По выполнению курсовой работы




Шеметова Т.Н.

Методические указания для студентов

по выполнению курсовой работы

«Автопортрет»

Курсовая работа «Автопортрет» — это первая попытка студента рассказать о себе языком экрана, создать звуко-зрительный образ. Создание автопортрета побуждает вас к более целостному осмыслению себя и своего места в современном социуме.

Автопортрет – это важный элемент раскрытия индивидуальности студента, обучающегося творческим специальностям, так как данный вид работы требует от студента большой творческой инициативы и креативного мышления: взгляд на себя со стороны бо­лее опосредован — и потому труден.

Однако, творческая работа над своим аудиовизуальным образом очень важна именно на первом курсе, так как позволяет проанализировать ваши способности к восприятию и анализу экранного произведения вообще, так как телевидение – это прежде всего экран, где надо уметь передать свои мысли и чувства через картинку и звук. Кроме того, это очень интересный опыт (как для студентов, так и для педагогов) в определении себя как творческой личности, умеющей грамотно и профессионально донести до зрителя свою идею.

Ни для кого не секрет, что телевидение работает в определенных форматах, как жанровых, так и временных. Поэтому любую курсовую работу, которую вы будете выполнять в нашем институте, следует расценивать как задание форматное. Это вовсе не значит, что в институте кто-то хочет ввести вас в определенные рамки и «загасить» ваш творческий порыв. Это значит лишь то, что для выхода за рамки формата, для изобретения нового тележанра со своим особым экранным языком, нужно для начала знать правила, которые уже наработаны экраном. Ведь исключения всегда исходят из правил, которые обязан знать каждый профессионал. Поэтому «Автопортрет» следует воспринимать как определенное задание, которое подготовит вас к профессиональной работе в формате.

Курсовую работу «Автопортрет» выполняют студенты первого курса всех факультетов самостоятельно, т.е. каждый студент представляет комиссии собственную работу, основанную на оригинальной идее (нельзя защищаться одной работой студентам разных факультетов).

Курсовая работа «Автопортрет» выполняется точно в хронометраже 1минута 30секунд (куда входят начальный титр – название работы, а также конечные титры – кто работал над проектом).

Работа готовится студентами и педагогами в течение первого семестра и как курсовой проект защищается в конце семестра на оценку по пятибалльной шкале.

Что же такое жанр «автопортрет»?

Интересно, что слово «портрет» восходит к латинскому глаголу «protrahere», что значит «извлекать наружу», «обнаруживать».

Автопортрет — портрет самого себя[1]. Следовательно, при просмотре работы «Автопортрет», зритель ждет, что автор «извлечет наружу» некую свою индивидуальную особенность или черту характера, которая присуща именно автору и выделяет его среди множества других.

Обобщенно говоря, автопортрет – это экранная форма само-презентации[2]. Она позволяет автору не только запечатлеть собственный облик на экране, но и рассказать о себе, о том, что волнует, тревожит и заставляет размышлять. Словом, автопортрет – это непременно рассказ (история) о времени и о себе.

По существу, автопортрет является той экранной формой, в которой автор фиксирует качество собственной личности, представляющее в данный момент для него наибольший интерес. Таким образом, автопортрет можно рассматривать не как итог самопознания, а начало его.

Студенту следует уяснить уже на начальном этапе подготовки – творческом замысле (идеи), что аудиовизуальный автопортрет – это не просто фотографическая передача внешности автора, как героя автопортрета. Герой в экранном произведении определяется через характер его поступков. Следовательно, автопортрет – это внятно рассказанная драматургическая история, которая развивается во времени. Для этого рекомендуется применить классическую трехчастную драматургическую конструкцию: начало (или завязка) - что было, середина (событие, в котором есть поворотный пункт и кульминация) - что произошло, финал (или развязка) - что в результате этого события изменилось(стало).

Студенту необходимо помнить, что драматургия экрана – это прежде всего движение (изменение) характеров героев через поступки. Автопортрет – это рассказ об одной важной черте характера позитивного свойства или о преодолении негативной черты характера. Отражение черты характера проявляется через действие и поступок героя на экране.

Автопортрет – это история в лицах, где с героем автопортрета происходит Событие, меняющее характер героя или его отношение к окружающей реальности.

Для выполнения автопортрета может быть предложена определенная схема, которая позволяет студенту наполнить ее своим личным содержанием, тем самым значительно облегчая ему подготовку к выполнению своего творческого замысла.

 
 


завязка событие 1 событие 2 кульминация финал

 
 


 

Завязка – герой оказывается в драматической ситуации

Середина (развитие действия через события) – герой принимает решение по выходу из драматической ситуации (поворотный пункт ), преодолевает препятствия, созданные драматической ситуацией (кульминация).

Финал – выход героя из драматической ситуации (переход героя в другое качество) с обязательным позитивным настроем на будущее.


– драматургическая перипетия

 

В завязке – показывается место действия, время действия и завязывается конфликт через драматическую ситуацию.

Драматическая ситуация – положение героя, когда давление окружающих обстоятельств сильнее, чем возможности характера персонажа. Проще говоря, когда человек находится в безвыходном положении. Безвыходное положение здесь и сейчас. Драматическая ситуация заставляет не размышлять длительное время, а совершать поступки. Она требует, чтобы герой немедленно, здесь и сейчас, на наших глазах решал свою проблему.

Драматическую ситуацию определяют три фактора: 1. Человек находится в безвыходном положении. 2. Угроза развития этой ситуации заставляет его искать выход. 3. Он ищет выход и вступает в борьбу (конфликт) с тем (чем), кто (что) ему угрожает.

Действие истории развивается через события. В основе события лежат драматургические перипетии.

Драматургическая перипетия – это движение от счастья к несчастью.

Кульминационное событие – это событие, где разрешается конфликт, заложенный в драматической ситуации.

Мотивация действия – один из важнейших компонентов драматургии. Любой поступок героя на экране должен быть замотивирован причиной поступка. Иными словами, зритель должен отчетливо понимать, ПОЧЕМУ герой совершил именно этот поступок, а не другой.

Итак, автопортрет – это рассказанная аудиовизуальным языком история о себе, в которой зритель видит, как качественно меняется характер героя или его отношение к окружающей реальности.

Следующим важным моментом, о котором необходимо помнить является то, что «Автопортрет», как и любая другая экранная форма – это прежде всего диалог со зрителем о себе. Поэтому работа должна быть внятной и понятной большинству, предложенный аудиовизуальный материал должен легко считываться с экрана.

Работая над автопортретом, следует понять, что уход в символическую[3] реальность – это путь в никуда, если зритель не сможет расшифровать предложенный визуальный ряд. В противном случае, через утрату нити повествования произойдет утрата зрительского внимания. Зритель не должен ставить вопросы после просмотра автопортрета к автору (Что это было?). У зрителя должны возникнуть вопросы к самому себе (А я способен на такой поступок?).

Автопортрет – это не интеллектуальное насилие над зрителем, это простое понятное зрелище, но волнующее своей добротой и искренностью, непосредственностью.

Работа над идеей автопортрета может осуществляться не только в ракурсе реально рассказанной истории, но и в метафорическом.

Как известно, метафора – это образный перенос свойств и качеств одного предмета или явления (природы) на другой (например перенос свойств неодушевленного предмета на одушевленный и т.д.). Метафорическое прочтение аудиовизуального материала несомненно выигрышно, нельзя только забывать, что на экране метафора работает в драматургии, т.е. это должна быть метафорически рассказанная история с соблюдением трехчастной конструкции и логикой причинно-следственных связей.

Следующая рекомендация для подготовки данной работы касается структурных компонентов экранного произведения. Как известно, любое экранное произведение может состоять из следующего набора элементов: визуальный ряд (картинка), вербальный ряд (закадровый текст или диалоги) и музыкально-шумовой ряд.

При создании автопортрета можно пользоваться или всеми элементами, или исключить вербальный ряд. Однако, необходимо помнить, что если, визуальный ряд строится на драматургии действия, которое развивается во времени, то и музыкально-шумовая часть должна так же идти в развитии, поддерживая видеоряд и создавая тем самым необходимый эмоциональный настрой.

Для защиты курсовой работы «Автопортрет» студент должен представить комиссии папку со следующими документами:

Заявка на курсовую работу по предлагаемому институтом образцу.

Литературный сценарий.

Режиссерский сценарий.

Раскадровка (для студентов режиссерского, операторского и художественно-постановочного факультетов).

Заявка



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: