Программа тренинга
«Общение мальчиков и девочек»
«Молодёжное психологическое общество»
Раздина О.С.
Руколеева Е.Н.
Томск 2006 г.
Тренинг: «компетентность в общении с противоположным полом»
Цель: формирование
- уверенного поведения с противоположным полом;
- коммуникативной компетентности в общении с противоположным полом;
- адекватной самооценки;
- навыков успешной самопрезентации;
- развенчивание полоролевых стереотипов.
- спонтанного поведения
Целевая группа: программа рассчитана на широкий круг участников с 13 лет
Группа: 10 – 16 человек
Материалы и оборудование:
1. Листы ватмана (2 штуки).
2. Ручки, фломастеры.
3. Краски, кисти, банки для воды.
4. Клубок ниток.
Время работы: 10 занятий по 2 – 3 часа
День первый: посвящен вопросам общения мужчин и женщин. Позволяет участникам осознать собственные особенности общения, проявляющиеся во взаимодействии с противоположным полом
Время | Упражнение | Цели | Описание упражнения |
10 мин. | Паутина | Знакомство участников и ведущих. Включение в процесс тренинга. Знакомство с конечной целью тренинга. Совместное формулирование задач тренинга. | Участники по очереди называют свои имена и рассказывают об ожиданиях от тренинга. Заключение контракта. Установление правил. |
4 мин. | Вьюга | Создание рабочей атмосферы, повышение эмоционального настроя, концентрации внимания, знакомство участников с качествами и интересами друг друга. | Участники сидят в кругу, один в центре, сидящий в центре называет признак, обладатели которого должны поменяться местами. Не успевший занять место участник встает в центр круга. |
45 мин. | Рисунок качеств мужчин и женщин | Развенчивание стереотипов, создание адекватного представления о мужчинах и женщинах. | Участники рисуют образ мужчины и женщины с присущими им качествами сначала индивидуально, затем в подгруппах. Затем - представляют друг другу свои рисунки. В ходе обсуждения ведущий предлагает тему различий и сходств мужчин и женщин. |
Перерыв 3 мин | |||
5 мин | Полька | Поддержание работоспособности | Участники встают в круг и повторяют смешные движения за ведущими. |
45 мин | Дуэт | Осознание собственных особенностей в общении, коммуникативных барьеров и положительных сторон в общении с представителями своего и противоположного пола. | Участники образуют два круга, общаются парами. По сигналу ведущего пары меняются. |
5-10 мин | упражнение на расслабление и /или на мобилизацию в зависимости от состояния участников | Восстановление работоспособности | |
20 мин | Общий рисунок | Подведение индивидуальных итогов дня. Позволяет сформулировать задачи на следующую встречу, сформировать позитивный настрой на будущее. | Участникам предлагается вспомнить все, что происходило с ними в процессе тренинга и нарисовать рисунок на тему: я в настоящем и будущем. Затем из рисунков составляется коллаж в микрогруппах. |
10-15 мин | Заключительная рефлексия | ||
До-сви-да-ни-я | Формирование эмоциональной завершенности дня | Участники встают очень близко в круг, складывают ладони «по-мушкетерски» и послагам произносят, на каждый слог поднимая и опуская руки: «До-сви-да-ни-я». |
День второй: осознание меры собственной уверенности в себе. Формирование ассертивного поведения.
Время | Упражнение | Цели | Описание упражнения | |
5 мин | Приветствие | Включение в ситуацию тренинга, актуализация правил и задач. | Участники и ведущие здороваются тем способом, который больше всего соответствует их состоянию. Ведущие предлагают вспомнить правила установленные в прошлый раз, а так же задачи, которые стоят перед группой. Участникам так же предлагается высказаться о пожеланиях и ожиданиях на сегодняшний день. | Ватман с правилами, общий рисунок с прошлого занятия |
10 мин | Беседа о уверенном поведении | Актуализация темы дня. | Ведущие предлагают поработать на тему уверенного поведения. Завязывается беседа о уверенности в себе. Ведущие помогают участникам сформировать представление о уверенном поведении. | Ватман и маркер. |
15 мин. | Образ уверенного в себе человека. | Развитие представлений о уверенном поведении. | Сначала индивидуально, затем в микрогруппах участники обдумывают основные качества, которые присущи уверенному человеку. | Листы бумаги, ручки, ватман и несколько маркеров |
5 мин | Польская | Поддержание работоспособности | Участники ходят по кругу гуськом и повторяют за ведущим движения. | |
интервью | Осознание ситуаций, вызывающих неуверенность. | Участники делятся на пары и рассказывают друг другу в каких ситуациях чувствуют себя более и менее уверенно. Затем каждый участник встает за спину своего соседа и рассказывает от имени партнера. На рефлексии ведущие предлагают найти общие в каждом рассказе. Ведущие предлагают проиграть одну или несколько ситуаций. | ||
Перерыв 5 мин | ||||
10-15 мин | Заключительная рефлексия | |||
До-сви-да-ни-я | Формирование эмоциональной завершенности дня | Участники встают очень близко в круг, складывают ладони «по-мушкетерски» и послагам произносят, на каждый слог поднимая и опуская руки: «До-сви-да-ни-я». |
Список литературы:
1. Хрящёва Н.Ю. – «Психогимнастика в тренинге», СПБ. «Речь» 2004 г. – 256с.
2.
3.