ПОИСК ПЕЩЕР - ДЕЛО НЕШУТОЧНОЕ

Звонок друга, Саши Ефремова, для меня был полной неожиданностью, но... Он сообщил, что едет в район посёлка Верхняя Базаиха. Именно туда выехала красноярская экспедиция по поиску новых пещер.

Отказаться у меня просто не хватило сил, и вот вечером, 6 мая, мы трое - Саша, его жена Лена и я, - погрузились в Сашин старенький "Патруль" и выехали в направлении Берёзовского района. Описывать дорогу нет смысла. Скажу только, что дорог там как не было, так нет и до сих пор. Но раньше там ходили тяжёлые лесовозы, а теперь редко кто ездит.

Да, где-то на подъезде к Берёзовке у нас вытек весь тосол, и пришлось долго ремонтироваться, искать и заливать воду, а потом мы немного заблудились - спасло нас то, что недавно в Верхней Базаихе поставили телефонную вышку, и там появилась связь. Нас встретили и проводили до самого лагеря. Самое забавное, что местные жители в большинстве своём даже не знают, где стоит эта самая вышка.

Ну а после бурной встречи мы долго сидели у костра, обсуждали, кто, куда и зачем отправится завтра, пели песни под гитару. Я с интересом узнал, что в тот день ребятами из экспедиции с помощью JPS были обнаружены и зафиксированы на карте района восемь входов в пещеры на окружающих нас со всех сторон хребтах.

Вот ведь интересное дело... Я занялся спелеологией ещё в 1990 году. На 7 Ноября мы пошли в пещеру Партизанскую, что в 15 километрах от места теперешнего лагеря. И потом я часто её посещал - она осталась моей любимой пещерой до сих пор. А добирались мы до неё именно через Верхнюю Базаиху.

Это теперь можно сесть на машину и доехать почти до самой пещеры, а раньше это было сделать несколько труднее. Очень ранний подъём - и на утреннюю электричку. В Маганске - рюкзак на спину, ноги в руки, бегом, именно бегом, чтобы успеть на стоянку, где стоял ЗИЛ-131 с будкой. Народу много, местные матерятся на молодых ребят с рюкзаками, большие мешки мешают всем.

Целый час в жуткой давке и духоте, по вдребезги разбитой лесовозами дороге едем до Верхней Базаихи. Но на этом приключения не заканчиваются. Выгрузившись в посёлке, собираемся с духом, надеваем рюкзаки - и вперёд, а впереди 15 километров пешего маршрута по пересечённой местности: в снегу по пояс, либо по грязи - как повезёт. А иногда везло, и нас подбирал какой-нибудь лесовоз и подвозил по зимнику до места, где мы уходили в тайгу.

Однажды нас подобрал трелёвочник. Ощущения, я вам скажу, непередаваемые. Мы сложили рюкзаки за кабиной, сцепили их, чтобы не падали. Один, самый шустрый, сел в кабину, а мы втроём - на переднюю кромку железной, отполированной до блеска плиты. Трактор рванул с места так, что мы чуть не скатились по плите назад, но удержались. Ехали и хохотали до слёз - в народе говорят: "Лучше плохо ехать, чем хорошо идти". А когда плохо едешь с друзьями да с шутками-прибаутками - это "плохо" превращается в "хорошо". Сложно сказать, кому было лучше - нам или тому шустрому.

Большое спасибо водителям лесовозов - нам всегда очень помогали. Но они могли сократить наш переход лишь километров на пять, не больше. А дальше всё зависело только от нас самих, от выносливости, от желания дойти, от знания дороги, от везения. Часто видели следы волков, медведей, но самих зверей по крайней мере я не встречал.

Ближе к вечеру добирались до пещеры, быстро собирали дрова, разводили огонь и ставили большой котёл под чай и ма-аленький под еду. Поели, переоделись, ещё раз проверили снаряжение - и вниз.

Партизанка - это воронка в земле диаметром метров 10-12 и глубиной около 10 метров, а потом начинается сама пещера общей протяжённостью ходов больше 6 километров и располагающаяся на трёх уровнях. Уходили мы в неё на всю ночь, взяв с собой перекус. Вылезти надо было рано утром, чтобы в семь часов быть в посёлке, иначе придётся ждать вечернюю машину.

Был период, когда мы с другом Лёхой Вотяковым так ходили каждые выходные около трёх месяцев. Самым тяжёлым был март, когда снег таял, и наст переставал держать. По крайней мере меня - Лёха весил в полтора раза меньше.

Все наши мучения оправдывала непередаваемая и нереальная красота пещеры, её загадочные и мрачные ходы, калибровки, поноры, снежно-белые натёки, сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, "макароны"... и тишина. Просто нереальная тишина, только иногда слышится, как где-то капает вода, и звук этот, чёткий и звонкий, перекатывается по пещере долго-долго. А иногда не увидишь и не услышишь, а почувствуешь лишь на миг у лица лёгкое дуновение - это летучая мышь пролетела. Иногда они попадают в луч света, мелькнут как привидения и вновь исчезнут во мраке.

Мы с друзьями до глубокой ночи вспоминали, как раньше искали пещеры, открывали их, проходили в первый раз. Про район, в котором мы находились, местные рассказывали многое. Я помню, как мужики предлагали за ящик водки показать несколько пещер. Кстати, на Партизанскую вывели тоже местные.

А вообще, после рассказов местных, либо поздней осенью, либо зимой на лыжах организовывали экспедиции, которые прочёсывали район. В морозы пещеры начинают парить. В наших пещерах постоянная температура + 3-4 градуса, и поэтому в мороз из них валит пар. Так и нашли множество пещер. Но это всё равно поиски наугад, вслепую.

На следующий день я встал очень рано, около 5 часов. Морозное утро очень бодрит, а когда умоешься ледяной водой - сон как рукой снимает. Выпив кружку кофе, отправился на гору снимать рассвет. Вернувшись, застал экспедицию в сборе, занятую подготовкой к выходу на маршруты и готовкой завтрака. Пока суть да дело, поговорил с руководителем экспедиции Александром Подболоцким.

По профессии строитель, Александр Подболоцкий каждый год с 1984-го собирает поисковые экспедиции в разные районы края. Долгое время работали на хребте Казан Чеш. Несколько лет назад перебрались в район Верхней Базаихи.

Основной состав экспедиций - это сам Александр, его жена Ольга, химик-технолог, и друг Павел Ощепков, тоже строитель. Ольга интересный и умный человек, поскольку очень дружит с научными книгами, занимается химическими процессами и может в одиночку ходить по тайге в поисках пещер.

Вот уже четвёртый год главным координатором экспедиций является Катя Хромова. Вся собранная информация стекается в её компьютер, обрабатывается и принимает свой окончательный вид. Опять же, набор участников экспедиции тоже на её плечах. А теперь ещё она ждёт ребёнка, но не бросает любимого дела. И спасибо ей за это.

Для Александра увлечение спелеологией началось ещё во время учёбы в Томске. Был у него друг, который увлекался охотой и жить не мог без тайги. Вот с ним на пару много времени проводили, бродя по таёжным тропам.

Поворот в жизни произошёл после знакомства с Леонидом Тимофеевичем Петренко (известным красноярским альпинистом и спелеологом, который участвовал в первопрохождении пещеры Баджейской и исследовании всего Баджейского участка), который предложил пойти в пещеру. После этого остановить было просто нельзя. В 1984 году познакомился с Виталием Михеевым, который занимался поиском пещер на Торгашинском хребте и предложил пойти покопать пещеру Колбинскую. Покопал - понравилось, ведь самое интересное в этом деле - первопрохождение. Пройти там, где ещё не ступала нога человека - это мечта любого спелеолога. Да, пожалуй, и не только спелеолога.

Я спросил у Александра, что его тянет заниматься всем этим. И он ответил, что, скорее всего, азарт, интерес. Увлекает в первую очередь подготовка к экспедиции, прогнозирование, а потом уже, когда находишь что-то, появляется интерес заглянуть туда, где никто до тебя не был, а если и был, то так давно, что и подумать страшно.

Именно Михеев подвёл научную базу под всё это дело. Он объединил геологические и топографические карты, и стало ясно, где могут быть пещеры, а где нет. На границе мягких известковых и твёрдых некарстующихся пород большой шанс найти вход в какую-нибудь пещеру. Вода по плотным тяжёлым породам стекает к известнякам. Найдя трещину в породе, она начинает стекать в глубину, промывая и растворяя мягкий известняк. Накапливаясь на дне, под большим давлением она нагревается и начинает растворять породу в горизонтальном направлении, образуя горизонтальные ходы пещеры. Либо вода доходит до горизонтальных трещин (трещин напластования) и, опять-таки, начинается процесс выщелачивания. А иногда этот процесс идёт по "сетке" тектонических трещин, в результате чего получаются лабиринтовые системы - как Лабиринт в Партизанской или Собачьи Соты и Кащеево Царство в Большой Орешной. Найдя выход, вода уходит.

Уже вторым этапом вода, проникающая в образованную пещеру, начинает намывать кальцитовые образования, как то: сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, "флаги", "макароны" и прочие.

Имея такую подсказку, стало легче ориентироваться, где искать возможные входы в пещеры. На сегодняшний день обнаружено около 40 пещер. Конечно, не все они, так сказать, "ходябильны". Некоторые из них имеют глубину 3-6 метров, но это тоже пещера, хоть и маленькая. Но некоторые...

Например, открытая недавно пещера Белый Город. Протяжённость ходов - 160 метров, но каких! Сначала Олег Кухаренко обнаружил большой камень, с двух сторон которого через небольшие отверстия хорошо поддувало. Начали копать с обеих сторон, потом кое-как сдвинули камень и обнаружили пещеру, весь пол которой был завален костями мамонтов, бизонов, буйволов и медведей. Тут же нашли бронзовый кинжал, которому 2,5 тысячи лет. В этой пещере явно жили доисторические люди.

В этом же районе найдены пещеры Готика, Барсучья 56 (Котёна), Внезапные Провалы, Ротозеев, Землянка, Каменная Роза.

В верховьях Базаихи - пещеры Сим-Сим, Дымоход, Бонжур (сейчас закрытая), Ягодка, Мышеловка, Контактная, Голубой Дракон.

В районе Верхнего Шало - Чебурашка, Однозначная, Наш Размер, Грибная, Загадка, Гюльчатай.

В междуречье Базаихи и Корбика - пещеры Обезьянка, Ветвистая, Гимнастическая, Купол, Форточка, Звезда Ледяная и Звезда Вертикальная.

На Петровом ручье за Верхним Шало в конгломератах - пещеры Магнитная, Находка, Двухголовая, Петровская.

На Торгашинском хребте - Зенитная и Пустышка. Где их копать, подсказал Виталий Михеев.

Работы будут продолжаться и дальше. За два дня, которые я пробыл в экспедиции, было обнаружено 16 входов. А экспедиция оставалась ещё на сутки. В августе работы продолжатся. Часть народа будет искать новые входы, а другая часть - изучать уже найденные и делать топосъёмку пещер. Так что работы много.

Мой друг, Саша Ефремов, тоже оказывает посильную помощь экспедиции. В основном техническую: провезти генератор, перфоратор, оттащить камень. Он на своей машине может подъехать чуть не к каждой пещере.

В этом году работали ребята из Красноярского городского клуба спелеологов и из Железногорска: Павел Бердышев, Олег Кухаренко, Сергей Бобылев, Александр Хромов, Алексей Дудин, Елена Стогова, Алим Оруджев, Александр Грищенко, Мария Голошева.

Ну а мы в это время решили разведать прямую дорогу до пещеры Партизанской. Что тут скажешь! Нет там дорог. Посмотришь - люди ездят на дорогих хороших машинах, но как? Этого не могу понять. Мы на специально оснащённом для джипинга "Ниссане" едва доехали по дороге до посёлка Жистык, а дальше вообще пришлось продираться по камням, разрушенным мостам, через ручьи, бегущие по "дороге".

Так и не попав в пещеру, мы поехали напрямую, по просёлочной дороге. Я первый раз участвовал в джипинге, и мне понравилось. По самый порог в жидкой грязи, через упавшие деревья, когда машину несёт совсем не туда, куда надо. Европейцы и американцы чаще всего строят специальные трассы для джипинга, а у нас - выехал за город и кувыркайся сколько влезет.

В общем, выходные удались - есть что вспомнить и рассказать.

Альфир ФАХРАЗИЕВ.

На снимках: Александр Подболоцкий: "Там всё белое!"; Рассвет над Базаихой.; На карте хорошо видно, где искать...; Места в салоне на всех не хватает.; А внизу очень холодно.; Из этой ямы сильно дует.; Петроглиф на одной из близлежащих скал.