Утопический социализм. Марксизм.




Социализм - сложный комплекс социально-философских, общественно-политических концепций, идеологических доктрин и установок, обосновывающих идеалы общественного устройства, основанного на приоритете общественной собственности, отсутствии эксплуатации, справедливом распределении материальных и духовных благ. Несмотря на то, что сам термин "социализм" появился лишь в 1834 г. (авторство приписывается французскому теоретику П. Леру, написавшему работу "Об индивидуализме и социализме") его корни следует искать в утопических идеях, сформировавшихся значительно ранее. Социалистическое миропонимание вобрало в себя утопические идеи, появившиеся ещё в античной Греции в "государстве" Платона, а затем "Утопии" Т. Мора (1478-1535) и в "Городе Солнца" Т. Кампанеллы (1568-1639). Существенное значение для становления социализма имели идеи Ж.-Ж. Руссо о частной собственности как о причине неравенства и о построении общества, основанного на общественном договоре и равенстве людей. XVIII век дал ярких представителей социалистических идей: Морили, Г.Мабли, Г. Бабеф, которые своими произведениями и практическими действиями пытались развить и осуществить идеалы социализма. В XIX веке широкое распространение получили сочинения Р. Оуэна в Англии (1771-1858), А. Сен-Симона (1760-1825) и Ш. Фурье (1772-1837) во Франции, существенно расширивших теоретическое понимание социализма, однако так и не вырвавшихся за пределы утопических представлений. Несмотря на разнообразие взглядов социалистов-утопистов, их основ-неё принципы сводятся к следующим положениям:

- общественная собственность на средства производства;

- равенство и коллективизм;

- аскетизм;

- радикализм (антидемократизм);

- гармоничное развитие личности;

- ликвидация различий между городом и деревней;

- смена физического и духовного труда;

- свободное развитие каждого как условие свободного развития всех;

- от каждого по - способностям - каждому по труду;

- счастливы, должны быть все, либо - никто.

Все утописты утверждали, что в обществе существуют реальные воз-модности для немедленного реформирования его на условиях искоренения эксплуатации, неравенства, индивидуализма, пороков, бедности и осуществления социальной справедливости. Идеология утопистов была сильно окрашена эмоциями и образами о прекрасном будущем и напоминала социальную поэзию. При этом утописты видели два пути реализации своих идей:

- одни выступали за реформы, считая, что дело бедных - это дело и богатых, и призывали последних к активному участию в реформах (в основном взывали к материальной помощи); - другие - призывали к совершению революции.

В конечном итоге это и предопределило последующее разделение всего социализма на реформистское и революционное направление.

разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, включающая:

- философский материализм и диалектику;

- материалистическое понимание истории (теорию общественно-экономических формаций);

- обоснование экономических законов развития капиталистического общества (теорию прибавочной стоимости и др.);

- теорию классов и классовой борьбы;

- теорию пролетарской - социалистической революции и перехода к коммунистическому обществу.

Марксизм – это учение о буржуазном обществе XIX в., о путях и способах его революционного преобразования в новую общественно-экономическую формацию – коммунизм; теория практического изменения мира человека. Одновременно это и глубокое социально-философское исследование человеческой истории, ее сущности, противоречий, движущих сил и тенденций развития.

Идейными источниками марксизма были: английская политическая экономия, немецкая классическая философия и французский утопический социализм. Марксизм — это определенная модель глобального переустройства мира, включающая идею всеобщей социальной, духовной и мировоззренческой революции.

Классический марксизм отличается ощущением исторического оптимизма и порожденной им крайней безапелляционностью, бескомпромиссностью, жесткостью в решении вопроса о социальных издержках реализуемого проекта. В принципе марксизм отстаивал идею демократии как справедливого общественного устройства, связанного с освобождением человека. При этом демократия трактовалась как политический и правовой строй, призванный гарантировать защищенность и дееспособность класса, способного обеспечить такую свободу, то есть пролетариата. Отсюда тезис о неизбежности диктатуры пролетариата является для марксизма вполне закономерным. Возникнув как теория, марксизм прошел практическую проверку, начиная с революций 1848 – 1849 гг. в Западной Европе. После этих революций К. Маркс и Ф. Энгельс направили свою деятельность на пропаганду идей научного коммунизма, подготовку кадров пролетарских революционеров во всех странах, собирание сил международного пролетариата для новой революционной борьбы. Этот период ознаменовался созданием под руководством К. Маркса и Ф. Энгельса революционной интернациональной партии рабочего класса, названной «Международное товарищество рабочих» (Первый Интернационал, основан 28 сентября 1864). В 70—80-е годы 19 века в ряде стран Европы сформировались массовые социал-демократические партии пролетариата. Дальнейшее теоретическое развитие марксизм получил в работах В.И Ленина, который детально разработал положение о диктатуре пролетариата, о социализме, как переходной стадии от капитализма к коммунизму, о классах и классовой борьбе при социалистическом строе. В октябре 1917 г. марксизм послужил идеологической основой для социалистической революции в России. В настоящее время стало очевидным, что ряд важнейших положений марксизма иллюзорны и не реалистичны. Однако марксизм остается важным пластом мировой духовной культуры и научной мысли

Историческая школа.

Историческая школа — это школа вульгарной буржуазной политической экономии в Германии. Она возникла в 40-х годах XIX в. Основателями и главными ее представителями были профессора Бруно Гильдебранд (1812—1878 гг.), Вильгельм Оршер (1817—1894 гг.) и Карл Кис (1821 — 1898 гг.). Свое название эта школа получила от метода, который ее представители пытались ввести в политическую экономию в противоположность методу классической буржуазной политической экономии Смита и Риккардо. Историческая школа выступила с претензией на перестройку политической экономии на основе нового «исторического» метода исследования. «Краткие основы курса политической экономии с точки зрения исторического метода» (1843 г.), «Политическая экономия с точки зрения исторического метода» (1853 г.) —так озаглавили свои основные произведения Оршер и Кис, подчеркивая тем самым принципиальное отличие своей экономической теории от теории предшествующих школ и направлений, особенно от экономической системы Смита и Риккардо. Само по себе требование создания новой политической экономии на основе исторического метода исследования весьма правильно, научно. Именно на основе исторического, диалектического метода исследования Маркс и Энгельс в 40-х годах XIX в. создали научную политическую экономию и дали глубокий критический анализ классической буржуазной политической экономии с ее метафизикой, анти историзмом.

В произведениях же экономистов исторической школы «исторический» метод ничего общего не имеет с научным. Основой их методологии явился вульгарный историзм, направленный на защиту капитализма, частной собственности, антинародных форм государства.

Основным пороком классической буржуазной политической экономии являлся, как известно, метафизический, неисторический подход к анализу общественных явлений, экономических категорий, который послужил основанием абсолютизирования ею капиталистических отношений.

Однако не этот порок явился предметом критики Киса, Оршера и Гильдебранда, не метафизике они противопоставили «историзм». Их задача как представителей вульгарной политической экономии состояла в том, чтобы, прикрываясь «историзмом», вытравить ценные научные элементы методологии Смита и Риккардо. При всех ошибках метода Смита и Риккардо ценным научным элементом их методологии было то, что они, опираясь на материалистическую идею «естественного порядка», понимали объективность закономерностей экономического развития и считали их обязательно необходимыми для всех капиталистических стран, Исключая докапиталистические формации (которых классики не рассматривали), они поставили вопрос об общих законах развития капитализма как определенной системы хозяйства. Вот против этого-то достижения классиков и выступили представители исторической школы. Б. Гильдебранд в своем основном труде «Политическая экономия настоящего и будущего» (1848 г.), говоря об односторонности школы Смита, видит эту односторонность прежде всего в том, что «А. Смит со своими последователями... старались вывести из особенностей действительной жизни отдельных народов и некоторых моментов их развития общие непреложные положения. Таким образом, они думали воспроизвести нечто вроде мировой и общечеловеческой экономии». Гильдебранд восстает против попытки вывести «общие непреложные положения» для экономики всех стран. Он утверждает, «что ни один закон, ни одно политическое учреждение, ни одна форма правительства не могут быть одинаково применимы ко всем народам и на всех ступенях развития». Таким образом, отличительной особенностью метода представителей исторической школы является отрицание объективных законов развития. Оршер, Кис и Гильдебранд пытались вытравить интернациональный характер политической экономии как науки (какой она носила у Смита и Риккардо) и в конечном счете противопоставили классической школе, так же как и Лист, национализм — изучение национальной экономики. Они попытались вообще похоронить политическую экономию как самостоятельную науку, растворить ее в истории народного хозяйства отдельных стран, в собирании и описании отдельных фактов экономической истории. Апологетический вульгарный характер исторической школы наиболее очевидно раскрылся в ее борьбе против утопического социализма и особенно против нарождавшегося марксизма.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: