Общее описание предприятия (отрасли)




Этот раздел лучше начать с анализа текущего состояния дел отрасли, в которой функционирует предприятие; показать тенденции развития отрасли (в этом случае отрасли делятся на три основных типа: устойчивые, растущие, находящиеся в кризисе). Инвестору важно показать, какое место в отрасли занимает предприятие, и приступить к ее описанию.

Данный раздел содержит основные сведения о предприятии и сфере его деятельности. Здесь находят отражение главные события, повлиявшие на появление идей предлагаемого бизнеса, а также главные проблемы, стоящие перед организацией в настоящее время.

Оценивается фактическое положение предприятия на рынке, указываются направления его развития на перспективу. Представляются те виды деятельности, которыми предприятие предполагает заниматься.

В разделе описываются положительные и отрицательные стороны местонахождения предприятия. Рассматриваются основные факторы, влияющие или способные (при определенных условиях) повлиять на деятельность предприятия. Сильные и слабые стороны деятельности предприятия можно оценить с применением методики SWOT – анализа.

Заканчивается раздел формулировкой миссии и целей деятельности предприятия и определением стратегии бизнеса.

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

 

1. Понятие и примеры формулировки миссии предприятия.

2. Понятие и виды стратегий предприятия.

3. Сущность метода анализа месторасположения предприятия.

4. Сущность и содержание SWOT – анализа деятельности предприятия.

 

Описание продукции (работы, услуги)

 

В этом разделе необходимо дать четкое определение и описание тех видов продукции и услуг, которые будут предложены для реализации на рынке.

При описании основных характеристик продукции делается акцент на тех преимуществах, которые эта продукция даст потенциальным потребителям, а не только на технических подробностях.

Важно подчеркнуть уникальность и отличительные качества продукции (услуги).

Важно понимать, что при спаде производства разумно поступает тот, кто для своего бизнеса выбирает те товары (услуги), производство которых требует минимальной кооперации и поставок со стороны и где достижима широкая заменяемость исходного сырья и материала. С учетом быстрых перемен во вкусах, технологии и состоянии конкуренции фирмы не могут полагаться на существующие товары, т.к. потребитель ждет новых усовершенствованных товаров.

Целесообразно представить наглядное изображение товара или изделия. В приложении можно дать фотографию, рисунок или чертеж, позволяющие составить четкое представление о продукции.

Также в приложении к бизнес-плану можно привести официальные документы, сертификаты, рецепты, патенты, заключения экспертов и т. п., подтверждающие качество и новизну предлагаемого товара.

При разработке данного раздела требуется предельно четко ответить на ряд вопросов:

- Какие товары (услуги) будут предлагаться? (наименование товаров, их описание, характеристики).

- Какие потребности призван удовлетворить ваш продукт (или услуга)?

- Насколько предлагаемые товары (услуги) отвечают требованиям стандартизации и сертификации?

- Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг), предоставляемых другими компаниями, и отдавать ему предпочтение?

- Почему вы выбрали этот продукт (услугу) и этот рынок, чем они привлекательны для вас?

- Как долго эти товары будут продаваться на рынке?

- Каков жизненный цикл товара или, другими словами, как скоро он устареет?

- Дорогие ли эти товары (услуги), и как часто они пользуются спросом потребителей?

- На каких рынках и каким образом они будут продаваться?

- Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности вашего продукта или технологии?

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

1. Понятие и стадии жизненного цикла продукции.

2. Ценовые и неценовые факторы воздействия на спрос и предложение.

3. Какая продукция подлежит обязательной сертификации?

4. Какие виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию?

 

Анализ рынка

 

В первую очередь рыночные исследования направлены на выявление сегодняшних потребителей продукции, услуг и определение потенциальных. Определяются приоритеты, которыми руководствуется потребитель при покупке, – качество, цена, время и точность поставки, надежность поставок, сервисное обслуживание и т. п.

В процессе подготовки данного раздела бизнес-плана даются ответы на вопросы о том, кто, почему, сколько и когда будет готов купить продукцию завтра, послезавтра и вообще в течение ближайших 2, 3 и более лет. Помимо всего прочего, здесь:

- анализируется то, как быстро продукция (услуги) утвердится на рынке, обосновываются возможности дальнейшего его расширения;

- оцениваются основные факторы, влияющие на расширение рынка (например, тенденции развития отрасли, региона, социально-экономическая региональная и федеральная политика, создание конкуренции и т. д.);

- отслеживаются и оцениваются основные конкуренты. Выделяются и анализируются сильные и слабые стороны конкурента и самого составителя бизнес-плана, конкурентоспособность производимых товаров, услуг;

- основываясь на оценке преимуществ производимых товаров, услуг, определяется возможный объем продаж в натуральном и денежном выражении.

В рамках исследования рынка проводится сегментация рынка, определяются размеры и емкость рынков по продукции предприятия.

Под сегментацией рынка понимается выделение отдельных частей (сегментов) рынка, отличающихся друг от друга характеристиками спроса на товары (услуги), т. е. разбивка потребителей по мотивации и иным признакам. Размер рынка – территория, на которой происходит реализация товаров (услуг) предприятия.

Возможные критерии сегментаций рынка по группам:

а) заказчики - физические лица (возраст, пол, социальная принадлежность, образование, уровень, дохода, стиль жизни);

б) заказчики - фирмы (сфера деятельности, местонахождение, инвестиционный климат в отрасли - потребителе продукции, финансовая устойчивость заказчика, налоговые льготы и др.)

в) заказчик - государство.

Для каждой группы нужно отметить, что является для нее главным стимулом покупки именно данной продукции: цена продукции, качество, сервис, время доставки, исполнения договора, престижность фирмы и т.д.

После того, как определено примерное количество будущих заказчиков необходимо сделать прогноз объемов продаж, т.е. сколько реально можно продать продукции при имеющихся условиях деятельности фирмы. Причем нужно показать, как эти данные будут изменяться в течение первых трех лет (как минимум).

Необходимо оценить емкость своего рынка. Если клиентура малочисленна, фирма неминуемо обанкротится. Хотя фирма черпает средства из четырех источников – выручка от реализации продукции, заемные средства, доход от продажи недвижимости и прибыль на новые инвестиции – главным является прибыль от реализации продукции основной деятельности.

Ёмкость рынка – объем реализованных на рынке товаров (услуг) в течение определенного периода времени. Емкость рынка при планировании рассчитывается в денежном и натуральном выражении. Знание емкости рынка и тенденции ее изменения позволяет оценить перспективность рынка в планируемом периоде. Например, неперспективным представляется рынок, емкость которого незначительна по сравнению с производственной мощностью предприятия. возможность освоения рынка.

Методы расчета емкости рынка для различных товаров различаются. При определении емкости рынка потребительских товаров анализируются факторы, формирующие спрос потребителей:

1) численность и половозрастная структура населения в регионе;

2) уровень доходов и структура потребительских расходов населения;

3) политика в области оплаты труда.

Ёмкость рынка – показатель динамичный, складывающийся под воздействием многих факторов. В его основе лежит соотношение между спросом и предложением на планируемый товар. Обобщающий показатель, характеризующий спрос и предложение, называют конъюнктурой рынка. Именно под воздействием конъюнктуры складывается емкость рынка в тот или иной период.

Программа оценки существующей конъюнктуры рынка зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштаба производства конкретного товара и ряда других факторов.

Комплексный подход к изучению конъюнктуры рынка предполагает использование различных, взаимодополняющих источников информации, применение совокупности различных методов анализа и прогнозирования.

Наиболее часто для сбора и анализа информации применяются следующие методы:

1) наблюдение;

2) опрос;

3) эксперимент;

4) моделирование.

Материал об анализе рынка должен помочь будущим инвесторам, партнерам, руководителю фирмы, найти ответы на следующие вопросы:

- Какая доля рынка приходится на данную фирму?

- Какова емкость рынка для данного предприятия?

- Каков потенциал роста данного рынка?

- На каких сегментах рынка предприятие уже задействовано?

- Что будет происходить с долей фирмы по мере расширения рынка - сокращение или увеличение?

- Каковы товары, пользующиеся спросом на данном сегменте рынка?

- Кто является потенциальным заказчиком?

- Что является главным стимулом покупки именно данной продукции: цена, качество, сервис, время доставки и исполнения, престижность фирмы и т.д.?

- Каким образом расширить круг потенциальных заказчиков?

К числу типичных ошибок бизнес-планирования относятся попытки внедриться на перенасыщенный рынок. Детальный анализ деятельности конкурентов может заставить сменить стратегию и внести коррективы в текущую деятельность, чтобы успешнее противостоять соперникам. Знание конкурентов повышает обоснованность стратегии предприятия. Желательно в этом разделе бизнес-плана получить ответы на следующие вопросы:

- Кто является крупнейшим производителем аналогичной продукции (услуги)?

- Что представляет собой их продукция (услуга)? (Основные характеристики, уровень качества, сервис, дизайн, мнение клиентов.)

- В каком состоянии находится на подъеме, спад (причины)?

- Каков объем продаж и уровень дохода основных конкурентов?

- Каков уровень цен на продукцию (услугу) основных конкурентов? Ценовая политика?

- Много ли внимания конкуренты уделяют рекламе?

- Уровень финансового состояния конкурентов.

Заполнив и проанализировав приведенную ниже таблицу, можно попытаться определить преимущества и слабости свои и конкурентов.

Таблица 2

Оценка конкурентных преимуществ

Запросы потребителей Что может предложить
конкурент ваше предприятие
Качество    
Исключительность услуги    
Низкие цены    
Ассортимент    
Послепродажное обслуживание    
Надежность    
Условия доставки    
Местонахождение    
Полнота информации    
Льготные условия платежа    
Гарантии    
Консультирование    
Престижность фирмы    

Если преимущества над конкурентом выше лишь на 30%,это означает, что товары и услуги данного предприятия имеют низкую конкурентоспособность; в пределах 30-50% — относительно устойчивое положение на рынке: 50-70% — успешная конкуренция на рынке, а свыше 70% -.контроль над рынком данной продукции (услуги).

Объективная оценка достоинств и недостатков конкурентов позволяет выбрать адекватные методы конкурентной борьбы: конкуренция цен, конкуренция качества, конкуренция сервиса, конкуренция сроков исполнения и доставки, оперативность, возможность малой и большой партийности поставок и т.п. Таким образом, в дополнение к поставленным выше вопросам в этом разделе должны быть рассмотрены:

1) стратегии обеспечения конкурентоспособности предприятия;

2) методы конкурентной борьбы.

Процесс исследования рынка предполагает четыре этапа:

1) определение типа данных, необходимых для анализа;

2) поиск данных;

3) анализ данных;

4) выработка мероприятий, позволяющих на основе этих данных правильно организовать производство и сбыт.

 

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

 

1. Понятие и критерии сегментации рынка.

2. Понятие и методы определения ёмкости рынка.

3. Сущность методов сбора и анализа информации о состоянии рынка.

4. Понятие и показатели оценки конкурентоспособности продукции.

5. Методы анализа конкурентоспособности предприятия.

6. Виды конкурентных стратегий.

План маркетинга

Маркетинг – это система организации деятельности фирмы по разработке, производству и сбыту товаров и предоставлению услуг на основе комплексного изучения рынка и реальных запросов покупателей с целью получения высокой прибыли.

Основным принципом маркетинга является ориентация конечных результатов производства на требования и пожелания потребителей.

Функционирование любого предприятия обеспечивается «внутренней средой», а действует предприятие (фирма) во «внешней среде», состоящей из покупателей, поставщиков, транспортных и других организаций, таможенных правил, государственных законов и т.д. Эти факторы могут и способствовать успехам фирмы, и затруднять коммерцию. В маркетинге их разделяют на две группы: поддающиеся управлению со стороны фирмы (управляемые факторы) и неподдающиеся (неуправляемые факторы).

Управляемые факторы в большинстве своем относятся к производственно-сбытовым: тип товара, его внешний вид, качественные характеристики, технология производства, квалификация персонала, структура управления производственным процессом, методы выхода на рынки, разнообразие методов ФОССТИС (формирование спроса и стимулирование сбыта), сбытовая и транспортная сети и т.д.

Неуправляемые факторы - это законы, правительственные распоряжения, международные и национальные стандарты, таможенные правила и тарифы, поведение конку­рентов, рыночная конъюнктура и долгосрочные тенденции, природные условия, национальные обычаи и предрассудки и т.д.

Задача предприятия - ради повышения эффективности своей работы максимально изменять в нужном направлении поддающиеся управлению факторы и максимально приспосабливаться к неподдающимся.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важнейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключается в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес будет воздействовать на рынок, чтобы обеспечить сбыт товара. План маркетинга может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

Единый подход к решению маркетинговых задач обеспечивают целевые установки предприятия в области реализации продукции, определяемые важнейшими экономическими показателями - объемом продаж, массой прибыли, уровнем рентабельности, размером рыночной доли предприятия и т.д. Для их достижения и разрабатывается маркетинговый план, проводится маркетинговая политика. Ее основу составляют цели маркетинговой деятельности предприятия (фирмы).

Формулирование целей маркетинга целесообразно начинать с уточнения основных приоритетов предприятия на рынке производимой продукции. Для этого необходимо ответить на ряд частных вопросов, которые помогают выделить основные направления производственно-хозяйственной деятельности предприятия в создавшихся рыночных условиях:

1. Какие изменения произошли на рынке производимой продукции? Соответствует ли маркетинговая деятельность предприятия реально существующему рынку.

2. В каком направлении должно развиваться предприятие (фирма)? В результате необходимо иметь четкое представление о том, в чем состоят приоритеты развития и какой вид деятельности в общей специализации предприятия является главным; на основе какого типа стратегии должна строиться маркетинговая деятельность.

3. Какие способы и методы реализации намеченных целей будут использованы, т.е. определение практических приемов и методов маркетинга в области товарной и ценовой политики, организация каналов распределения продукции, использование средств стимулирования реализации и методов контроля маркетинговой деятельности.

В разделе «План маркетинга» объясняются основные элементы плана в части товаров, рынков, развития различных производств. Этот раздел содержит информацию о том:

1) какая стратегия маркетинга принята на фирме;

2) как будет реализовываться товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации;

3) как будут определяться цены на товары и какой уровень прибыльности на вложенные средства предполагается реализовать;

4) как предполагается добиваться роста объема продаж – за счет расширения района сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

5) как будет организована реклама и сколько средств на это будет выделено

6) как будет организована служба сервиса и сколько на это понадобится средств;

7) как предполагается добиваться хорошей репутации товаров и самой фирмы в глазах общественности.

Стратегия маркетинга – рациональное логическое построение, руководствуясь которым, предприятие рассчитывает решить свои маркетинговые задачи, и которое включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг.

Разработка маркетинговой стратегии невозможна без учета производственных, сбытовых возможностей самой фирмы, анализа негативных и позитивных сторон всех аспектов ее деятельности, критической оценки стратегии, осуществляемой фирмой.

Выбор вариантов стратегии маркетинга осуществляется в следующей последовательности:

1. Общая расстановка акцентов проводится в соответствии с целями, ситуацией и возможностями предприятия, с учетом позиций конкурентов. Затем идут ступени отбора решений. Определяются те элементы стратегии, которые подходят для данного предприятия.

2. Определение возможных альтернатив для каждого из отобранных компонентов.

Действенность каждого варианта проверяется на соответствие целям увеличения сбыта, оборота, удельного веса на рынке, улучшения распределения и снижения затрат. При этом каждая из целей имеет свою весомость.

Матрица альтернатив элементов стратегии маркетинга представлена в приложении Б.

При разработке данного раздела бизнес-плана необходимо выделить и подробно рассмотреть следующие составляющие маркетинговой стратегии:

- выбор рынков: определить, на какие рынки будет поставляться продукт;

- распределение и товародвижение: описать каналы распределения, которые будут использованы, чтобы довести товар до рынка и конечного потребителя; будет ли товар продаваться через собственные фирменные магазины или через оптовые торговые организации.

- план сбыта: описать, как будет осуществляться управлять сбытом продукции и методы её продвижения, планируемые методы продаж;

- объемы продаж: определить объемы продаж, которые планируется достичь для каждого продукта (услуги) на каждом рынке и какими методами будет достигаться рост объемов продаж (за счет расширения рынков сбыта или за счет поиска новых форм привлечения покупателей);

- уровень прибыльности: максимально необходимый и желаемый размер прибыльности;

- реклама: как будет организована реклама, сколько средств будет на это выделено;

- сервис: как будет организована служба сервиса (для высокотехничных изделий), сколько это будет стоить, и будет ли такая служба прибыльной;

- связь с общественностью: как предприятие будет добиваться хорошей репутации своих товаров и самого предприятия в глазах общественности?

- ценовая политика: характеристика уровня цен на каждом из возможных рынков.

На основе дынных маркетинговых исследований формируется прогноз объемов продаж, который позволяет дать представление о той доле рынка, которую предполагается освоить своей продукцией. Прогноз составляется на 3-4 года вперед, причем для первого года данные проводятся с разбивкой по месяцам, для второго года — по кварталам, третий и последующие годы общей суммой продаж за 12 месяцев. На первом году должны быть известны будущие покупатели продукции и заключены договора. К этому же времени должны быть выполнены расчеты себестоимости, цены, прибыли и т. д.

Таким образом, план маркетинга включает такие пункты, как:

1) цели и стратегии маркетинга;

2) ценообразование;

3) схема распространения товаров;

4) методы стимулирования продаж;

5) организация послепродажного обслуживания клиентов;

6) реклама;

7) формирование общественного мнения о фирме и товарах;

8) бюджет маркетинга;

Степень проработанности и подробности маркетингового раздела бизнес-плана зависят прежде всего от того, является ли предприятие начинающим или расширяет свою деятельность, а также предполагается ли организация производства новых видов продуктов и услуг. Менее подробным может быть план маркетинга компании, незначительно расширяющей свое присутствие на рынке.

 

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

 

1. Сущность, функции и принципы маркетинга.

2. Понятие, виды и элементы маркетинговой стратегии.

3. Каналы продвижения товаров и методы стимулирования продаж.

4. Стратегии и методы ценообразования. Ценовая политика.

5. Виды рекламы и оценка ее эффективности.

6. Формы обеспечения связи с общественностью.

7. Структура бюджета маркетинга.

План производства

План производственной деятельности представляет собой подробное описание необходимых для работы фирмы производственных ресурсов.

Главная задача этого раздела бизнес-плана - доказать потенциальным инвесторам, что экономический потенциал фирмы способен обеспечить производственную программу, предусмотренную бизнес-планом.

В нем должно быть описано, каким образом планируется производство продукции и оказание услуг, в том числе:

- общий подход к организации производства,

- какие источники сырья и материалов предполагается использовать,

- какие технологические процессы будут использоваться

- какое оборудование, в каком количестве и с какими характеристиками необходимо,

- каковы требования к трудовым ресурсам.

Основные вопросы, на которые нужно ответить в этом разделе бизнес-плана:

1. Где будет изготовляться продукция - на действующем или вновь созданном предприятии?

2. Какие для этого потребуются производственные мощности и как они будут увеличиваться (уменьшаться) год от года?

3. Какое оборудование потребуется и где (предполагается) его приобрести?

4. Где, у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие изделия?

5. Какова репутация поставщиков и есть ли опыт работы с ними?

6. Предполагается ли производственная кооперация и с кем?

7. Какова схема производственных потоков? (Откуда и как поступают все виды сырья и комплектующих, в каких цехах перерабатываются в продукцию, вопросы транспортировки, складирования и т.д.)

8. Какова возможность переналадки оборудования связанная с изменением ассортимента?

9. Какова система контроля качества?

10. Какова система утилизации отходов и затраты на охрану окружающей среды?

Если предполагается создать не производственное предприятие, а торговое или сервисное, то в данном разделе описывается процедура закупки партий товаров, система контроля за уровнем товарных запасов и план складских помещений.

В описании технологического процесса необходимо отразить следующие аспекты данного проекта:

1) требуемая производственная мощность;

2) потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;

3) потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях;

4) потребность и условия поставки сырья и материалов;

5) контроль качества и дисциплины поставок;

6) требования к источникам энергии и их доступность;

7) подготовка производства;

8) контроль качества продукции.

Завершает данный раздел бизнес-плана оценка возможных издержек производства и ее динамики на дальнейшую перспективу. В издержки включаются затраты, связанные с утилизацией отходов и охраной окружающей среды.

В этом разделе бизнес-плана необходимо выполнить следующие расчеты:

- расчет потребного количества оборудования.

- расчет плана производства продукции на год и на перспективу.

- расчет потребного сырья и материалов.

- схема производственных потоков (планировка цехов и предприятия).

- организация контроля качества продукции (стадии и методы контроля качества, стандарты для контроля качества).

- расчет расхода и оборотного запаса инструмента,

- расчет количества рабочих мест.

Расчет потребного количества оборудования может быть проведен с использованием таблицы 3.

 

Таблица 3

Наименование операции Наимен. оборуд. Годовая программа, шт. Норма времени на 1 шт. Трудоемкость програм. нормо-ч Коэфф. выполн. норм
           
           

Расчет потребного количества оборудования (механообработка)

 

Итого станко-ч Фонд времени (год), ч Расчетное количество оборудования, шт. Принятое количество оборудования, шт. Коэффициент загрузки оборудования
         
         

 

Годовая производственная программа рассчитывается в натуральном выражении (в штуках) и в нормо-часах, с разбивкой по кварталам. Объем производства может быть установлен в каждом квартале одинаковый или пропорционально отработанному времени.

Производственная площадь предприятия, цеха, участка включает площадь, занимаемую рабочими местами, площадь для проходов и проездов между рабочими местами, бытовыми и административными помещениями. Производственная площадь рассчитывается, исходя из технологической планировки рабочих мест и оборудования, с определенной схемой расположения рабочих мест. Расчет производится на основе нормативов. Исходные данные изложены в специальных, справочниках.

Результаты расчетов заносятся в таблицу 4.

Производственный план формируется на основе плана сбыта выпускаемой продукции и проектируемых производственных мощностей предприятия.

 

Таблица 4

Расчет производственной площади

Наименование оборудования (марка, тип) Площадь, занимаемая оборудованием, м2 Количество оборудования Коэффициент, учитывающий дополнительную площадь Итого потребная площадь, м2
Производственная площадь Бытовые помещения Административные помещения и офисы        

 

Также в плане производства рассчитываются нормативы оборотных средств методом прямого счета. Последний предусматривает расчет величины каждого элемента оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятия с учетом всех изменений, предусмотренных в развитии техники, технологии и организации производства.

Расчет потребности в оборотных средствах производится не только для вновь создаваемых предприятий, а также в случае необходимости коренного пересмотра существующих нормативов оборотных средств.

При нормировании оборотных средств необходимо учитывать зависимость норм от следующих факторов:

1) длительности производственного цикла изготовления продукции;

2) согласованности и четкости в работе заготовительных, обрабатывающих и выпускающих цехов;

3) условий снабжения (длительности интервалов поставки, размеров поставляемых партий);

4) отдаленности поставщиков от потребителей;

5) скорости перевозок, вида и бесперебойности работы транспорта;

6) времени подготовки материалов для запуска их в производство;

7) периодичности запуска материалов в производство;

8) условий реализации продукции;

9) системы и формы расчетов, скорости документооборота, возможности использования факторинга.

Разработанные на предприятии нормы по каждому элементу оборотных средств действуют в течение ряда лет, а в случае существенных изменения в условиях производства и сбыта продукции уточняются с их учетом.

Нормируются следующие элементы оборотных средств:

1) производственные запасы;

2) незавершенное строительство;

3) расходы будущих периодов;

4) готовая продукция на складе предприятия;

5) денежные средства в кассе на хранении.

Во всех перечисленных нормативах оборотных средств следует учитывать потребность предприятия в средствах не только для их основной деятельности, но и для производственной инфраструктуры.

Раздел заканчивается расчетами издержек производства и себестоимости производимой продукции. Себестоимость может быть определена по всей продукции, по отдельным ее видам, узлам, деталям, производственным процессам, по работе подразделений, участков, цехов. Все затраты на производство принято группировать по определенным отдельным признакам. К основной группе затрат принято относить затраты:

1) по экономическим элементам. Все затраты сводятся в отдельные группы по их экономической однородности независимо от места их расходования и целевого назначения.

2) по статьям затрат. Статьи калькуляции учитывают назначение и место их возникновения.

К разделу «План производства» прилагаются калькуляция выпускаемой продукции и расчеты по всем статьям сметы затрат на производство.

Структура данного раздела может иметь следующий вид:

1) технология производства;

2) производственное кооперирование;

3) контроль производственного процесса;

4) система охраны окружающей среды;

5) производственная программа;

6) производственные мощности и их развитие;

7) потребность в долгосрочных активах;

8) потребность в оборотных средствах;

9) прогноз затрат.

