К итоговому экзамену по курсу «Психология игры»




ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ

К итоговому экзамену по курсу «Дошкольная педагогика»

Для групп специальности 050709 «Преподавание в начальных классах »

Квалификация – учитель начальных классов

С дополнительной подготовкой в области воспитания детей дошкольного возраста

Преподаватель Ядовская Г.А.

Уч.год

Основные понятия: физическое воспитание, здоровье, здоровый образ жизни, здоровый ребенок; деятельность, ведущая деятельность, игра; интеллектуальная культура, познавательная деятельность, познавательные способности, учебные навыки, методы обучения, приемы обучения, развивающая среда; социально-нравственное воспитание, патриотизм, материальная культура, трудовое воспитание, трудовая воспитанность, средства трудового воспитания; общение, индивидуальный и дифференцированный подход; гендерный подход в воспитании; семья; педагогическая система, вариативные и альтернативные образовательные системы, воспитательно-образовательные программы.

 

§ Физическое воспитание дошкольников в детском саду. Понятия «физическое воспитание», «воспитание здорового ребенка», «здоровье», «здоровый образ жизни». Факторы, определяющие здоровье ребенка (биологические, психологические, социальные). Условия, необходимые для обеспечения здорового образа жизни детей: правильная организация физического воспитания (организация окружающей среды, режим дня, рациональное питание, организация занятий, прогулок, закаливания, двигательной активности), тесный контакт с семьей, организация контроля за физическим развитием детей и лечебно-профилактическая работа в ДОУ. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Средства физического воспитания: физические упражнения, природные факторы, режим дня, гигиенические мероприятия.

§ Понятие «социально-нравственная культура», своеобразие нравственного воспитания. Задачи и методы нравственного воспитания дошкольника: методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы стимулирования чувств и отношений. Их содержание и характеристика. Содержание работы детского сада по нравственному воспитанию дошкольников: формирование положительных черт характера, воспитание дисциплинированности и культуры поведения, патриотическое воспитание.

§ Патриотическое воспитание дошкольников в детском саду. Своеобразие патриотизма дошкольника. Понятие «воспитание маленького петербуржца». Направления работы воспитателя: воспитание петербургской культуры и знакомство детей с родным городом. Принципы отбора знаний о городе для дошкольников: доступности, учета психологических особенностей восприятия ребенка, наглядности и опоры на чувства ребенка, концентричности. Приемы работы воспитателя (наглядные, словесные, практические и комбинированные), используемые в процессе знакомства детей с Петербургом. Система работы ДОУ по приобщению маленького петербуржца к ценностям города. Характеристика краеведческих программ (Л.К.Ермолаевой, Г.С.Вежель, Г.Т.Алифановой, Н.Т.Смирновой и др.).

§ Понятие «интеллектуальная культура», задачи и средства умственного воспитания детей. А.П.Усова о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. Исследования П.Г.Саморуковой и В.И.Логиновой о возможности усвоения детьми системы знаний. Исследования Н.Поддьякова, Н.Аванесовой и др. Занятия и дидактические игры как основные формы организованного обучения дошкольников. Своеобразие обучения в детском саду. Основные дидактические принципы обучения. Методы и приемы обучения дошкольников в ДОУ. Их классификации. Характеристика наглядных, словесных и практических методов и приемов обучения. Психолого-педагогическое обоснование возможности их использования в обучении дошкольников.

§ Понятие «материальная культура», задачи и средства трудового воспитания дошкольников: знакомство с трудом взрослых, трудовое обучение, самостоятельный труд детей. Исследования В.И.Логиновой, М.В.Крулехт о взаимосвязи основных средств трудового воспитания в педагогическом процессе современного дошкольного учреждения. Характеристика основных средств трудового воспитания в детском саду. Отличительные черты петербургской концепции трудового воспитания от концепции Т.А.Куликовой, С.А.Козловой, Р.С.Буре, Д.В.Сергеевой, В.Г.Нечаевой. Самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд как основные виды труда детей. Формы организации труда дошкольников в детском саду (организация поручений, дежурств, коллективного труда). Своеобразие труда дошкольников. Руководство самостоятельным трудом дошкольников.

§ Семья как фактор, влияющий на развитие и социализацию личности. Классификации современной семьи (по степени родства, по количественному составу, по условиям воспитательной среды). Функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, воспитательная, досуговая. Исследования Т.А.Репиной, И.Дементьевой, С.Батышева в области семейного воспитания. А.В.Петровский, О.Конер о влиянии педагогических позиций родителей на формирование личности ребенка. Условия правильного семейного воспитания.

§ Взаимосвязь ДОУ и семьи как условие успешного воспитания дошкольника. Задачи ДОУ в работе с семьей: изучение семьи воспитанника, психолого-педагогическое просвещение, пропаганда опыта семейного и общественного воспитания, вовлечение родителей в совместный педагогический процесс воспитания дошкольников и в работу ДОУ. Требования к педагогу как к субъекту в установлении контакта с семьей воспитанника. Традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников (индивидуальные, коллективные, наглядная пропаганда).

§ Индивидуально-дифференцированный подход в воспитании детей. Факторы, влияющие на развитие индивидуальности ребенка. Гендерный подход в воспитании. Исследования Т.П.Хризман, В.Д.Еремеевой поло-ролевых особенностей дошкольников и младших школьников. Современные тенденции осуществления дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек в дошкольных учреждениях. Раздельное воспитание и дифференцированный подход – различие позиций ученых (Репина Т.А., Гарбузов В.И., Семенова Л.Е., Градусова Л.В., Кукулите Т.Г., Филиппова С.О. и др.). Принципы осуществления дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола в детском саду.

Литература для подготовки:

1. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. М., Академия, 2000.

2. Дошкольная педагогика // под ред. В.Логиновой и П.Г. Саморуковой. М., 1988, часть1 и часть 2.

3. Нравственное воспитание в детском саду // под ред. В.Г.Нечаевой, Т Марковой.М.,1980.

4. Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду // под ред. Р.С.Буре, М., 1978.

5. Игра дошкольника // под ред. С.Новоселовой. – М., 1989.

6. Крулехт М.В. Взаимосвязь средств трудового воспитания в педагогическом процессе детского сада. С-Пб., 1995.

7. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка – дошкольника. – М., 2003.

8. Васильева А.И. Совершенствование обучения в детском саду. Минск, 1980.

9. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М., 1981.

10. Хризман Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки – два разных мира. – С-Пб., 1998.

11. Филлипова С. Мир движений мальчиков и девочек. СПб, 1999.

12. Детский сад и семья. / под ред. Т.А.Марковой. – М., 1986.

 

Перечень нормативных документов, программных и справочных материалов, наглядных пособий к экзамену:

- закон РФ «Об образовании»

- Сб. нормативных документов «Дошкольное образование в России»

- Вариативные образовательные программы для ДОУ /комплексные и парциальные/.

 

 


ПРОГРАММА ПОВТОРЕНИЯ

К итоговому экзамену по курсу «Психология игры»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: