Планы семинарских занятий
Методические указания к семинарским занятиям
Семинары посвящены углубленному теоретическому изучению основных проблем курса и отработке практических навыков интерпретации юридического факта, поиска и применения соответствующих нормативных правовых актов и источников литературы.
Студенты должны приобрести первичные навыки анализа, толкования и правильного применения правовых норм, принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом
Цель проведения семинаров – изучение нового материала через развитие навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и литературы. Формирования у студентов навыка выражения своих мыслей с использованием правового понятийно-категориального аппарата.
При подготовке к семинарскому занятию предлагается следующий алгоритм действий.
1. Определить сферу правоотношений, объект, метод и субъекты.
2. Внимательно прочитать заявленные для обсуждения вопросы, определить, какие институты они рассматривают.
3. В списке источников и литературы, предложенных для изучения при подготовке данного занятия, найти акты и литературу соответствующую заявленной тематике.
4. Осуществить поиск литературы в библиотеке, глобальной информационной сети и др.
5. Изучить литературу, определить в них соответствующие изучаемой теме разделы, главы, статьи, подробно прочитать, при необходимости сделать выписки или конспект.
6. Прочитать конспект лекции, раздел учебника и найти материал, на который есть ссылки в данных текстах.
7. Сделать конспект ответов на поставленные темой занятия вопросы; форму конспекта.
8. Выписать определение основных понятий темы в свой юридический словарик и выучить их.
Логика построения занятия предполагает последовательное рассмотрение всех заявленных вопросов, поэтому, выборочная подготовка по отдельным вопросам семинара недопустима. В ходе занятия предусматривается подробное освещение пунктов плана, их коллективное обсуждение в виде дискуссий со ссылками на источники, аргументированным обоснованием собственной позиции и уважительного отношения к другому мнению.
При ответе докладчиков учитывается его полнота, научность, структурность и лаконичность изложения, а так вопросы, дополнения и замечания студентов с мест.
По мере необходимости, в качестве отработки изученных теоретических вопросов рассматриваются соответствующие ситуационные задачи.
Поскольку основная деятельность студента в процессе изучения курса должна осуществляться самостоятельно, необходим ее регулярный текущий контроль, поэтому в начале каждого занятия проводиться экспресс-опрос, в конце занятия – взаимопроверка задач, после занятия – представление преподавателю юридического словарика и конспектов.
Практическое занятие1: Норма права
1. Понятие нормы права, ее особенности и признаки.
2. Виды норм права, причины их многообразия.
3. Структура нормы права. Виды структурных элементов правовых норм.
4. Способы изложения правовых норм.
5. Норма права и статья нормативного правового акта.
Практическое занятие 2: Реализация права
1. Понятие реализации права и ее формы.
2. Понятие и признаки применения права.
3. Стадии правоприменительного процесса.
4. Акты применения права.
5. Понятие пробелов в праве и способы их преодоления: аналогия права и аналогия закона.
Практическое занятие 3: Правоотношение
1. Понятие и признаки правоотношений.
2. Понятие и содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Теории об объектах правоотношений.
3. Понятие и виды юридических фактов.
4. Основания для классификации и виды правоотношений.
Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине
Содержание самостоятельной работы
Самостоятельная работа включает две составные части: аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная.
Самостоятельная аудиторная работа включает написание конспекта учебной лекции с опорой на проблемные вопросы к лекции, предложенные преподавателем.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается в следующих формах:
− изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение;
− изучение литературы; осмысление изучаемой литературы;
− работа в информационно-справочных системах;
− аналитическая обработка текста (конспектирование, реферирование);
− составление плана и тезисов ответа в процессе подготовки к занятию;
− решение ситуационных задач;
− подготовка сообщений по вопросам семинарских занятий;
− составление юридического словарика;
− письменное оформление самостоятельных работ.
Задания для самостоятельной работы студентов
Письменная работа «Ответь на вопросы и проверь свои знания»
1. Проблема происхождения государства и права в современной российской науке.
2. Теоретические проблемы функций государства (понятие и классификация функций).
3. Основные проблемы современного правопонимания.
4. Классические и современные учения о праве.
5. Дискуссия о структуре правовой нормы.
6. Нетипичные источники права.
7. Теоретические проблемы понятия правоотношения.
8. Юридическая и социальная ответственность: проблема ретроспективного и перспективного аспектов.
9. Общая характеристика коллизионного права.
10. Предмет и система коллизионного права.
11. Нормы коллизионного права.
12. Юридический конфликт.
13. Юридическая коллизия.
14. Юридические противоречия.
15. Виды юридических коллизий.
16. Коллизионные идеи и концепции.
Решение задач.
На основе теоретического материала решите ситуационные задачи:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.
Статья 63 «Права и обязанности родителей» Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей...».
Вопрос: как будет выглядеть логическая норма данной статьи?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.
В городе П-К на территории стадиона «Спартак», за два часа до футбольного матча, между местной командой «Спартак» и командой из города Вилючинска, полицейскими был задержан и доставлен в дежурную часть ГУВД 16-летний Захаров, распространявший 4-х страничное издание «Хроника футбола». При нем находилось 340 экземпляров этого издания. Издание содержало следующие сведения: название, учредитель - клуб любителей футбола «Спартак», редактор А.Синцов, номер издания, цена - договорная, адрес клуба и типографии, отпечатавшей издание. В «Хронике» были напечатаны статьи о команде «Спартак», обзор игр первого крута, статистические сведения и другая футбольная информация. Там же содержалась заметка «Как нас встречали в Вилючинске», где описывалось, как многие болельщики П-К, прибывшие на матч первого круга в Вилючинске, были избиты местными болельщиками, как к приехавшим из П-К придирались милиционеры, и утверждалось, что 7 человек были доставлены в Вилючинский ТОМ и безосновательно привлечены к административной ответственности. Там же была напечатана заметка «Печальная статистика», где содержались сведения о том, когда и какие футболисты были травмированы в матчах с командой из Вилючинска.
Примите решение в роли дежурного по ГУВД.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3.
Статья 76 Конституции Российской Федерации гласит, что «в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».
Задание: 1. Определите, к какому виду можно отнести данную норму?
2. Какова ее цель?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4.
В части 1 статьи 126 УК РФ, говорится, что «похищение человека - наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет».
Выделите диспозицию и санкцию в данной норме права и определите их виды.
Есть ли в представленной норме гипотеза? Где ее следует искать?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5.
Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг УК РФ. Часть 1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без таковой».
Задание: Определите вид санкции, содержащейся в данном предписании по всем классификациям санкций.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6.
Ниже приводится правоположение судебной практики. Внимательно ознакомьтесь с ним и аргументировано ответьте на вопрос: имеет ли нормативное значение правоположение судебной практики, являющееся результатом официального толкования права? Из постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 21.12.93 г. № 11) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» «Под незаконным сбытом наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, следует понимать любые способы их распространения (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу и т.п.)».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7.
Характеризуя судебную систему Российской Федерации, студентка Химкина сказала, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды рассматривают споры между гражданами и организациями, а Конституционный Суд РФ - споры между организациями.
Возражая ей, студент Петелин пояснил, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды – между организациями, а Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации различных нормативных правовых актов.
Кто из них прав?
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8.
Ниже приводятся определения права, данные учеными юристами.
С.С. Алексеев:
«Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения». (Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М., 1993. С. 69).
С.А. Муромцев:
«За момент установления всего права (а, следовательно, и юридического отношения) принимается момент установления юридических отношений» (Муромцев С.А. Определение и основное разделение права / Вступит, статья Ю.И. Гревцова. 2-е изд., доп. - СПб., 2004. С. 93.).. Р.З. Лившиц:
«Право существует в трех ипостасях: правовые идеи, правовые нормы, общественные отношения». (Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. С. 2).
Задание: прочитав и осмыслив эти цитаты, определите к каким подходам к правопониманию они относятся.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9.
В государстве «Р» существует отрицательное отношение граждан к праву, законы не соблюдаются не только гражданами, но и представителями власти. Органы местного самоуправления издают нормативные акты, противоречащие Конституции государства и текущим законам.
Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства «Р».
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10.
Гражданин В.П. Кактусов, собираясь на охоту, достал двуствольное ружье, хранившееся в разобранном виде, собрал его, взял несколько пачек патронов и уложил все это в салон своего автомобиля. Его дочь, недавно закончившая юридический институт, сказала отцу, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает перевозить ружье к месту охоты в собранном виде. В.П. Кактусов ответил, что постоянно использует такой способ перевозки ружья без негативных последствий.
Определите уровень правосознания по глубине отражения право действительности гражданина Кактусова и его дочери.
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
A.III
[………………] | структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. |
[………………] | структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. |
[………………] | санкция, которая содержит границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер. |
[………………] | санкции, которые содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора. |
[………………] | совокупность юридических норм, основанных на соглашениях сторон, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. |
[………………] | право, которое регулирует отношения между государствами. |
[………………] | совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений. |
[………………] | совокупность юридических норм императивного характера, закрепляющих интересы государства. |
[………………] | право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц. |
[………………] | способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. |
[………………] | обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности. |
[………………] | правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей. |
[………………] | действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона. |
[………………] | сознательные волевые действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия. |
A.IV
[………………] | гипотезы, которые ясно и четко указывают факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания. |
[………………] | санкции, которые содержат строго фиксированную меру воздействия. |
[………………] | диспозиции, которые предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали. |
[………………] | способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам. |
[………………] | способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях. |
[………………] | санкции, которые содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора. |
[………………] | структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации. |
[………………] | обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности. |
[………………] | способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения. |
[………………] | нормы, которые предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей. |
[………………] | структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер. |
[………………] | нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права. |
[………………] | совокупность юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права и регулирующих определенный вид общественных отношений. |
[………………] | диспозиции, которые перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны. |
[………………] | санкции, которые включают в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их сложения. |
[………………] | предположения, которые закреплены нормами права. |
[………………] | право, которое регулирует отношения между государствами, международными организациями. |
[………………] | право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц. |
[………………] | система юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение. |
[………………] | способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права. |
[………………] | гипотезы, которые не указывают никаких фактов, с которыми связано действие нормы, а предоставляют органам власти право «в необходимых случаях» применять правовую норму. |
[………………] | веление выраженное в виде общего государственно-властного предписания, общеобязательное, формально-определенное, закрепляющее права и обязанности субъектов и регулирующее определенный виде общественных отношений. |
[………………] | явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношения в рамках своих прав и обязанностей. |
[………………] | необходимые условия, предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений. |
[………………] | гипотезы, которые содержат указание на ограничительные условия действия нормы. |
[………………] | санкции, которые содержат границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер. |
[………………] | совокупность юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных по характеру общественных отношений. |
[………………] | нормы, которые регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм. |
[………………] | система однородных институтов определенной отрасли права. |
[………………] | конкретно-исторический комплекс правовых явлений, основанный на взаимосвязи и взаимодействии права, правосознания и правовой практики, существование которых обусловлено закономерностями развития общества. |