УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2016 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Культурология»
для студентов всех форм обучения
направления подготовки 39.03.02 Социальная работа
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «Культурология ». Екатеринбург, ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016. 43 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
Автор: кандидат филос. наук, доцент Е.В. Попова
Рецензент: доктор философских наук, профессор А.Г. Кислов
Одобрен на заседании кафедры философии, культурологии и искусствоведения. Протокол № 8 от 21 марта 2016 г.
Заведующий кафедрой философии, культурологии и искусствоведения | Е.В. Попова |
Рекомендован к печати научно-методической комиссией Института психолого-педагогического образования РГППУ. Протокол № 7 от 25 марта 2016 г.
Председатель методической комиссии Института психолого-педагогического образования В.В. Пузырев Зам. директора научной библиотеки Е.Н. Билева | ||||
Директор Института психолого- педагогического образования И.И. Хасанова | ||||
© ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2016 © Попова Е.В., 2016
|
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины «Культурология»:
формирование у студентовцелостного представления о культуре как результате аксиологического синтеза содержания различных отраслей гуманитарного знания и социальных наук (философии, антропологии, психологии, социологии и т.д.).
Задачи дисциплины – усвоение студентами:
● основ теории культуры, и методов культурологических исследований;
● культурогенеза и исторической типологии культур;
● перспектив развития конкретных культур и планетарной цивилизации в целом.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОПОП ВО
Дисциплина «Культурология» относится к дисциплинам по выбору вариативного модуля базовой части Б1.В.ДВ.8 ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:
2.1. Из курсов «Всемирная история XX – начало XXI вв.» и «История России «XX – начало XXI вв.» (общеобразовательная программа):
Знания:
Фактов, явлений, процессов, понятий, теорий, гипотез, характеризующих системность, целостность исторического процесса; принципы и способы периодизации всемирной истории; важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; взаимосвязь и особенности истории России и мира.
Умения:
Уметь осуществлять комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы; представлять результаты историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации.
Владения:
Понимание и критическое осмысление общественных процессов и ситуаций; определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; осознание себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.
Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:
· Философия.
КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Культурология» способствует формированию следующих общекультурных и профессиональных компетенций, соответствующих ФГОС ВО по направлению подготовки 39.03.02 Социальная работа.
общекультурные компетенции:
- способностью работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);
общепрофессиональные компетенции:
- способностью учитывать в профессиональной деятельности специфику и современное сочетание глобального, национального и регионального, особенности этнокультурного развития своей страны и социокультурного пространства, поведения различных национально-этнических, половозрастных и социально-классовых групп, а также инфраструктуру обеспечения социального благополучия граждан (ОПК-5).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
знать: ключевые понятия культурологии; происхождение и сущность культуры, условия формирования культуры, формы и типы культур, место человека в культуре, эволюцию культуры, основные закономерности развития культуры, соотношение культуры и цивилизации, культуры и контркультуры, культуры и природы; основные культурно-исторические центры и регионымира; знать историю культуры России, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;
уметь: пользоваться понятийным и методологическим аппаратом культурологии; объяснить феномен культуры, роль культуры в человеческой жизнедеятельности, роль искусства в развитии цивилизации и связанные с ним социальные и этические проблемы; анализировать проблемы и закономерности развития культуры, ориентироваться в специальной литературе по культурологии; уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к своему прошлому;
владеть: культурой мышления; навыками научно-исследовательской деятельности в области культурологии.
СТРУКТУРА ДИСЦиПЛИНЫ