МДК 03.04. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным
Программам дошкольного образования»
специальность 050144 «Дошкольное образование»
составитель: Клепчинова Л. С.
1. Методика математического развития дошкольников как научная область. Связь методики с другими науками.
2. Этапы становления методики математического развития дошкольников.
3. Значение и задачи развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
4. Общая характеристика содержания математического развития дошкольников.
5. Методы математического развития дошкольников.
6. Средства формирования элементарных математических представлений у детей в детском саду.
7. Формы организации работы по развитию элементарных математических представлений у дошкольников.
8. Методика формирования количественных представлений во второй младшей группе.
9. Методика формирования количественных представлений в средней группе.
10. Методика формирования количественных представлений в старшей группе.
11. Методика формирования количественных представлений в подготовительной к школе группе.
12. Обучение дошкольников решению арифметических задач.
13. Методика формирования представлений о величине предметов у детей в детском саду.
14. Методика обучения измерению длин и объёмов (вместимости сосудов, жидких и сыпучих веществ) условными мерками.
15. Формирование у детей дошкольного возраста знаний об общепринятых мерах длины и объёма.
16. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о массе и способах её измерения.
17. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предметов.
18. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами и формой предметов.
19. Развитие у детей представлений и практических ориентировок в пространстве.
20. Методика формирования пространственных представлений и практических ориентировок у детей дошкольного возраста.
21. Ознакомление дошкольников с частями суток.
22. Ознакомление дошкольников с календарём.
23. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.
24. Формирование понимания отношений временной последовательности.
25. Современные требования к проведению специально организованной, совместной и самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в формировании элементарных математических представлений.
26. Специфика организации и проведения занятий по математике в разных возрастных группах детского сада. Особенности обучения математике в разновозрастных группах.
27. Формирование логического мышления. Обучающие игры. Измерение развития мышления с помощью игры. Методическая обработка обучающих игр.
28. Диагностика уровня элементарных математических представлений детей дошкольного возраста. Методы и формы организации диагностической работы; педагогические условия ее проведения.
29. Планирование и анализ работы по математике в дошкольном учреждении. Виды планирования и требования к ним.
30. Преемственность в работе дошкольного учреждения, школы и семьи по обучению детей математике.
Практические экзаменационные задания по программе
МДК 03.04. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным
программам дошкольного образования»
специальность 050144 «Дошкольное образование»
составитель: Клепчинова Л. С.
1. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей младшей группы составлять группы из однородных предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия много, один, по одному, ни одного.
2. Продемонстрировать приёмы работы по формированию умения у детей младшей группы сравнивать две равные (неравные) группы предметов используя простой приём практического сопоставления – наложение одной группы предметов на другую.
3. Продемонстрировать приёмы работы по формированию умения у детей младшей группы сравнивать две равные (неравные) группы предметов используя простой приём практического сопоставления – приложения предметов одной группы к предметам другой.
4. Продемонстрировать методику обучения счёта в пределах 5.
5. Продемонстрировать приёмы работы по формированию умения у детей средней группы сравнивать две группы предметов на основе счёта.
6. Продемонстрировать приёмы работы по формированию умения у детей средней группы уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет.
7. Продемонстрировать приёмы работы по формированию умения у детей средней группыотсчитывать предметы из большего количества.
8. Продемонстрировать приёмы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с цифрами от 0 до 9.
9. Продемонстрировать приёмы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с порядковым счетом в пределах 10.
10. Продемонстрировать приёмы работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с составом чисел от 0 до 10.
11. Продемонстрировать приёмы работы по обучению детей подготовительной к школе группы решению (составлению) арифметических задач.
12. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей младшей группы сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров.
13. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей средней группы сравнивать предметы по двум признакам величины.
14. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей средней группы устанавливать размерные отношения между 3-5 предметами.
15. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей старшей группы сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте)опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
16. Продемонстрировать приемы работы по формированию первоначальных измерительных умений у детей старшего дошкольного возраста: измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
17. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей подготовительной к школе группы измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
18. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей подготовительной к школе группы измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
19. Продемонстрировать методикуобследования детьми младшей группы формыгеометрических фигур (круг, квадрат, треугольник), используя зрение и осязание.
20. Продемонстрировать приемы работы по ознакомлению детей средней группы с прямоугольником.
21. Продемонстрировать приемы работы по ознакомлению детей старшей группы с овалом.
22. Продемонстрировать приемы работы по формированию уменияу детей средней группы соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами.
23. Продемонстрировать приемы работы по закреплению уменияу детей старшего дошкольного возраста моделировать геометрические фигуры.
24. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей младшей группыориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху – внизу, впереди – сзади (позади), справа – слева;различать правую и левую руки.
25. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей средней группы определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед– назад, направо – налево, вверх– вниз).
26. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей старшей группы ориентироваться на листе бумаги (справа – слева, вверху –внизу, в середине, в углу).
27. Продемонстрировать приемы работы по формированию умение у детей подготовительной к школе группы «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
28. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей младшей группы ориентироваться в контрастных частях суток: день – ночь, утро – вечер.
29. Продемонстрировать приемы работы по закреплению умения у детей старшей группы на конкретных примерах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше (сначала),что позже (потом),определять, какой день сегодня,какой был вчера,какой будет завтра.
30. Продемонстрировать приемы работы по формированию умения у детей подготовительной к школе группы определять время по часам с точностью до 1 часа.
Содержание портфолио