Формы землевладения и категории населения. Русский город




Своеобразной чертой экономического развития средневековой России было территориальное разделение двух форм феодального землевладения, а именно:
1) преобладание поместно-вотчинного землевладения светских и церковных феодалов в центральных, давно обжитых районах 2) общинного крестьянского землевладения на малонаселенных окраинах;
По своему социальному положению крестьяне делились на три группы:
1) владельческие крестьяне, которые принадлежали феодалам;
2) дворцовые крестьяне, которые находились во владении дворцового ведомства московских великих князей;
З) черносошные (позже государственные) крестьяне, которые жили на землях, не принадлежавших какому- либо владельцу, но были обязаны выполнять определенные повинности в пользу государства.

 

Сравнить две формы феодального землевладения — вотчину и поместье

Вотчина Поместье
Родовое, наследственное земельное владение Условное земельное владение
Подлежала продаже, обмену, наследованию Не подлежало продаже, обмену, наследованию
Передавалась по наследству Давалось государством за военную и государственную службу

 

С4. Историческим центром многих старых западноевропейских городов является рыночная площадь и здание ратуши. Историческим центром старого русского города является детинец (кремль). Объясните, чем различалось социальное устройство и управление средневековых западноевропейских и русских городов (приведите три объяснения).

Объяснения:

1) западноевропейские города были центрами ремесла и торговли, а на Руси города были княжескими (государственными);

2) в кремле находился гарнизон и глава княжеской администрации (посадник в XI–XIII вв.; наместник, воевода в XVI–XVII вв.);

3) в западноевропейских городах горожане состояли в различных корпорациях: цехах, гильдиях, братствах; а в средневековых русских городах не было цехов и гильдий;

4) западноевропейские города, в отличие от большинства русских городов, c XI–XII вв. добивались независимости от сеньоров и получали права самоуправления: выбора городских органов власти, суда, распоряжения городским имуществом.

 

 

С4. Многие города Древней Руси возникали на берегах рек. Объясните, в чём состояли преимущества такого расположения города (приведите три объяснения).

Могут быть приведены следующие объяснения:

1) расположение города на берегу реки облегчало его торговые связи, поскольку в Древней Руси водные пути зачастую были более удобными, чем сухопутные;

2) расположение на берегу (особенно высоком) реки делало город менее уязвимым для врагов в случае штурма;

3) город, расположенный на берегу реки, имел больше шансов успешно справиться с пожарами, поскольку большинство построек в Древней Руси были деревянными.

Культурное развитие русских земель и княжеств

Литература «Слово о погибели Русской земли» - ХIIIв. «Повесть о разорении Рязани Батыем» - ХIIIв. «Повесть о Меркурии Смоленском» - ХIIIв. «Задонщина» - ХIVв. «Сказание о Мамаевом побоище» и др. - ХIIIв. В XV в. были созданы многие известные жития русских святых – Сергия Радонежского, Стефана Пермского и др.
Зодчество. Архитектурные памятники Чернигова: - Спасо-Преображеннский собор (ХI в.) - Борисоглебский собор (1128) - Пятницкая церковь Архитектурные памятники Полоцка: - Софийский собор (сер. ХI в.) Архитектурные памятники Владимиро-Суздальского княжества Владимир при Андрее Боголюбском · Успенский собор (1158-1611) · Золотые ворота · Княжеская резиденция в Боголюбово · Церковь Покрова на Нерли (1165) При Всеволод Большое Гнездо · Дмитровский собор (1194-1197) · Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234) Одним крупнейших центров архитектуры к середине XIV в. стала Москва. В правление Дмитрия Донского был возведен белокаменный Кремль в Москве. В окрестностях Москвы были построены Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, Успенский собор на Городке в Звенигороде.
Иконопись Конец XIV – начало XV в. стали «золотым веком» иконописи. В это время творили выдающиеся художники Феофан Грек и Андрей Рублев. Феофан Грек был мастером фресковой живописи: росписи в церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде Великом. Андрей Рублев также известен как мастер фресковой живописи (роспись Успенского собора во Владимире). Расписывал стены Благовещенского собора в Москве, Троицкого собора в Троицко-Сергиевом монастыре. Однако наиболее прославленным его творением стала икона «Троица». В творчестве Рублева отразилась эпоха национального подъема, вызванного Куликовской битвой.

 

.

.

 

Российское государство во второй половине XV–XVII вв.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: