Содержание основных функций службы маркетинга ГАТП | Выполнение функций маркетинга в настоящее время | ||
Подразделе-ние ГАПТ | Степень и характер выполнения функций | ||
1. ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ | |||
1.1.Определение состава клиентуры | Служба эксплуатации | Частично. В основном состав клиентуры сложился под влиянием отраслевой системы управления. | |
1.2. Анализ потребностей (текущих и перспективных) клиентуры в автоперевозках по объемам, видам, условиям. | Частично. Дополнительное использование ПС и ПТБ ограничено отсутствием необходимой информации. | ||
1.3. Анализ платежеспособности клиентуры | Практически не выполняется. | ||
1.4. Анализ экономической выгодности отдельных видов транспортных услуг | Планово-экономическая служба | Частично. Осуществляется в рамках жесткой привязки клиентуры и определенной номенклатуры транспортных услуг. | |
1.5. Анализ деятельности конкурентов | Практически не проводится. | ||
2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НОВЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТНЫХ РАБОТ И ДРУГИХ УСЛУГ | |||
2.1. Разработка предложений и рекомендаций по увеличению объема традиционных для предприятия транспортных услуг | Служба эксплуатации | Частично. Преимущественно в рамках сложившихся взаимосвязей с закрепленной клиентурой, а также по сверхплановым перевозкам. | |
2.2. Разработка предложений по расширению номенклатуры транспортных услуг и диверсикации производства | Дирекция, служба эксплуатации, техническая служба | Недостаточно проработано. Отсутствие четких прогнозов программ. | |
2.3. Разработка системы показателей качества на каждый вид транспортной работы | Не проводится | ||
2.4. Определение экономически выгодных условий проведения транспортной работы | Дирекция, служба эксплуатации | Частично. Ограниченно действующей системой управления АТОП и сложившимся составом клиентуры | ||
2.5. Разработка проведения экспериментального внедрения новых работ и услуг, новых форм и методов управления | Дирекция | Частично. Ограниченно недостаточностью теоретической и методической подготовкой экспериментов. | ||
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОДГОТОВКЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАТП | ||||
3.1. Разработка планов осуществления новых видов транспортной работы и других услуг | Планово-экономическая служба | Частично. Ограничено из-за недостаточности владения проблемой, информацией, существующими методами организациями работ. | ||
3.2. разработка и внедрение системы контроля качества выполнения транспортной работы | Служба эксплуатации | Частично. Система контроля качеством разработана в рамкам отраслевого управления без учета конкретных условий. Кроме этого не применяются современные методы организации этих работ. | ||
3.3. Организация обучения и подготовки персонала | Кадровая служба | Частично. Ограниченно отсутствием современной системы подготовки персонала АТП. | ||
4. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ НОВЫХ ВИДОВ И МЕТОДОВ ТРАНСПОРТНОЙ РАБОТЫ | ||||
4.1. Изучение и анализ процесса внедрения новых видов и методов транспортной работы | Служба эксплуатации | Частично. Ограничено отсутствием стимулов внедрения новых методов работы, а также недостаточностью финансовых ресурсов ГАТП. | ||
4.2. Разработка предложений по повышению уровня обслуживания потребителей транспортных услуг | Практически не проводится. | |||
Планирование на основе прогнозирования будущего развития рынка
Есть заметная разница в маркетинге на стадии исследований и проектирования продукции и на стадии обращения и эксплуатации (потребления) продукции. Во втором случае мы имеем дело с уже существующей продукцией, поставленной на поток, а в первом - с будущей. Надо так спроектировать изделие, чтобы оно оказалось конкурентоспособным на тот момент, когда выйдет на рынок. А это будет не так скоро, как может показаться - от начала работ по созданию новой марки автомобиля до выпуска первых сотен экземпляров проходит 5-7 лет.
Очевидно, необходимо планирование на основе прогнозирования будущего развития рынка. Надо прогнозировать как развитие вкусов потребителей, уровень их доходов, т.е. объем и структуру рынка, динамику его отдельных сегментов, так и поведение конкурентов, их нацеленность на те или иные сегменты рынка. Цель - добиться конкурентоспособности своей продукции. Этого можно добиться и путем снижения себестоимости за счет внедрения передовых технологий и обучения персонала. Поэтому при перспективном прогнозировании надо смотреть не только на рынок, но и "внутрь" своего предприятия.
Технический уровень и качество продукции на мировом рынке растет, и необходимо спланировать подготовку новой модели так, чтобы в момент выхода на рынок и в течение нескольких следующих лет она оказалась выше среднемирового уровня по потребительским свойствам, техническому уровню и качеству. Можно также предсказать, когда придется ее снимать с производства - когда она существенно отстанет от продукции конкурентов. Поскольку период подготовки изделия к выпуску может быть заметно длиннее периода массового выпуска, то на предприятии могут параллельно идти работы по целой гамме изделий, которые будут затем сменять друг друга на конвейере.
Представляет интерес и стратегия воспитания новой потребности (см. выше). Так, из-за ухудшающейся экологической обстановки все более перспективными представляются электромобили взамен обычных автомобилей с двигателями, работающими на бензине. Однако предприятию, взявшемуся за осуществление этой перспективной идеи, придется приложить много усилий, вместе с властями и экологическими организациями, чтобы воспитать у потребителей потребность в электромобилях.