Разработчики бизнес-плана в этом разделе должны показать, что предприятие реально может производить необходимое количество продукции в нужные сроки и с требуемым качеством.

Вопросы для самостоятельной работы по разделу:

 

1. Расчет производственной программы.

2. Понятие и расчет производственной мощности.

3. Методика расчета количества рабочих мест.

4. Методика определения потребности в оборудовании и показатели эффективности его использования.

5. Тип производства.

6. Методика определения потребности в оборотных средствах.

7. Определение критического объема производства и порога рентабельности.

3.6 Организационный план

В организационном плане необходимо определить численность персонала предприятия, квалификацию основных работников (профиль, опыт работы, образование), организацию заработной платы и материального стимулирования. Представить краткие биографические данные на основных специалистов, делая упор на имеющуюся квалификацию, прежний опыт и его полезность для предприятия.

Составляется организационная схема управления предприятием и приводятся функциональные обязанности каждого подразделения. На схеме целесообразно указать функциональные связи между подразделениями.

В данном разделе бизнес-плана производится расчет потребного количества основных производственных рабочих, вспомогательных рабочих, младшего обслуживающего персонала, руководителей, специалистов и служащих.

Для работ, на которые установлены нормы времени на единицу продукции, потребное количество основных рабочих определяется на основании данных производственного плана.

Численность вспомогательных рабочих зависит от характера производства и количества производственных рабочих в цехе. Расчет численности вспомогательных рабочих и младшего обслуживающего персонала (МОП) по профессиям и квалификации осуществляется по нормативам базового предприятия или данным кафедры.

Расчет численности руководителей, специалистов и служащих производится, исходя из штатного расписания и нормативов численности соответствующих категорий работников.

В расходы на оплату труда основных рабочих включаются:

· выплаты по заработной плате за выполненную работу, исчисленные, исходя из сдельных расценок, тарифных ставок и должностных окладов в соответствии с принятыми на предприятии системами оплаты труда;

· надбавки и доплаты к тарифным ставкам и окладам, в том числе за работу в ночное время, за совмещение профессий, расширение зон обслуживания;

· стоимость бесплатно предоставляемых работникам отдельных отраслей коммунальных услуг, питания, жилья и т. д.;

· оплата очередных и дополнительных отпусков, льготных часов подростков, перерыв в работе кормящих матерей, а также времени, связанного с выполнением государственных обязанностей;

· единовременные вознаграждения за выслугу лет;

· выплаты по районным коэффициентам;

· надбавки к заработной плате, предусмотренные законодательством;

· оплата учебных отпусков;

· оплата за время вынужденного прогула или более низкооплачиваемую работу;

· доплаты в случае временной утраты трудоспособности и др.

Фонд прямой заработной платы по сдельным работам определяется путем перемножения количества нормо-часов, необходимых для выполнения заданной программы, на часовую тарифную ставку рабочих соответствующей профессии (приложение В).

В приложении В также представлены формулы для расчета фонда оплаты труда повременщиков.

Часовой фонд оплаты труда равен фонду премий заработной платы плюс доплаты до часового фонда.

Дневной фонд оплаты труда включает часовой фонд плюс доплаты до дневного фонда.

Месячный фонд оплаты труда состоит из дневного фонда и доплат до месячного или годового фонда оплаты труда.

Доплаты до часового фонда могут включать:

1. Премии за качество продукции рассчитываются, исходя из планируемого процента продукции, сдаваемой с первого и со второго предъявления, и шкалы премирования, установленной на предприятии. С учетом того, что 85 % продукции сдается с первого предъявления, 10 % - со второго и 5 % - с третьего, рассчитываются премии за качество.

2. Премии рабочих из фонда материального поощрения, который включается в фонд оплаты труда рабочих и составляет 10-15 % месячного фонда прямой заработной платы рабочих.

3. Доплата за работу в ночное время. За каждый час работы с 22 до 6 часов (при сменных работах) доплачивается 0,5 часовой тарифной ставки при 8-часовом рабочем дне.

4. Надбавки неосвобожденным бригадирам за руководство бригадой. Доплачивается 10 % сдельного заработка бригадиру при составе бригады от 5 до 10 человек и до 15 % - при составе бригады свыше 10 человек в зависимости от сложности работ.

Таблица 5



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: