Экономические идеи средневековой Европы.




Если говорить о Западной Европе, то здесь следует отметить, что экономическая мысль раннего средневековья нашла отражение в так называемых "правдах" (судебниках), которые фиксировали определенные нормы, и там освещались многие экономические вопросы. Затем экономическая мысль уже более детально разрабатывается в богословской литературе, в трудах кантонистов. Кантонисты - это католические богословы, церковные юристы. Они много внимания в своих изысканиях посвятили вопросам справедливой цены. И здесь интересно посмотреть, как менялись взгляды кантонистов на проблему цены, на то, что же можно считать справедливой ценой.

Первоначально считалось, что справедливая цена равна трудовым затратам. С таким положением выступил Августин Блаженный (354-430 гг.). У него же содержится проповедь всеобщего труда, идея, что результат труда должен идти на общую пользу общества, утверждение, что имущество церкви является фондом для такой помощи; а также отрицательное отношение к крупной торговле, ростовщичеству. Самым гениальным представителем канонической доктрины был Фома Аквинский (1225-1274гг.) Разрабатывая вопрос справедливой цены, Аквинский начал сомневаться в достаточности объяснения цены только затратами труда. И он, не сомневаясь в важности затрат труда, дополняет объяснение цены спросом и предложением и говорит о полезности вещи. Постепенно он переходит на позиции решающего значения именно полезности, субъективной ценности. Ранее в нашей литературе Фома Аквинский подвергался только критике; утверждалось, что все его построения - эклектика, то есть смешение подходов в рамках католического видения проблемы, однако современная экономическая теория также не дает единого жесткого подхода: традиция определения цены, имеющая место со времен Маршалла, говорит о необходимости видения двух сторон явления - затрат и полезности в совокупности. Таким образом, Фома Аквинский является предшественником того великого синтеза, который осуществил Маршалл, он первый задумался о недостаточности одного из подходов к определению цены. Но недостаточность разработки трудовой теории стоимости заставила его перейти на более очевидный путь - определение цены полезностью. Следует сказать, что в целом теория кантонистов содержала основные элементы буржуазных теорий, возникших в дальнейшем - здесь были заложены основы тех направлений, по которым экономическая наука затем развивалась.

Относительно прибыли кантонисты полагали, что прибыль - это плата за труд и является справедливой, естественной формой вознаграждения; такой подход сохранился надолго. Процент трактовался как плата за риск; разница между оценкой материальных благ в настоящем и будущем, что в целом предвосхищает позицию Бём-Баверка по данному вопросу. В трактовке же земельной ренты кантонисты стояли на позициях, что это плата землевладельцу за его труд. По сути дела, здесь обосновывалась справедливость всех форм дохода. Надо сказать, что в условиях феодализма более четко оформляется экономическая мысль порабощенных классов. Это нашло отражение в религиозных ересях (ересь - это религиозное учение, отступающее от господствующей религии). Ереси могут быть условно разделены на два типа: крестьянско-плебейские и бюргерские. Крестьянско-плебейская ересь почти всегда сочеталась с восстаниями, лозунгами которых были требования равенства в имуществе, которое выводилось из равенства сынов Божьих. В дальнейшем экономические идеи угнетенных нашли отражение в утопическом социализме, возникшем в период разложения феодализма, в эпоху первоначального накопления капитала.

Родоначальником этого направления является Томас Мор (1478-1535 гг.), который, собственно говоря, и дал название течению, существующему по сей день. Поскольку в "Утопии" ("утопист" - место, которого нет) рассматриваются социальные и экономические основы жизни "идеально устроенного общества", то здесь четко видны экономические взгляды Мора. Он говорил, что это "золотая книга: столь же полезная, сколько жизненно важная". Состояние общества на острове Утопия таково, что там отсутствует частная собственность, рабство, жизнь во всех городах одинаковая, жители меняют дома раз в 10 лет, все находятся под контролем. Все осуществляют контроль над всеми. Даже о лучших утопических проектах обычно говорят, как о нереализуемых, а потому традиционно возникает вопрос: почему же они нереализуемы? Маркс говорит о том, что еще не созрел, не сформировался класс пролетариата, который является руководителем новой системы. Однако, посмотрев на утопии с другой стороны, мы увидим, что практически все они созданы не на уровне разработки конкретных механизмов жизни общества, а на уровне мечтаний о более справедливой, лучшей жизни. Совершенно отсутствует механизм развития, самодвижения, даже перехода к такому типу общества, потому что отсутствуют стимулы к труду, спорно решены вопросы частной собственности, удовлетворение потребностей решается на уровне нормирования и ограничения.

Таммуза Кампанелла (1568-1639) является автором второй наиболее известной утопии того периода - "Город солнца". Здесь он, так же, как и Мор критикует паразитическую знать, выступая за общество без частной собственности, основанное на принципах товарищеского сотрудничества. Кампанелла идет даже дальше Томаса Мора - он выступает за ликвидацию частного жилища, дети должны воспитываться обществом, он был против семьи. Однако идеи первых социалистов-утопистов, несмотря на свою наивность, сыграли довольно значительную роль. У них была большая этическая составляющая, и они послужили основой для многих будущих теорий социализма.

Меркантилизм.

Слово заимствовано в западноевропейских языках в середине XVIII века. Сфера применения связана с внешней торговлей: меркантилизм – это особая внешнеторговая политика, особые взгляды на международную торговлю. В чем особенности меркантилистской политики и меркантилистских взглядов на международную торговлю? По определению классиков: меркантилизм – это экономическая политика, цель которой – накопление в стране драгоценных металлов, средство достижения цели – активный торговый баланс, то есть превышение экспорта над импортом. Нацеленность на это превышение – и есть главная характеристика меркантилистских взглядов на организацию внешней торговли страны.

На торговле фокусируются и содержательные истоки слова: латинскоеmercuri - торговать, merx – товар. Но они не несут какого-либо акцента на внешнюю торговлю, о чем свидетельствует и более глубинная этимология слова: предполагается, что его индоевропейская база – вступать во владение, хватать. Несовпадение глубинного и коренного смыслов слова можно объяснить тем, что первоначально торговля возникла как внешняя торговля – как торговля между племенами. Те же истоки и у слова market – рынок и Mercury - Меркурий бог торговли (а также красноречия, путешествий, вестник богов). Однокоренные им слова, заимствованные русским языком и активно используемые в настоящее время - маркетинг, коммерция, меркантильный.

Особенность меркантилизма – преобладание политики над экономикой. Это обоснование необходимости положительного баланса в торговле с другими странами и соответственно, отрицательного баланса этих других стран в торговле с нами. Их несогласие на такой баланс неизбежно ведет к выводу – внешняя торговля есть постоянная война. Меркантилизм сложился в XIV-XVII веках на фоне монетарных проблем (нехватка полноценных денег), новых технологий (навигация и кораблестроительное дело) и великих географических открытий (открытие Америки с её золотом). Меркантилизм, наряду с физиократизмом рассматривают как одну из первых школ экономической мысли. В его развитии выделяют два этапа: ранний и поздний.

Ранний меркантилизм. Центральная идея – богатство создается в сфере денежного обращения.Практический принцип – деньги не должны уходить за границу, иностранные купцы должны тратить деньги в стране, где они продали товар. Основные положения - активный денежный баланс, функция денег – средство накопления.

Поздний меркантилизм. Центральная идея – богатство создается в сфере товарного обращения.Практический принцип – поощрение отраслей и предприятий, ориентированных на экспорт. Основные положения - активный торговый баланс, функция денег – средство обращения. Обоснование меркантилизма – на уровне здравого смысла. Его можно рассматривать как экономику здравого смысла. В современном понимании меркантилизм – это протекционизм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: