Задания для самостоятельной работы студентов




Планы семинарских занятий

 

Методические указания к семинарским занятиям

Семинары посвящены углубленному теоретическому изучению основных проблем курса и отработке практических навыков интерпретации юридического факта, поиска и применения соответствующих нормативных правовых актов и источников литературы.

Студенты должны приобрести первичные навыки анализа, толкования и правильного применения правовых норм, принятия решения и совершения юридических действий в точном соответствии с законом

Цель проведения семинаров – изучение нового материала через развитие навыков самостоятельной работы с нормативными правовыми актами и литературы. Формирования у студентов навыка выражения своих мыслей с использованием правового понятийно-категориального аппарата.

При подготовке к семинарскому занятию предлагается следующий алгоритм действий.

1. Определить сферу правоотношений, объект, метод и субъекты.

2. Внимательно прочитать заявленные для обсуждения вопросы, определить, какие институты они рассматривают.

3. В списке источников и литературы, предложенных для изучения при подготовке данного занятия, найти акты и литературу соответствующую заявленной тематике.

4. Осуществить поиск литературы в библиотеке, глобальной информационной сети и др.

5. Изучить литературу, определить в них соответствующие изучаемой теме разделы, главы, статьи, подробно прочитать, при необходимости сделать выписки или конспект.

6. Прочитать конспект лекции, раздел учебника и найти материал, на который есть ссылки в данных текстах.

7. Сделать конспект ответов на поставленные темой занятия вопросы; форму конспекта.

8. Выписать определение основных понятий темы в свой юридический словарик и выучить их.

Логика построения занятия предполагает последовательное рассмотрение всех заявленных вопросов, поэтому, выборочная подготовка по отдельным вопросам семинара недопустима. В ходе занятия предусматривается подробное освещение пунктов плана, их коллективное обсуждение в виде дискуссий со ссылками на источники, аргументированным обоснованием собственной позиции и уважительного отношения к другому мнению.

При ответе докладчиков учитывается его полнота, научность, структурность и лаконичность изложения, а так вопросы, дополнения и замечания студентов с мест.

По мере необходимости, в качестве отработки изученных теоретических вопросов рассматриваются соответствующие ситуационные задачи.

Поскольку основная деятельность студента в процессе изучения курса должна осуществляться самостоятельно, необходим ее регулярный текущий контроль, поэтому в начале каждого занятия проводиться экспресс-опрос, в конце занятия – взаимопроверка задач, после занятия – представление преподавателю юридического словарика и конспектов.

 

Практическое занятие1: Норма права

1. Понятие нормы права, ее особенности и признаки.

2. Виды норм права, причины их многообразия.

3. Структура нормы права. Виды структурных элементов правовых норм.

4. Способы изложения правовых норм.

5. Норма права и статья нормативного правового акта.

Практическое занятие 2: Реализация права

1. Понятие реализации права и ее формы.

2. Понятие и признаки применения права.

3. Стадии правоприменительного процесса.

4. Акты применения права.

5. Понятие пробелов в праве и способы их преодоления: аналогия права и аналогия закона.

 

Практическое занятие 3: Правоотношение

1. Понятие и признаки правоотношений.

2. Понятие и содержание субъективных прав и юридических обязанностей. Теории об объектах правоотношений.

3. Понятие и виды юридических фактов.

4. Основания для классификации и виды правоотношений.

 

Организация самостоятельной работы студентов по дисциплине

Содержание самостоятельной работы

 

Самостоятельная работа включает две составные части: аудиторная самостоятельная работа и внеаудиторная.

Самостоятельная аудиторная работа включает написание конспекта учебной лекции с опорой на проблемные вопросы к лекции, предложенные преподавателем.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов заключается в следующих формах:

− изучение тем, вынесенных на самостоятельное изучение;

− изучение литературы; осмысление изучаемой литературы;

− работа в информационно-справочных системах;

− аналитическая обработка текста (конспектирование, реферирование);

− составление плана и тезисов ответа в процессе подготовки к занятию;

− решение ситуационных задач;

− подготовка сообщений по вопросам семинарских занятий;

− составление юридического словарика;

− письменное оформление самостоятельных работ.

Задания для самостоятельной работы студентов

Письменная работа «Ответь на вопросы и проверь свои знания»

1. Проблема происхождения государства и права в современной российской науке.

2. Теоретические проблемы функций государства (понятие и классификация функций).

3. Основные проблемы современного правопонимания.

4. Классические и современные учения о праве.

5. Дискуссия о структуре правовой нормы.

6. Нетипичные источники права.

7. Теоретические проблемы понятия правоотношения.

8. Юридическая и социальная ответственность: проблема ретроспективного и перспективного аспектов.

9. Общая характеристика коллизионного права.

10. Предмет и система коллизионного права.

11. Нормы коллизионного права.

12. Юридический конфликт.

13. Юридическая коллизия.

14. Юридические противоречия.

15. Виды юридических коллизий.

16. Коллизионные идеи и концепции.

 

Решение задач.

На основе теоретического материала решите ситуационные задачи:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 1.

Статья 63 «Права и обязанности родителей» Семейного кодекса Российской Федерации гласит: «Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей...».

Вопрос: как будет выглядеть логическая норма данной статьи?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 2.

В городе П-К на территории стадиона «Спартак», за два часа до футбольного матча, между местной командой «Спартак» и командой из города Вилючинска, полицейскими был задержан и доставлен в дежурную часть ГУВД 16-летний Захаров, распространявший 4-х страничное издание «Хроника футбола». При нем находилось 340 экземпляров этого издания. Издание содержало следующие сведения: название, учредитель - клуб любителей футбола «Спартак», редактор А.Синцов, номер издания, цена - договорная, адрес клуба и типографии, отпечатавшей издание. В «Хронике» были напечатаны статьи о команде «Спартак», обзор игр первого крута, статистические сведения и другая футбольная информация. Там же содержалась заметка «Как нас встречали в Вилючинске», где описывалось, как многие болельщики П-К, прибывшие на матч первого круга в Вилючинске, были избиты местными болельщиками, как к приехавшим из П-К придирались милиционеры, и утверждалось, что 7 человек были доставлены в Вилючинский ТОМ и безосновательно привлечены к административной ответственности. Там же была напечатана заметка «Печальная статистика», где содержались сведения о том, когда и какие футболисты были травмированы в матчах с командой из Вилючинска.

Примите решение в роли дежурного по ГУВД.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 3.

Статья 76 Конституции Российской Федерации гласит, что «в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон».

Задание: 1. Определите, к какому виду можно отнести данную норму?

2. Какова ее цель?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 4.

В части 1 статьи 126 УК РФ, говорится, что «похищение человека - наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет».

Выделите диспозицию и санкцию в данной норме права и определите их виды.

Есть ли в представленной норме гипотеза? Где ее следует искать?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 5.

Статья 186. Изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг УК РФ. Часть 1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте - наказывается лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без таковой».

Задание: Определите вид санкции, содержащейся в данном предписании по всем классификациям санкций.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 6.

Ниже приводится правоположение судебной практики. Внимательно ознакомьтесь с ним и аргументировано ответьте на вопрос: имеет ли нормативное значение правоположение судебной практики, являющееся результатом официального толкования права? Из постановления № 2 Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 21.12.93 г. № 11) «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» «Под незаконным сбытом наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ, следует понимать любые способы их распространения (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы, введение инъекций другому лицу и т.п.)».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 7.

Характеризуя судебную систему Российской Федерации, студентка Химкина сказала, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды рассматривают споры между гражданами и организациями, а Конституционный Суд РФ - споры между организациями.

Возражая ей, студент Петелин пояснил, что суды общей юрисдикции рассматривают споры между гражданами, арбитражные суды – между организациями, а Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации различных нормативных правовых актов.

Кто из них прав?

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 8.

Ниже приводятся определения права, данные учеными юристами.

С.С. Алексеев:

«Право - это система общеобязательных норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения». (Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс.- М., 1993. С. 69).

С.А. Муромцев:

«За момент установления всего права (а, следовательно, и юридического отношения) принимается момент установления юридических отношений» (Муромцев С.А. Определение и основное разделение права / Вступит, статья Ю.И. Гревцова. 2-е изд., доп. - СПб., 2004. С. 93.).. Р.З. Лившиц:

«Право существует в трех ипостасях: правовые идеи, правовые нормы, общественные отношения». (Лившиц Р.З. Теория права. - М., 1994. С. 2).

Задание: прочитав и осмыслив эти цитаты, определите к каким подходам к правопониманию они относятся.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 9.

В государстве «Р» существует отрицательное отношение граждан к праву, законы не соблюдаются не только гражданами, но и представителями власти. Органы местного самоуправления издают нормативные акты, противоречащие Конституции государства и текущим законам.

Определите, какой из наиболее распространенных дефектов правосознания присутствует у граждан государства «Р».

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ № 10.

Гражданин В.П. Кактусов, собираясь на охоту, достал двуствольное ружье, хранившееся в разобранном виде, собрал его, взял несколько пачек патронов и уложил все это в салон своего автомобиля. Его дочь, недавно закончившая юридический институт, сказала отцу, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях запрещает перевозить ружье к месту охоты в собранном виде. В.П. Кактусов ответил, что постоянно использует такой способ перевозки ружья без негативных последствий.

Определите уровень правосознания по глубине отражения право действительности гражданина Кактусова и его дочери.

 

СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

A.III

[………………] структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер.
[………………] структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации.
[………………] санкция, которая содержит границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.
[………………] санкции, которые содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора.
[………………] совокупность юридических норм, основанных на соглашениях сторон, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц.
[………………] право, которое регулирует отношения между государствами.
[………………] совокупность норм права, правовых институтов и отраслей права, находящихся во взаимосвязи и обусловленных системой общественных отношений.
[………………] совокупность юридических норм императивного характера, закрепляющих интересы государства.
[………………] право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц.
[………………] способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
[………………] обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности.
[………………] правомерные действия, направленные на возникновение, изменение либо прекращение прав и обязанностей.
[………………] действия, которые совершаются без намерения вызвать правовые последствия, однако права и обязанности возникают в силу закона.
[………………] сознательные волевые действия (бездействие), с которыми закон связывает правовые последствия.

A.IV

[………………] гипотезы, которые ясно и четко указывают факты, наличие которых требует осуществления заключенного в норму предписания.
[………………] санкции, которые содержат строго фиксированную меру воздействия.
[………………] диспозиции, которые предусматривают определенный тип поведения, не конкретизируя детали.
[………………] способ регулирования общественных отношений, основанный на дозволениях, предоставленных равноправным сторонам.
[………………] способ властного, императивного воздействия на участников общественных отношений, основанный на запретах, обязанностях, наказаниях.
[………………] санкции, которые содержат несколько видов наказаний, предоставляя правоохранительным органам право выбора.
[………………] структурный элемент нормы права, указывающий на условия ее реализации.
[………………] обусловленная правом способность своими собственными действиями приобретать субъективные юридические права и обязанности.
[………………] способность лица нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.
[………………] нормы, которые предоставляют субъектам возможность самим решать вопрос об объеме и характере своих прав и обязанностей.
[………………] структурный элемент нормы права, определяющий модель поведения субъекта права, имеющую юридически значимый характер.
[………………] нормы, содержащие категорические предписания, которые не могут быть изменены по усмотрению субъектов права.
[………………] совокупность юридических норм, входящих в соответствующую отрасль права и регулирующих определенный вид общественных отношений.
[………………] диспозиции, которые перечисляют конкретные предписываемые или запрещаемые действия, указывают на права и обязанности субъектов реализации правовой нормы, не оставляя места для какого бы то ни было усмотрения с их стороны.
[………………] санкции, которые включают в себя несколько видов наказаний и предусматривают возможность их сложения.
[………………] предположения, которые закреплены нормами права.
[………………] право, которое регулирует отношения между государствами, международными организациями.
[………………] право, регулирующее гражданско-правовые отношения с участием иностранных физических или юридических лиц.
[………………] система юридических принципов и норм, выражающих согласованную волю участников международных отношений и регулирующих их взаимное общение.
[………………] способы и приемы правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли права.
[………………] гипотезы, которые не указывают никаких фактов, с которыми связано действие нормы, а предоставляют органам власти право «в необходимых случаях» применять правовую норму.
[………………] веление выраженное в виде общего государственно-властного предписания, общеобязательное, формально-определенное, закрепляющее права и обязанности субъектов и регулирующее определенный виде общественных отношений.
[………………] явление внешнего мира, способное удовлетворить интерес управомоченного лица, выступающее в виде вещи, услуги, продукта духовного творчества или личного нематериального блага, ради которого действуют субъекты правоотношения в рамках своих прав и обязанностей.
[………………] необходимые условия, предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
[………………] гипотезы, которые содержат указание на ограничительные условия действия нормы.
[………………] санкции, которые содержат границы верхнего и нижнего предела наказания, в рамках которых правоприменительный орган сам определяет его точный размер.
[………………] совокупность юридических норм, регулирующих относительно самостоятельную сферу сходных по характеру общественных отношений.
[………………] нормы, которые регулируют отношения, связанные с юридической ответственностью, возникающей вследствие нарушения регулятивных норм.
[………………] система однородных институтов определенной отрасли права.
[………………] конкретно-исторический комплекс правовых явлений, основанный на взаимосвязи и взаимодействии права, правосознания и правовой практики, существование которых обусловлено закономерностями развития общества.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: