Формирование словаря дошкольников в условиях ДОУ




 

Курсовая работа

направление Психолого-педагогическое образование

профиль Психология и социальная педагогика

Выполнила: студентка группы

очной (заочной) формы обучения

Научный руководитель:

к.п.н., доцент

___________________________ (оценка)

 

Омск, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 Проблема формирования словаря дошкольников в педагогической литературе…………………………………………………………………………

1.2 Педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Вывод по первой главе…………………………………………………………..

Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫФОРМИРОВАНИЯ

2.1. Организация развития словаря дошкольников

2.2

Вывод по второй главе…………………………………………………………..26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….28

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………29

 

 

Овладение языком является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов (А. Н. Леонтьев).

Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операциональной стороны мышления, поскольку овладение лексическим значением происходит на основе операций анализа, синтеза, обобщения.

 

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.

Своевременное развитие словаря - один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Особенности развития детского словаря достаточно полно изучены в физиологии, психологии, психолингвистике.

В развитии словаря детей дошкольного возраста выделяют две стороны: количественный рост словарного запаса и его качественное развитие, т. е. овладение значениями слов.

Дошкольный возраст - период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников одного и того же возраста очень разнятся между собой. Первые осмысленные слова появляются у детей к концу первого года жизни. В современной отечественной методике нормой считается 10

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Тема курсовой работы в значительной степени актуальна и имеет практическую значимость. Овладение словарем родного языка является одним из важных навыков в дошкольном детстве. Педагогами отмечается, что дети с большим словарным запасом быстрее овладевают навыками чтения и письма, а трудности обучения в школе связаны с недостаточным развитием словаря (Е.М. Струнина, Л.П. Ф едоренко и др.). В отечественной педагогике и методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность; тем не менее, новые задачи воспитания и обучения в детском саду диктуют необходимость совершенствования форм организации развития словаря дошкольников.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи, развитие словаря - одна из важных задач по развитию речи, - подчеркивается методистами, занимающимися задачами развития речи детей (Тихеева Е.И., Ушакова О.С., Струнина Е.М.,А.М. Бородич и др.). Общая задача развитие речи, речевого общения, указывал Ф.А. Сохин, состоит из ряда частных задач, и прежде всего, обогащения и активизации словаря [тих]. К.И. Чуковский подчеркивает активный характер процесса усвоения родного языка и выступал против теории механического его усвоения.Он собрал обильный материал по детскому словотворчеству.

Современные исследователи к разработке проблемы словарной работы подходят с точки зрения подготовки детей к началу школьного обучения (Л.Г. Парамонова, В.И. Логинова и др.).

Актуальность данной проблемы предопределили выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.

Объект исследования: процесс формирования словаря у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – особенности словарной работы.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретическое исследование проблемы у детей дошкольного возраста через анализ психолого-педагогической литературы.

2. Разработатьметоды организации развития словаря дошкольников у детей дошкольного возраста.

Структура курсовой работы: работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

1.1 Проблема формирования словаря дошкольников в педагогической литературе

 

 

Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского считает, что «психологические орудия», включая язык, есть средство формирования психики каждого члена общества. Каждое слово представляет собой скрытое обобщение общественного опыта [цит.по: а леон]. Слово в концепции Л.С. Выготского является инструментом, отражающим внешний мир в его свя­зях и отношениях. Если значение слова по мере развития ребенка меняется, меняется и отражение тех свя­зей и отношений, которые через слово определяют строе­ние его сознания [к и теор выг].

Слово – это единица языка, выражающая понятие. Оно несет смысловую нагрузку, существует в определенном звуковом оформлении и грамматической форме. Слово является реальным раздражителем, с первых шагов овладения языком ребенка оно предстает перед ребенком своей материальной и звуковойстороной; эта оболочка как реальный носитель языка рано становится предметом деятельности ребенка и предметом его познания (А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин).

Использование языка как средства общения связано прежде со словом. Слово — основная единица языка. Оно является как бы «представителем» одновременно всех компонентов языка — фонетики (поскольку состоит из звуков речи), лексики (поскольку обозначает, кодирует какое-то явление действительности, т. е. несет смысловую нагрузку), грамматики (поскольку в данном случае существует в определенной грамматической форме).

В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного язык [тих]. Словарь – один из важных составляющих речевого развития ребенка. Овладение словарем является условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщенно и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления. Развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их социально закреплённых значений и формирование умения использовать их в конкретных условиях общения [тих].

К полутора годам ребенок использует в активной речи примерно 100 слов, к двум годам словарь значительно увеличивается — до 300 слов и более. Индивидуальные различия в развитии речи бывают очень большими слова приобретают соответствующую грамматическую форму [сох].

К трем годам словарь ребенка возрастает до 1000 и более слов. В состав словаря входят все части речи (существительные, глаголы, прилагательные, местоимения, числительные, наречия), служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия [сох].

Усложнение его деятельности и общения со взрослыми на протяжении дошкольного возраста приводят к постепенному росту словаря. Установление средних количественных показателей как в отношении абсолютного состава словаря, так и в отношении его прироста затруднено в силу того, что условия жизни оказывают на развитие словаря чревычайно большое влияние. Рост словаря находится в зависимости от условий жизни и воспитания ребенка.

Новые потребности общения ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строем, в результате чего речь ребенка становится более связной.

Под обогащением словарного запаса понимается ознакомление ребенка с возможно большим количеством слов при условии четкого соотнесения их с реальными предметами, действиями и признаками предметов и действий, чтобы ребенок хорошо понимал, что именно скрывается за каждым словом. [пар]. В понятие систематизации словарного запаса входит его подразделение на отдельные группы слов, выделенные по каким-то определенным, принятым в русском языке принципам [пар].

Весь словарный состав русского языка состоит из огромного и все более и более увеличивающегося количества слов. Каждый отдельный человек из всего этого безграничного моря слов способен усвоить («запасти») лишь какое-то ограниченное их количество, ибо овладеть полным составом всех имеющихся в языке слов не способен никто. Эти «запасенные» каждым конкретным человеком слова и составляют его индивидуальный словарный запас [пар].

Чем большим запасом слов обладает человек, тем богаче выразительнее, компетентнее его речь. Словарный запас обеспечивает человеку возможность свободного общения на родном языке. У людей, специально занимающихся языковыми, научными проблемами, этот запас значительно больше, поскольку для них это является основой профессиональной компетентности.

При нормальном ходе речевого развития первые слова у ребенка появляются к году. Обычно это бывают всем хорошо известные «мама», «папа», «баба». Далее постепенно начинают усваиваться те слова, которые обозначают постоянно окружающие ребенка предметы или совершаемые им самим и близкими ему людьми действия. После двух лет в его словарном запасе появляются названия признаков предметов и более «отдаленные» от его обычной жизни слова, благодаря чему он начинает понимать содержание рассказов, сказок [пар].

 

В старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря (А.М. Бородич, В.И.Логинова). Ядро семантического поля составляют наиболее частые слова, обладающие выраженными семантическими признаками. Характеризуя словарный состав детей дошкольного возраста, исследователи показали, что с развитием речи и мышления детей лексика обогащается и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира осуществляется с помощью различных методов и средств.

У детей старшего дошкольного возраста речь в основном сформировавшаяся, но происходит дальнейшее накопление словарного запаса; возрастает число простых распространенных и сложных предложений; вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Достижением в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Существенно изменяется словарный объем речи. Развитие речи связано с деятельностью и общением [лис]. Накопление словарного запаса служит количественной характеристикой общей коммуникативной компетентности [ш].

Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки к школе. О бщая задача развитие речи, речевого общения состоит из ряда специальных, частных задач: и прежде всего, обогащения, закрепления и активизации словаря [сох].

1.2 Педагогические условия развития словаря у детей старшего дошкольного возраста.

 

Обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место в теории и практике развития речи детей. Это закономерно, поскольку слово — основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Вместе с тем познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляющих получаемые им новые знания и представления. Поэтому словарная работа в детском саду тесно связана с познавательным развитием.

Изучению особенностей усвоения детьми лексики посвящены исследования В.В.Гербовой, А.П.Иваненко, Н.П.Ивановой, Е.М. Струниной и др. Анализ педагогической и методической литературы показали, что слово в раннем возрасте выступает для ребенка как орудие, которое он использует гораздо чаще, чем любое другое орудие. Именно потому, что слово в этом возрасте выступает как орудие, происходит интенсивное развитие речи и ребенок за два-три года овладевает родным языком.

Наилучшим источником пополнения словарного запаса служит литературная классика, речь образованных людей, воспитателей [шарк]. Попутно требуется очищение речи детей от жаргонной лексики, слов-паразитов.

 

2.1. Организация развития словаря дошкольников

 

 

Методика развития словаря дошкольников органично входит в методику развития речи, которая считается достижением отечественной педагогики. Развитие словаря - одна из важных задач по развитию речи, которая подчеркивается методистами, занимающимися задачами развития речи детей (Тихеева Е.И., Ушакова О.С., Струнина Е.М.,Бородич А.М.и др.).

Большое влияние оказали исследования сотрудников лаборатории развития детской речи, которые проводились под руководством Ф.А.Сохина. Особое внимание уделялось вопросам развития семантики детской речи, формирования языковых обобщений, элементарного осознания явлений языка и речи.

Одновременно проводились исследования разных сторон речевого развития детей на кафедрах педагогических вузов под руководством М.М.Кониной и А.М. Бородич, В.И.Логиновой.

В.И.Логинова уточнила методику обогащения словаря на основе ознакомления детей с предметами, их признаками и качествами, материалами, из которых они сделаны, показала влияние системы знаний о предметах на умственное, речевое развитие. Развитие словаря детей она рассматривала в связи с овладением детьми понятиями.

Е.И. Тихеева считала необходимым составление специальных программ обучения детей речи. Наиболее системно Е.И. Тихеевой разработана программа обогащения словаря, в которую входят методы работы над словарем детей. Практические рекомендации Е.И. Тихеевой актуальны до сих пор и требуют использования в работе ДОУ. Е.И. Тихеева много внимания уделяла обогащению содержания речи. В ее трудах представлена система работы над словом. Запас детских представлений и словарь в системе Тихеевой закрепляются на занятиях без иллюстративного материала, в словарных упражнениях

Е.А. Флерина, выдающийся педагог, автор книги «Живое слово»,

в своей деятельности речевую работу выдвигала на одно главных мест.

В программе по развитию речи. Е.А. Флериной излагались такие требования, как: воспитание выразительности речи детей, навыки этикета в процессе речи. Основными методами были предложены чтение и рассказывание. В настоящее время методы дополняются и совершенствуются другими методистами. Е.А.Флерина подчеркивала роль наблюдений и чувственного опыта в развитии речи, выявила важнейшую закономерность использования непосредственного восприятия, слова педагога и активной речи детей. Она обращает внимание на правильное смысловое употребление слов и пополнение словаря, развитие структуры речи, чистое произношение, на использование художественной литературы как метода речевого развития.

 

Применение активных приемов словарной работы помогают детям осознать и запомнить нужное слово в речи педагога, понять его значение, правильно употреблять в своей речи [б].

К числу активных приемов обогащения словаря дошкольников относятся: называние (или образец произношения). Воспитателю необходимо произнести нужное слово так, чтобы дети обратили на него внимание и скопировали без искажений. Достигнуть этого приема можно очень четкой дикцией, чтобы дети услышали звуки в слове. Не нужно произносить слово по слогам, это не характерно для устной речи. Его произносить нужно медленно, с соблюдением правил орфоэпии. Уместным будет привлечь внимание детей к слову логическим ударением, сменой силы голоса, интонацией, паузой перед словом, прямым словесным указанием («Послушайте еще раз это слово»). Если возможно, называние нужно сопровождать показом объекта. Называя слово, рекомендуется сопровождать его толкованием, сопоставлением с похожим, синонимичным словом. Для запоминания можно применять повторение слова самим воспитателем неоднократно в течение занятия, повторение хором [бог].

 

2.2 Рекомендации по словарной работе с дошкольниками в ДОУ

 

Словарная работа имеет большое значение для общего развития ребёнка. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнений представлений, формирования понятий, развитие содержательной стороны мышления. Одновременно с этим происходит развитие операций мышления: анализ, синтез, обобщение.

Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребёнка. Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению.

Современные задачи воспитания и обучения в детском саду диктуют необходимость совершенствования форм организации развития словаря дошкольников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью исследования было теоретически обосновать и проверить педагогические условия развития коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Анализ научной литературы и изучение содержания педагогической деятельности позволили сделать следующие выводы.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева. - 3-е изд. - М.: Изд-во «Академия», 2000. - 400 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: