История возникновения и развития юридической психологии.




Предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук.

Психология — это наука, изучающая психику в ее развитии и проявлении в различных видах деятельности.

Предмет психологии - это психика как высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в их способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем.

На уровне человека психика приобретает качественно новый характер в силу того, что его биологическая природа преобразуется социокультурными факторами. Сточки зрения современной науки психика является своеобразным посредником междусубъективным и объективным, реализует исторически сложившиеся представления о сосуществовании внешнего и внутреннего, телесного и душевного.

Объект психологии - это закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека и поведения животных. Эта форма жизнедеятельности в связи с ее многоплановостью может изучаться в самых разнообразных аспектах, которые исследуются различными отраслями психологической науки.

Они имеют в качестве своего объекта: нормы и патологию в психике человека; виды конкретной деятельности, развитие психики человека и животных; отношение человека к природе и обществу и др.

Методы психологии.

методы сбора информации (наблюдение, изучение результатов деятельности, изучение документов, метод опроса, метод тестов, эксперимент, биографический метод);

методы обработки данных (статистический анализ, другие математические методы);

методы психологического воздействия (дискуссия, тренинг, формирующий эксперимент, убеждение, внушение, релаксация и другие).

Место психологии в системе наук

Все сказанное свидетельствует о том, что современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, социальными - с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек - главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

История возникновения и развития юридической психологии.

Психология имеет короткую историю, т.к. первые попытки описать психическую жизнь человека находятся в далеком прошлом через распознание болезней, описания создания человека, найти причины его поступков. Этот материалистический подход на долгие века был оттеснен идеалистическими философами и церковью, которые считали что духовная жизнь не подчиняется тем же законам, что и материальная природа. Такой подход к физическим процессам на многие годы задержал развитие научной психологии. Существовал преимущественно дуалистический подход, сохранившийся в зарубежной философии и психологии до настоящего времени. В силу этого подхода ученые рассматривают элементарные физиологические и психофизические процессы как естественные процессы, подлежащие исследованию точными научными методами, а высшие явления психической жизни, такие как сознание и мышление, считаются проявлением духовного мира, который можно изучить только путем описания происходящих в нем явлений.

В 1764г. вышла брошюра итальянского юриста Ч. Беккариа «О преступлении и наказании», которая выдержала 60 переизданий на разных языках мира и произвела переворот в практике уголовной юстиции. Он впервые провозгласил следующие принципы:

o человек должен признаваться невиновным, пока суд не вынес ему обвинительный приговор

o эффективность наказания зависит не от его жестокости, а от его неотвратимости и быстроты исполнения

Эти идеи получили широкое распространение и началась широкая волна реорганизации судопроизводства и тюремной политики на основе гуманистических позиций.

В 1789 г., после победы Великой Французской революции была принята «Декларация прав человека и гражданина», в которой было провозглашено, что люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Эти идеи положили основы принятия в 1791г. УК Франции, в котором обвинительная форма судопроизводства была заменена состязательной, провозглашена презумпция невиновности, суд присяжных, отменена теория формальных доказательств. Присяжные, судьи и заседатели получили право принятия решения на основе внутреннего убеждения. Обвиняемый получил право на защиту, бремя доказывания легло на обвинение.

Первоначально вопросы психологии применительно к задачам судопроизводства излагались в работах по судебной медицине и только впоследствии начала самостоятельно разрабатываться юридическая психология.

Во 2 половине 19 века под влиянием экспертов-психологов стала развиваться криминалистическая психология. Заметную роль сыграли труды итальянского тюремного психиатра Чезаре Ламбразо, который считается создателем биопсихического направления в изучении личности преступника. В своей теории он считал, что преступное поведение считается разновидностью психопатологии. Это привело к тому, что психология – часть судебной психиатрии.

В начале 20 века предмет криминалистической психологии получил свое окончательное оформление в научных трудах немецких исследователей. Основоположник криминалистики Ганс Гросс в книге «Криминалистическая психология» впервые ввел термин «судебная психология», рассматривая ее как прикладную отрасль общей психологии. Он разделил судебную психологию на большие группы:

1) субъективная – психологическая деятельность судьи

2) объективная – деятельность остальных участников процесса + свидетелей и обвиняемого

В 50-60гг. возрастает интерес к проблемам юридической психологии и появляется много научных исследований на эту тему.

В России психология как наука начала зарождаться в 18 веке, но развития она не получила. После судебной реформы в 1864г. возникает необходимость изучения психологических проблем, которые появились в деятельности суда и следственных органов. Появляются работы, посвященные применению психологических знаний в уголовном судопроизводстве. Выходят монографии по судебной психологии, появляются работы, которые подвергают критике теорию Ламбразо. В результате в работах некоторых русских ученых начала 20 века психика преступника начала рассматриваться как психопатия – состояние, близкое к психическому заболеванию. В целом развитие судебной психологии происходит по следующим направлениям:

1) исследования в области криминальной психологии под влиянием теории Ламбразо (Бехтерев). После октябрьской революции результаты исследований затрагивают стороны использования данных психики в судопроизводстве и исправительной деятельности. В 1918г. в Петрограде по предложению Бехтерева был создан институт по изучению мозга и психической деятельности.

2) исследование психики свидетельских показаний (Кони)

В работах этого периода активно исследуется личность преступника и судебная психология становится общепризнанной и авторитетной отраслью знаний. В Минске создается криминально-психический кабинет, в котором было несколько секций, в частности секция криминальной психологии и психиатрии. В 1930г. прошел 1 всесоюзный съезд по изучению психологии.

3) судебная практика психические экспертиз.

Начались психические исследования различных профессоров с целью установления психической пригодности, профессиональной ориентации при выборе профессии, особенности деятельности следователя и его профессиограммы.

4) 60-70гг. В 60г. профессор Ратинов предложил новое название – юридическая психология, которая в 1969г. была включена в перечень научных специальностей.

В его рамках появляется ряд исследований по судебной психологии, психологии допроса, исправительной психологии. Данные работы оказали положительное влияние на многие последующие публикации в данной области и на учебники и учебные пособия по судебной психологии (Васильева В.Л., Дулова, Еникеева М.И., Шиханцов).

В 71 году под руководством Ратейного была проведена всесоюзная конференция, стала функционировать секция судебной психологии. В составе Академии МВД в 74г. была организована кафедра психологии, в НИИ общей и судебной психологии создана психическая лаборатория.

В 77г. было издано первое методическое пособие по судебно-психологической экспертизе для служебного пользования (Коченов).

Существенный вклад в становление и развитие юридической психологии внесли Романов В.Г. – внедрение юридической психологии в сферу военной юстиции и Еникеев – организация преподавания юридической психологии в Московских ВУЗах.

В начале 80-х стали разрабатываться психологические основы организации службы в органах МВД РФ.

В настоящее время рядом ученых и юристов разрабатываются многие направления юридической психологии. Последнее известное – Гештальт-подход. Это направление современные психической практики, которая занимается восстановлением и поддержанием психической целостности и здоровья человека



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: