1) если предмет является определённым по ситуации (слушающий понимает, о чём идёт речь)
I opened the door and went out.
2) перед неисчисляемыми существительными (если из контекста ясно, о чём речь)
I put the cheese into the fridge.
3) когда упоминаем предмет вторично
I bought a hat. The hat was very expensive.
4) перед существительными во множественном числе (если говорим о чём-либо вторично)
I saw 2 boys. The boys were twins.
5) перед структурой «прилагательное + существительное» (если структуру употребляем вторично)
I heard a nice voice. The nice voice came from the living-room.
6) если предмет является единственным в своём роде (если есть описательное определение, то употребляем неопределённый артикль, НО! in space в значении «космическое пространство», at sea в значении «быть в море, плыть» - без артикля)
I saw the moon. There was a red sun. There are a lot of stars in space. He is at sea now.
7) определённые службы: the police, the fire brigade, the army
My brother is in the army now. The police stopped me as I was driving too fast.
8) в устойчивых выражениях
all the same
at the beginning of
at the bottom of
at the end of
at the latest
at the moment
at the weekend
at the time
at the top of
be on the bus
be on the safe side
by the way
do the washing up
for the most part
in the afternoon
in the evening
in the morning
in the country
in the corner
in the distance
in the doorway
in the end (finally)
in the original
in the shade
in the middle
in the plural
in the singular
in the past
keep the house
lay the table
on the left
on the right
on the one hand
on the other hand
on the spot
on the phone
on the whole
out of the question
put the blame on smb
the beginning
the day after tomorrow
всё равно
в начале
внизу ч.-л.
в конце
самое позднее
в данный момент
в выходные дни
во время
вверху
находиться в автобусе
для большей верности
между прочим
мыть посуду
главным образом
днём
вечером
утром
за городом
в углу
вдали
на пороге
в конце (в итоге)
в оригинале
в тени
посреди
во множественном числе
в единственном числе
в прошлом
сидеть дома
накрывать на стол
слева
справа
с одной стороны
с другой стороны
спонтанно
по телефону
в целом
исключено (не обсуждается)
обвинять к.-л.
начало
послезавтра
the day before yesterday
the other day
the sooner the better
The fact is (was) that …
the rest of the pupils (…)
to be at the cinema (…)
to go to the cinema (…)
to pass the time
to tell the time
to tell the truth
to the country
to the left
to the right
What is the time?
What’s the use? What’s the use of …?
позавчера
на днях (в прошлом)
чем быстрее, тем лучше
Факт в том, что …
остальные ученики (…)
быть в кинотеатре (…)
пойти в кинотеатр (…)
проводить время
сказать время
говорить правду
за город
налево
направо
Который час?
В чём польза? Какая польза от …?
9) в обстоятельстве места + направление движения (без прилагательного впервые употреблённого)
I decided to go the dentist.
10) перед порядковыми существительными (НО! если в значении «ещё один», «дополнительный», то употребляется неопределённый артикль)
I took the second place. (BUT! Give me a second cup of tea.)
11) с названиями языков, если есть слова language, literature (если нет – артикля нет)
I like the English language. (BUT! I like English)
12) в сочетании глагола to play с названием музыкального инструмента
He can play the violin.
13) с превосходной степенью прилагательных (НО! со словом most возможны варианты: в значении «очень», «весьма», «крайне» с существительным в единственном числе употребляем неопределённый артикль, в значении «очень», «весьма», «крайне» с существительным во множественном числе, либо перед словом most в значении «большинство» - артикль не употребляется)
She is the best pupil in the class. It’s the most interesting book here. (BUT! This is a most interesting article. Most pupils pass the exams)
14) с некоторыми географическими названиями: водных массивов (если нет слова lake или loch (the Naroch – Lake Naroch), архипелагов (the West Indies), полуостровов (если есть слово peninsula - The Balkan peninsula),горных цепей (the Alps), пустынь (the Kara-Kum), некоторых стран, городов (если в названии есть слова republic, state, union, kingdom + the Vatican, (the) Sudan, the Cameroon, the Caucasus, the Congo, the Crimea, the Netherlands, the Transvaal, the Tyrol, the Argentine (BUT! Argentina), the Senegal, the Ruhr, (the) Lebanon, the Hague),с частями света (BUT! From East to West) и регионов (the Far East, the Middle East, the equator, the Arctic, the Antarctic (BUT! Antarctica) + если последнее слово – простое существительное: the Yorkshire forest), некоторых улиц (the High Street, the Strand, the Bristol Road, the Mall), шоссейных дорог (the A11, the M4 motorway), площадей (кроме the Red Square), парков (кроме the Botanic Gardens) и мостов (the Bridge of Sighs, the Forth Bridge, the Severn Bridge, the Golden Gate Bridge)
I live in the Republic of Belarus.
15) с фамилиями во множественном числе в значении «семья»
The Browns are coming soon.
16) с именами собственными, имеющими ограничивающее определение
You are not the Andrew I knew before.
17) в приложении, когда подчёркивается известность лица
Charles Dickens, the great English writer, lived in the 19th century.
18) с названиями судов, гостиниц, ресторанов, пабов, магазинов, кинотеатров, театров, музеев, банков (если название не включает в себя имя основателя), документов, политических партий
the Titanic, the Hilton (Hotel), the British Museum, the Odeon, the Constitution
19) с названиями мест, зданий и т.д. с предлогом of
the Bank of England, the Houses of Parliament
20) перед титулами и званиями (если нет имени собственного и если название должности или звания не единственное в данной обстановке и не является именной частью составного сказуемого)
the King of Spain, the President
21) с названиями английских и американских газет (кроме журнала Time)
the Times, the Daily Mirror (BUT! Moscow News)
22) с названиями исторических событий, периодов
the French Revolution, the Second World War, the Middle Ages
23) перед существительным, называющим лицо или предмет, если к нему относится ограничивающее определение, выделяющее его из ряда ему подобных (уточняющее определение)
Have you finished the book I gave you last week?
24) в восклицательных структурах How … (прилагательное) the … (существительное + форма глагола to be)!
How brave the man was!
25) с названиями пор года, месяцев, дней недели и периодов суток, если понятно из контекста, о каком конкретно периоде идёт речь
The evening was windy and cold.
26) если существительное (в единственном числе!) обобщает собой целый класс или вид подобных лиц (предметов), кроме слов man, woman
The pine grows in the north. The radio was invented by Popov.
27) перед существительными, обозначающими национальность, заканчивающимися на -sh, -ch, -ese (национальности, заканчивающиеся на -an во множественном числе могут иметь окончание -s и определённый артикль)
the French, the Australians
28) со словами the same, the following, the wrong, the right, the very, the only, the next (по порядку), the last (в жизни)
the only way, the wrong address
29) если из ситуации понятно, какое лицо или предмет выделяется
I opened the door and went out.
30) перед неисчисляемыми существительными, обозначающими вещество в определённом количестве или в определённом месте в данной обстановке
Pass me the salt, please.
31) перед существительным, обозначающим социальный класс в целом
the proletariat, the bourgeoisie, the aristocracy, the workers
32) перед субстантивированными прилагательными, причастиями в обобщающем значении
the rich, the old, the blind, the injured, the unemployed
33) перед словом people в значении «народ»
The people of this country is very friendly.
34) с названиями танцев
John is learning to dance the tango.
35) с частями тела (кроме переносных значений by ear, by heart)
She hit him on the ear.
36) в сравнительных конструкциях «чем …, тем …»
The smaller the room, the easier to clean it.
ОТСУТСТВИЕ АРТИКЛЯ
1) если перед существительным стоит притяжательное местоимение
It was his book.
2) если перед существительным стоит указательное местоимение
I liked that dress.
3) если перед существительным стоит другое существительное в притяжательном падеже
It’s my father’s hat.
4) если перед существительным стоит количественное числительное (если повторно – определённый артикль)
I saw two boys. The two boys were talking.
5) если перед существительным стоит отрицание “no” (не “not”)
I have no dog.
6) перед неисчисляемыми существительными (в обобщающем значении), кроме единственного числа слов permission, advice, information, knowledge, которое образуется при помощи сочетания неопределённого артикля и фразы piece of = 1, а если с ограничивающим определением, то употребляем определённый артикль)
He always gives advice. I got a good piece of advice.
7) перед существительными во множественном числе (если говорим о чём-либо впервые, в значениях «любой», «какой-то»)
Dogs barks.
8) в устойчивых выражениях
at first
at first sight
at night
at noon
at peace
at present
at war
at table
at sunset
by chance
by day
by ear
by heart
by name
by night
by mistake
by means of
by post
by order of
day after day
face to face
hand to hand
to ask permission
to be in charge
to be in town
to go to town
in conclusion
in debt
in demand
in time/on time
on credit
on deck
on fire
on (for) sale
out of doors
сначала, сперва
с первого взгляда
ночью
в полдень
в состоянии мира
в настоящее время
в состоянии войны
за столом
при заходе солнца
случайно
днём
на слух
наизусть
по имени
ночью
по ошибке
посредством
по почте
по приказу к.-л.
день за днём
лицом к лицу
рука в руке
просить разрешения
исполнять обязанности
быть в городе
поехать в город
в заключение
в долгу
в спросе
вовремя
в кредит
на палубе
в огне
в продаже (на продажу)
на открытом воздухе
all day long
at dawn
at dusk
at midnight
at sunrise
at sunset
at twilight
at half past five
at last
be in contact with
be (go) on strike
be out of breath
by accident
fall in love
for life
for nothing
go out of mind
in detail
in case
in common
in connection with
in fact
in vane
in front of
keep (be) in touch
keep house
on board a ship
on business
on fire
on horseback
out of rule
put in order
set sail
take action
take aim
take care of
take to heart
take to literature
watch TV
It’s high time …
весь день напролёт
на рассвете
в густые сумерки
в полночь
на восходе
на заходе
в начало сумерек
в половину шестого
наконец
поддерживать связь
бастовать
запыхаться, задыхаться
нечаянно
влюбиться
пожизненно
зря, ни за что
выскочить из памяти
в деталях
в случае
совместно
в связи с
фактически
напрасно
перед
быть на связи (общаться)
вести хозяйство
на борту корабля
по делу
в огне
на коне
без правил
привести в порядок
отправиться в плаванье
действовать, принимать меры
поставить цель
заботиться о
принимать близко к сердцу
увлечься литературой
смотреть телевизор
Пора
9) с существительными во множественном числе, которые являются частью составного именного сказуемого
Ann & Nick are twins.
10) перед названиями частей суток, пор года, месяцев, дней недели, праздников в обобщающем значении + после структуры It was … (НО! если понятно из контекста, о каком периоде идёт речь, то употребляется определённый артикль, неопределённый артикль ставится при наличии прилагательного)
Evening came. It was summer. (BUT! The morning was rainy. It is such a snowy winter.)
11) перед существительными (обозначающими период времени) с прилагательными last, next, early, late, broad, high, real
It is early winter. It was broad day.
12) если перед существительным стоит вопросительное местоимение
What colour is your car?
13) если перед существительным стоит относительное местоимение
I’ve got some pencils.
14) перед названиями игр, видов спорта, наук, учебных предметов и языков (без слов language, literature)
I like playing chess. English is my favourite subject.
15) с обращениями
Where are you going, children?
16) с именами собственными
Mary and Peter are twins.
17) с географическими названиями: улиц (кроме the High Street, the Strand, the Bristol Road, the Mall и шоссейных дорог the A11, the M4 motorway), площадей (кроме the Red Square), парков (кроме the Botanic Gardens), мостов (кроме the Bridge of Sighs, the Forth Bridge, the Severn Bridge, the Golden Gate Bridge), станций метро, городов (кроме the Hague), мысов (кроме the Cape of Good Hope), заливов, горных вершин, отдельных островов, полуостровов (если нет слова peninsular), озёр (если есть слово lake или loch), стран, континентов и регионов (кроме the Vatican, (the) Sudan, the Crimea, the Congo, the Netherlands, the Cameroon, the Caucasus, the Transvaal, the Tyrol, the Argentine (BUT! Argentina), the Senegal, the Ruhr, (the) Lebanon, the equator, the Arctic, the Antarctic (BUT! Antarctica), the Far East, the Middle East)
Baranovichi is my native town.
18) с названиями судов, гостиниц, ресторанов, пабов, магазинов, театров, музеев, банков, церквей, соборов, аэропортов, зоопарков, зданий, учебных заведений и т.д., имеющих в своём составе 2 слова, первое из которых является именем собственным (возможно оканчивается на s\ 's) или названием места (НО! the White House – 1-ое слово не является именем либо названием места)
Jim’s Café, Kennedy Hotel, Kodak Shop
19) с видами транспорта (способами передвижения, стихиями для передвижения) в структуре by …(bus, tram, train, car, plane, air, water, sea, land + on foot)
I don’t like traveling by bus, I prefer it by water.
20) перед абстрактным существительным с прилагательным, которое не придаёт специфику этому существительному: great, perfect, sufficient, modern, ancient, real, genuine, authentic, symbolic, racial, bourgeois, capitalist, religious
It was perfect recitation.
21) перед неисчисляемым существительным с прилагательным, обозначающим национальность (принадлежность)
She hates Italian food. I visited an exhibition of French Art.
22) перед словом most в значении «большинство», либо в значении «очень», «весьма», «крайне» с существительным во множественном числе
Most students pass the exams.
23) если слова man, woman употребляются в обобщающем значении
The dog has been with man since ancient times.
24) перед титулами и званиями, если есть имя собственное
Queen Elizabeth II, Academician Pavlov, Major Suvorov
25) перед существительными, обозначающими национальность, заканчивающимися на -an и т.д. (но не на -sh, -ch, -ese)
Australians, Belarusians
26) перед исчисляемыми существительными во множественном числе с обобщающим либо классифицирующим значением
Squares have four sides. Monkeys live in warm climate.
27) если после существительного стоит количественное числительное
Open the books at page 25.
28) перед существительными в заголовках, объявлениях, телеграммах
Polish Delegation arrives in Moscow.
29) перед названием должности или звания, единственного в данной обстановке, являющегося именной частью составного сказуемого (чаще после глаголов to turn, to choose, to commence, to appoint, to elect)
He was chosen Captain.
30) с существительными, обозначающими названия приёмов пищи (НО! a/the mea)l, напитки, блюда (НО! в случае наличия описательного определения употребляем неопределённый артикль, если понятно из контекста, о чём речь – определённый)
I have breakfast at 7. I like lasagna. (BUT! it was a very nice supper. The lunch was tasty.)
31) с названиями цветов
Red is my favourite colour.
32) со словами, обозначающими общественные учреждения, используемые по целевому назначению (можно заменить глаголом, не здание)
He is in hospital. I don’t want to be in prison. I finish school at 5. She goes to church.
33) со словами work, home, school, bed
What time do you go to work? I’m going to bed.
34) в выражениях с предлогами from … to (till) …
from morning till night, from east to west, from day to day
35) перед словами father\ mother\ uncle\ aunt, etc. в высказываниях членов семьи
He turned to aunt Polly.