорят о "пролетарском веществе". Сам Платонов
говорил о "социалистическом веществе". В эти понятия он включает живых
людей. У Платонова идея и человек не сливаются. Идея не закрывает че-
ловека наглухо. В его произведениях мы видим именно "социалистическое
вещество", которое стремится из себя самого построить абсолютный иде-
ал.
Из кого же состоит живое "социалистическое вещество" у Плато-
нова? Из романтиков жизни в самом полном смысле слова. Они мыслят
масштабными общечеловеческими категориями и свободны от каких бы то ни
было проявлений эгоизма. На первый взгляд может показаться, что это
люди с асоциальным мышлением, поскольку их ум не ведает никаких соци-
ально-административных ограничений. Они не притязательны, неудобства
быта переносят легко, как бы не замечая их вовсе. Откуда эти люди при-
ходят, каково их биографическое прошлое - не всегда можно установить,
поскольку для Платонова это не самое важное.
Все они - преобразователи мира. Гуманизм этих людей и вполне
определенная социальная направленность их устремлений заключается в
поставленной цели подчинить силы природы человеку. Именно от них надо
ждать достижения мечты. Именно они когда-нибудь смогут обратить фанта-
зию в реальность и сами не заметят этого. Этот тип людей представлен
инженерами, механиками, изобретателями, философами, фантазерами -
людьми раскрепощенной мысли.
Герои-романтики Платонова политикой, как таковой, не занимают-
ся. Потому что они рассматривают свершившуюся революцию как решенный
политический вопрос. Все, кто этого не хотел, потерпел поражение и
сметены. И еще потому они не занимаются политикой, что в начале 20-х
годов новое советское государство еще не сложилось, сложилась власть и
аппарат власти.
Вторая группа персонажей - это романтики битвы, люди, сформи-
ровавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Чрезвычайно ограничен-
ные натуры, какие в массовом порядке обычно порождает эпоха битв.
Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Все в них
запрограммировано на действие. В силу понятных причин именно они, вер-
нувшись с фронта, пользовались в победившей республике безоговорочным
доверием и моральным правом на руководящие посты. Они приступают к де-
лу с наилучшими намерениями и с присущей им энергией, но вскоре обна-
руживается, что большинство из них в новых условиях чисто автоматичес-
ки руководят так, как командовали полками и эскадронами на войне. По-
лучив посты в управлении, они не умели ими распорядиться. Непонимание
происходящего порождало в них повышенную подозрительность. Они запута-
лись в отклонениях, перегибах, перекосах, уклонах. Безграмотность была
той почвой, на которой расцветало насилие. В романе "Чевенгур" Андрей
Платонов изобразил именно таких людей. Получив неограниченную власть
над уездом, они в приказном порядке решили отменить труд. Рассуждали
примерно так: труд - причина народных страданий, поскольку трудом соз-
даются материальные ценности, которые приводят к имущественному нера-
венству. Стало быть, надо ликвидировать первопричину неравенства:
труд. Кормиться же следует тем, что природа рождает. Так, по своей
безграмотности, они приходят к обоснованию теории первобытнообщинного
коммунизма. У героев Платонова не было знаний и не было прошлого, поэ-
тому им все заменяла вера. С тридцатых годов окликает нас Платонов
своим особенным, честным и горьким, талантливым голосом, напоминая,
что путь человека, при каком бы социальном и политическом устройстве
он ни пролегал, всегда труден, полон обретений и потерь. Для Платонова
важно, чтобы не был бы разрушен человек.
Многое роднит писателя Андрея Платонова с его персонажами -
правдоискателями: та же вера в существование некоего "плана общей жиз-
ни"; те же мечты о революционном переустройстве всей жизни, и не ме-
нее, как в масштабе всего человечества, вселенной; та же утопия всеоб-
щего коллективного творчества жизни, в процессе которого рождается
"новый человек " и "новый мир".
А.Н.Толстой.
75. Отношения народа и государства в романе А.Н.Толстого "Петр Первый".
Проблема взаимоотношений народа и государства - это вечная проблема
России.
Конечно же, выдающийся писатель А.Н.Толстой не мог обойти ее в своем
творчестве. Ведь каждый талантливый писатель - всегда часть своего на-
рода, и эта проблема становится для него и личной проблемой. А.Н.Толс-
тому довелось жить и творить в очень трудный и противоречивый период
нашей
истории, когда проблема взаимоотношений народа с властью приобрела не-
бывалую остроту. В этом плане правомерно обращение писателя к истокам,
к
нашей истории. Ведь понять и осмыслить прошлое - это значит понять и
осмыслить и настоящее, и будущее. Эпоха Петровских реформ, коренных
преобразований жизни России начала XYIII века, как нельзя лучше помо-
гает понять всю сущность этой вечной проблемы в условиях нашей страны.
Воплощением творческого замысла А.Н.Толстого стал исторический роман
"Петр Первый".
Тема взаимоотношений народа и государства явственно проступает
буквально с первых страниц романа. Царь умер, начинается смутное вре-
мя.
И в разговоре мужиков в дороге звучит тревога за судьбу России, за их
собственную судьбу. Ведь народ русский не мыслит себя отдельно от Оте-
чества, будущее страны - это и будущее народа. Все ждут перемен, уве-
рены в их неизбежности, но народ боится этого. Народ не знает, с кем
ему идти, куда идти. Он не имеет решающего голоса в решении своей
судьбы. Сторонники царевны Софьи умело толкают народ против сторонни-
ков Петра. Сцены бунта, жестокое убийство Матвеева, оставившие такой
глубокий след в душе маленького Петра, еще раз обнажают всю бессмыс-
ленность и беспощадность задерганных неразберихой людей, страшащихся
своего будущего.
Растет молодой царь, растет и недовольство народа правительни-
цей Софьей и князем Василием Голицыным. На пути к преобразованиям свою
опору Петр видит в народе. Выходец из народа Алексашка Меньшиков ста-
новится главным его помощником.
Из детей крестьян и посадских людей Петр формирует свою потеш-
ную гвардию, Преображенский и Семеновские полки, которые впоследствии
славно послужат царю и Отечеству.
Придя к власти, Петр начинает свои реформы. Он действует жес-
токо, даже слишком жестоко, он реализует свои замыслы без учета мнений
народных масс. Петр насаждает обычаи, чуждые русскому народу, и народ
стихийно протестует против этого. Таким протестом явился
стрелецкий бунт. Причиной этого бунта послужило прежде всего непонима-
ние народом политики царя, неприятие тех методов, которыми он пользо-
вался. Жестокая расправа над участниками стрелецкого бунта служит яр-
ким примером того, что государство по-прежнему не хочет видеть души
народной, по-прежнему считает его слепым орудием в своих руках. Если
народ не понимает реформ, проводимых государством, это всегда оборачи-
вается насилием, жестокостью, кровью.
Совсем иная сторона взаимоотношений народа с властью предстает
перед нами в описании войны, которую ведет Россия со шведами. В этих
сценах на первый план выступает патриотизм народа, его стойкость, спо-
собность принести себя в жертву во благо Отечества. В эти-то моменты
исчезает пропасть между народом и государством. Государство становится
частью народа. Царь Петр сливается со своей армией. Он помогает своим
солдатам тянуть пушки, повозки во время переходов, находится в самой
гуще сражения в схватке с врагом. Царь воюет простым бомбардиром. Про-
тивостояния нет, нет государя и его слуг. Есть только русский народ,
единый, могучий, раскрывающий все свои лучшие качества.
Несмотря на первое поражение под Нарвой, уже через считанные
годы русская армия разбивает непобедимые корпуса шведов. И устами царя
именно народ дает гневную отповедь фельдмаршалу О'Гильви, который не
желает видеть дисциплинированности и боеспособности в русском воинс-
тве. Сцена осады Нарвы демонстрирует полное единение власти с народом,
приведшее к окончательной победе. И глубоко символично, что именно
Меньшиков, выходец из народных масс, придумал военную хитрость, позво-
лившую взять казавшуюся неприступной крепость Нарву.
Отвоевав у шведов устье Невы, Петр решает строить здесь новую
столицу. Строительство Петербурга потребовало колоссальных сил и нап-
ряжения русского народа. Основная трагедия в том, что власть снова ви-
дит в народе лишь средство, лишь орудие для воплощения своих замыслов.
Это оборачивается неисчислимыми страданиями, гибелью сотен людей, но-
вым ростом противостояния народа царю. Власть снова не находит иного
средства реализации своих планов, кроме насилия. Петербург растет на
муках, на костях тысяч каторжан и крепостных. Здесь очень характерен
образ каторжанина Федьки Умойся Грязью. Вместе с ним автор протестует
против произвола властей, вседозволенности, отношения к людям как к
винтикам государственной машины.
Отношения между народом и государством в нашей стране очень
противоречивы. Правдивый художник Толстой показал их во многообразии,
во всей сложности. Автор романа "Петр Первый" решает для себя проблему
взаимоотношений народа и власти однозначно. Он отрицает насилие госу-
дарства над народом, чем бы оно ни оправдывалось.
А.Т.Твардовский.
76. Герой и народ в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".
Говорят, что собирались поставить или уже поставили памятник
бойцу Василию Теркину. Памятник литературному герою - вещь вообще ред-
кая, а в нашей стране в особенности. Но мне кажется, что герой Твар-
довского заслужил эту честь по праву. Ведь вместе с ним памятник полу-
чают и миллионы тех, кто так или иначе походил на Василия, кто любил
свою страну и не жалел своей крови, кто находил выход из трудного по-
ложения и умел шуткой скрасить фронтовые трудности, кто любил поиграть
на гармони и послушать музыку на привале. Многие из них не обрели даже
своей могилы. Пусть же памятник Василию Теркину будет и им надгробием.
Поэма Твардовского была действительно народной, вернее сол-
датской поэмой. По воспоминаниям Солженицына, солдаты его батареи из
многих книг предпочитали больше всего ее да "Войну и мир" Толстого.
В своем сочинении мне хотелось бы остановится на том, что мне
больше всего нравится в поэме "Василий Теркин".
Больше всего мне нравится в произведении Александра Трифонови-
ча язык, легкий, образный, народный. Стихи его так и запоминаются са-
ми. По душе необычность книги, то, что каждая глава является закончен-
ным, отдельным произведением. Сам автор сказал о ней так: "Эта книга
про бойца, без начала и конца".
И то, что автор предлагает:
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет...
Это, думается, делает героя ближе и понятнее. Очень правильно
и то, что поэт приписал Теркину не так уж много геройских подвигов.
Однако переправы, сбитого самолета да взятого в плен языка вполне дос-
таточно.
Если бы меня спросили, почему Василий Теркин стал одним из мо-
их самых любимых литературных героев, я бы сказал: "Мне нравится его
жизнелюбие. Смотрите, он на фронте, где каждый день смерть, где никто
"не заколдован от осколка - дурака, от любой дурацкой пули". Порой
мерзнет или голодает, не имеет вести от родных. А он не унывает. Живет
и радуется жизни:
Ведь он в кухне - с места,
С места - в бой,
Курит, ест и пьет со смаком
На позиции любой.
Он может переплыть ледяную реку, тащить, надрываясь, языка. Но
вот вынужденная стоянка, "а мороз - ни стать, ни сесть". И Теркин за-
играл на гармони:
И от той гармошки старой,
Что осталась сиротой,
Как-то вдруг теплее стало
На дороге фронтовой.
Теркин - душа солдатской компании. Недаром товарищи любят слу-
шать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Вот они лежат в боло-
тах, где перемокшая пехота мечтает уже даже о том, "хоть бы смерть, да
на сухом". Сыплет дождик. И даже покурить нельзя: размокли спички.
Солдаты все клянут, и кажется им, "хуже нет уже беды". А Теркин усме-
хается и начинает длинное рассуждение. Говорит он о том, что пока сол-
дат чувствует локоть товарища, он силен. За ним батальон, полк, диви-
зия. А то и фронт. Да что там: вся Россия! Вот в прошлом году, когда
немец рвался к Москве и пел "Москва моя", тогда и нужно было кручи-
ниться. А нынче немец совсем не тот, "этой песней прошлогодней нынче
немец не певец". А мы про себя думаем, что ведь и в прошлый год, когда
совсем тошно было, находил Василий слова, которые помогали товарищам.
Такой уж у него талант. Такой талант, что лежа в мокром болоте, засме-
ялись товарищи: легче стало на душе.
Но больше всего мне нравится глава "Смерть и воин", в которой
герой, раненый, лежит и замерзает. и чудится ему, что пришла к нему
смерть. И стало трудно спорить ему с ней, потому что истекал он кровью
и хотел покоя. И чего уж, казалось, держаться за эту жизнь, где вся
радость-то в том, что или замерзнуть, или рыть окопы, или бояться, что
убьют тебя... Но не таков Василий, чтобы легко сдаться Косой.
Буду плакать, выть от боли,
Гибнуть в поле без следа,
Но тебе по доброй воле
Я не сдамся никогда, -
шепчет он. И воин побеждает смерть.
"Книга про бойца" была очень нужной на фронте, она поднимала
дух солдат, побуждала сражаться за Родину до последней капли крови.