Положения балльно-рейтинговой системы по деловой игре




 

В соответствие с учебным планом подготовки бакалавров экономики деловая игра «Разработка бизнес-плана предприятия» проводится в виде практических занятий в объеме 36 учебных часов.

В связи с этим балы по данной дисциплине распределены следующим образом:

1. Всего оценка текущей работы в течение семестра составляет 60 баллов.

2. Посещение практических занятий - 18 баллов (по 1 баллу за посещение занятия)

3. Работа на практической занятии - 36 баллов (по 2 балла за работу на занятии)

4. Оценка качества разделов бизнес-плана - 6 баллов Выставляется по итогам деловой игры ответственным за соответствующие разделы бизнес-плана на основе представленных материалов.

5. Возможны дополнительные баллы за призовые места:

- внутри группы от 1 до 3 баллов каждому участнику команды победителя;

- на межгрупповой конференции от 1 до 5 баллов каждому участнику команды победителя.

6. Штрафные санкции:

- за отсутствие студента во время презентации раздела, за который он отвечает – 2 балла,

- за отсутствие во время любой презентации директору команды 1 балл.

Материально-техническое обеспечение проведения деловой игры

 

В процессе выполнения заданий студенты могут использовать:

- печатные и электронные версии учебно-методического пособия,

- сетевые источники информации,

- справочно-правовую систему «Консультант+»,

- специализированные пакеты программных продуктов «Project Expert» и «Альт-Инвест»

- компьютеры типа IBM PC с возможностью выхода в интернет,

- демонстрационные материалы.

 

Данные маркетинговых исследований, информация о применяемых технологиях, стоимость создаваемых активов, рыночные цены и другие данные, необходимые для составления бизнес-плана, при разработке соответствующих разделов могут быть получены с использованием ресурсов интернет, справочников и другой литературы методического кабинета кафедры. Преподаватель может корректировать эти данные в случае, если он располагает более точной информацией.

 

2 Цели и основные задачи разработки бизнес-плана

Бизнес-план основывается на обобщении результатов деятельности фирмы в прошлом и настоящем и должен содержать ясный план на будущее.

Без плана нельзя начинать серьезное мероприятие. Бизнес-план необходим для получения кредита в банке, инвесторам, коллективу предприятия, желающему знать свои перспективы, а также для четкого понимания своих задач. Бизнес-план позволяет смоделировать деятельность предприятия на перспективу. Он необходим при получении инвестиций, для обоснования заявки и доказательства инвесторам ваших способностей просчитать все аспекты использования инвестируемых средств.

Цель составления плана заключается в том, чтобы дать руководству компании наиболее полную картину положения фирмы и возможностей ее развития.

Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективные решения и определить средства для их достижения.

Б изнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления. Бизнес-план является своего рода документом, страхующим успех предполагаемого бизнеса, в то же время бизнес-план – инструмент самообучения.

Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайшие и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Наряду с главной, определяющей целью составители бизнес-плана должны отразить другие цели:

1) социальные цели – преодоление дефицита товаров и услуг, оздоровление экологической обстановки, улучшение психологического климата в стране, создание новых духовных и культурных ценностей, развитие научно-технического и творческого потенциала, расширение деловых контактов, международных связей;

2) повышение статуса предпринимателя – развитие и укрепление экономического потенциала предпринимателя. Это служит условием и залогом возможности успешного проведения последующих сделок, повышения престижа предпринимателя, порождаемого его известностью, доброй репутацией, гарантиями высокого качества товаров и услуг;

3) иные, специальные цели и задачи – развитие контактов, зарубежные поездки, вхождение в различного рода ассоциации и др.

Грамотно разработанный позволяет:

1) уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;

2) доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;

3) убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и т. д.

Бизнес-план является целевым, программным документом, который представляет собой систему:

- расчётов;

- технико-экономических обоснований;

- совокупность экономических показателей;

- описание мер и действий.

Бизнес-план призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием предприятия:

1) определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

2) оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

3) выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

4) проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

5) просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

В современной практике бизнес-план выполняет несколько важнейших функций.

Первая из них связана с возможностью его использования для разработки общей концепции, генеральной стратегии развития бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.

Вторая функция – планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.

Третьяфункция позволяет привлекать денежные средства – ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект. Банки предпринимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.

Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию.

Пятая функция реализуется путем вовлечения всех сотрудников в процесс составления бизнес-плана позволяет улучшить их информированность о предстоящих действиях, скоординировать усилия, создать мотивацию достижения целей.

При оценке эффективности бизнес- планов различают:

1) коммерческую или финансовую эффективность;

2) бюджетную эффективность, которая отражает финансовые последствия реализации проекта с точки зрения его влияния на формирование федерального, регионального или местного бюджета;

3) социально- экономическую эффективность, оценивает затраты и результаты, связанные с реализацией проекта.

Презентация бизнес-плана – это краткое изложение основных положений бизнес-плана на переговорах с инвесторами и потенциальными партнерами. Компания и ее продукция, рынок – клиенты и конкуренты, маркетинговая стратегия, первоочередные финансовые задачи, ключевой управленческий персонал, необходимые размеры кредита или долевого участия и цели, на которые эти деньги будут направлены, размер, условия и сроки реализации инвестиции – это перечень основных освещаемых вопросов на презентации бизнес-плана.

Для практической реализации бизнес-планирования является важным соблюдение следующих организационных принципов:

1) гибкости, означающей постоянную адаптацию к изменениям среды, в которой функционирует данное предприятие;

2) многовариантности, предусматривающей выбор наилучшего из альтернативных возможностей достижения поставленной цели;

3) комплексности, под которой понимается рассмотрение всех составных элементов бизнеса, взаимоувязка всех разделов бизнес-плана и всех видов работ по бизнес-планированию;

4) участия, предполагающего возможность вовлечения в процесс бизнес-планирования всех возможных участников бизнеса.

Бизнес-план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают:

1) наименование проекта;

2) место подготовки плана;

3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны;

4) имена и адреса учредителей;

5) назначение бизнес-плана и его пользователей.

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Он составляется с целью предупреждения всех лиц о неразглашении содержащейся в плане информации и использовании ее исключительно в интересах фирмы, представившей проект.

Наиболее часто в литературе встречается мнение специалистов, что типовой бизнес-план должен содержать, как минимум, следующие разделы:

1. Резюме.

2. Общее описание предприятия (отрасли)

3. Описание продукции (работы, услуги).

4. Анализ рынка.

5. План маркетинга.

6. План производства

7. Организационный план.

8. Финансовый план.

9. Оценка рисков и страхование

Данная структура бизнес-плана носит лишь рекомендательный характер. Перечень разделов и их содержание в каждом конкретном случае может дополняться или уточняться в зависимости от условий, в которых функционирует предприятие и целей бизнес-планирования.

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ БИЗНЕС-ПЛАНА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Резюме

 

Резюме (концепция бизнеса) – краткое изложение основных положений предполагаемого плана, т. е. информация о намечаемом бизнесе и целях, которые ставит перед собой предприятие либо предприниматель, начиная собственное дело или развивая имеющееся. Оно должно быть кратким и представлять собой самостоятельный рекламный документ, т.к. в нем содержатся основные положения и цифры всего бизнес-плана. Эта вводная часть должна быть написана так, чтобы вызвать интерес у потенциального инвестора. По содержанию этой части инвестор часто судит о том, стоит ли ему терять время и читать план до конца, отсюда — предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.

Концепция составляется после написания всех разделов бизнес-плана, так как содержит самое основное из всех его разделов. Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку если оно не произведет благоприятного впечатления на тех, к кому вы обращаетесь за инвестициями, то дальше они бизнес-план читать не будут. Объем резюме не должен превышать четырех машинописных страниц.

В резюме указываются возможности для бизнеса, их привлекательность, важность для предприятия и региона, необходимые финансовые ресурсы (собственные или заемные), возможный срок возврата заемных средств, ожидаемая прибыль и ее распределение, условия инвестирования. Резюме должно содержать главную цель предполагаемого бизнеса и назначение разрабатываемого бизнес-плана.

Помимо выделения главной цели (целей) бизнес-плана, указывается, для кого он предназначен: для потенциального инвестора или кредитора, возможных партнеров по бизнесу или акционеров, соучредителей, руководства предприятия или самого предпринимателя (как средство самоорганизации), государственных или муниципальных органов власти (с целью получения поддержки).

Таким образом, резюме содержит следующие данные:

1) идеи, цели и суть проекта;

2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов;

3) стратегию и тактику достижения поставленных целей;

4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров;

5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.);

6) планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования;

7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат;

8) основные факторы успеха (описание способов действий и мероприятий).

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

1. Какова организационно-правовая форма фирмы;

2. Каким бизнесом будет заниматься фирма (торговля, промышленность, сфера услуг);

3. Чем эта продукция (услуга) будет отличаться от продукции (услуги) конкурентов;

4. В каком объеме инвестиций нуждается фирма и на какие цели эти инвестиции будут израсходованы;

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: