по специальности «Преподавание в начальных классах»




Программа

Итоговой государственной аттестации выпускников

по специальности «Преподавание в начальных классах»

 

 

Санкт-Петербург

2012-2013 учебный год

 

 

1. Виды итоговой государственной аттестации в соответствии с учебным планом:

- Междисциплинарный экзамен по специальности.

- Выпускная квалификационная работа (защита).

2. Сроки проведения в соответствии с учебным планом: с 1 июня 2009 по 28июня 2009 года.

3. Необходимые экзаменационные материалы.

 

ЧАСТЬ 1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Раздел I. Обучение грамоте

Классификация методов обучения грамоте. Современны звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте; основные черты метода.

Подготовительный период обучения грамоте; задачи, структура и содержание уроков.

Основной период обучения грамоте. Задачи уроков. Типы уроков. Изучение звуков в основной период.

Работа по развитию речи в период обучения грамоте.

Обучение письму – важная составная часть обучения грамоте; характеристика аналитико-синтетической работы при письме.

Понятия: фонетика, графика, орфоэпия, лексика, аналитико-синтетический метод, анализ, синтез, принцип частотности, позиционный принцип, пропедевтика в обучении; речь, предложение, слово, слог, ударение, звук гласный, звук согласный, слого-звуковой анализ, фонетический слух, слияние.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент.

Что Вам известно о предмете изучения в фонетике и графике из курса русского языка?

Зачем школьникам изучать фонетику?

Почему обучение чтению должно опираться на звуковой состав слова?

Объясните, почему первым правильным типом чтения в период обучения грамоте считается слоговой?

Объясните, как структура урока обучения грамоте I типа вытекает из современного метода обучения грамоте?

В чем Вы усматриваете методический смысл чтения слов в столбиках на страницах букваря не только последовательного, но и выборочного?

Считаете ли вы, что формирование каллиграфического навыка должно влиять на совершенствование всех сторон личности ученика, на развитие у него новых способностей?

Ваша оценка обучения грамоте по системе Л.В. Занкова?

Раздел II. Обучение чтению

Задачи обучения чтению в начальной школе. Основные качества полноценного чтения. Особенности и приемы их формирования в современной школе.

Подготовительная работа на уроках чтения. Словарная работа на уроке; принципы ее организации; приемы объяснения слов.

Анализ содержания произведения – одна из важнейших частей урока чтения.

Структура типовых уроков по внеклассному чтению на разных этапах работы.

Понятия: навык чтения, правильность, беглость, сознательность, выразительность, рассказ учителя, беседа, лексическая работа, изобразительные средства, аллегория, идея произведения, план, пересказ.

Вопросы, над которыми должен уметь рассуждать студент.

Как Вы считаете, почему обучение чтению детской литературы входит в курс родного языка?

Считаете ли Вы целесообразным включение в учебные книги по чтению текстов научно-популярных (познавательных)?

Как Вы относитесь к чтению детям произведения под музыку? Когда оно представляется Вам целесообразным?

В чем Вы усматриваете смысл словарно-стилистической работы на уроке?

В чем Вы видите связь урока внеклассного чтения с чтением классики?

Раздел III. Обучение грамматике и правописанию

Задачи уроков грамматики и правописания в начальной школе. Процесс формирования грамматических понятий на уроке. Виды упражнений по закреплению грамматических понятий.

Изучение орфографии в начальной школе. Ступени развития у учащихся орфографического навыка. Виды упражнений по выработке навыка грамотного письма.

Развитие творческих способностей у учащихся при письме изложений и сочинений.

Понятия: грамматическое понятие, мышление, индукция, дедукция, наблюдение, фонетика, морфология, синтаксис, орфография, орфографическая зоркость, навык орфографии, обучающий диктант, грамматический разбор, орфографический разбор, изложение, сочинение.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент.

Что является, на Ваш взгляд, условиями развития орфографической зоркости у учащихся?

Как научить детей различать родственные слова, имеющие одинаковый корень?

Почему начальным этапом работы над ошибками считают их предупреждение?

В чем вы усматриваете связь грамматики, орфографии и развития речи в работе на уроках русского языка?

Литература:

Кустарева В.А. и др. методика русского языка для педагогических училищ. – М., Просвещение, 1979.

Канакина В.П. работа с трудными написаниями. – Просвещение, 1991.

Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. методика обучения русскому языку в начальных классах для педагогических институтов. М., Просвещение, 1987.

Львов М.Р. речь младших школьников и пути ее развития. М., Просвещение, 1975.

Львов М.Р. правописание в начальных классах. М., Просвещение, 1990.

Оморокова М.И. совершенствование чтения младших школьников. М., Просвещение, 1997.

Соловейчик М.С. и др. русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., Академия, 1997.

Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах. Сборник методических задач. – М., Академия, 1997.

 

ЧАСТЬ 2. ПЕДАГОГИКА

Раздел 1.Введение в педагогическую деятельность.

Профессиональная педагогическая деятельность. Возникновение, становление, особенности и перспективы развития педагогической профессии. Структура педагогической деятельности. Профессиональная деятельность и личность современного педагога.

Основные понятия: образование, педагогическая деятельность, профессия, специальность, педагогическая компетентность, педагогический такт, самовоспитание, самообразование, профессиограмма, педагогическое творчество, педагогическое мастерство.

Раздел 2. Основы общей педагогики.

Педагогика как наука и искусство. Объект, предмет и функции педагогики. Становление педагогической науки. Понятийный аппарат педагогики. Система педагогических наук, отрасли педагогики. Взаимосвязь педагогики с другими науками. Особенности и методы научно-педагогических исследований. Развитие личности как

психолого-педагогическая проблема, факторы развития личности.

Основные понятия: наука, педагогика, воспитание, образование, обучение, педагогический процесс, метод исследования, объект и предмет исследования, общение, личность, индивид, индивидуальность, развитие, формирование, социализация, наследственность, среда деятельность.

Раздел 3. Теория и системы воспитания.

Социальная обусловленность целей педагогической деятельности. Теоретические основы современного процесса воспитания. Личностно-ориентированная модель воспитания. Содержание процесса воспитания в современной школе. Средства, формы и методы воспитания в начальной школе, воспитательные дела. Коллектив и его роль в формировании ценностных ориентаций личности школьника. Современные концепции и программы воспитательной работы.

Основные понятия: воспитание, воспитательный процесс, цель воспитания, целеполагание, воспитательная концепция, человек, индивид, индивидуальность, личность, развитие, формирование, социализация, метод воспитания, прием воспитания, средство воспитания, форма воспитания, мировоззрение, профориентация, коллектив, группа, конформизм, самоуправление, личностно-ориентированный подход, воспитательная система, диагностика, критерий.

Раздел 4. Теория и системы обучения.

Дидактика – педагогическая теория обучения. Основные дидактические системы (традиционная и современная). Содержания образования, современная концепция содержания образования, критерии отбора. Нормативные документы, определяющие содержание начального общего образования. Закономерности и принципы обучения. Методы обучения, классификации по источнику знаний и по типу познавательной деятельности. Формы организации обучения. Урок – основная форма организации обучения в школе. Характеристика современных систем (видов) обучения. Проверка, оценка, отметка знаний, умений, навыков учащихся.

Основные понятия: дидактика, обучение, образование, преподавание, учение, знания, умения, навыки, закономерности, принципы, правила обучения, содержание образования, государственный образовательный стандарт, учебная программа, учебный план, учебник, метод обучения, прием обучения, средство обучения, форма обучения, урок, контроль качества знаний, проверка знаний, оценка, отметка.

Раздел 5. Основы управления педагогическими системами.

Система образования в России и за рубежом. Школа как педагогическая система. Управленческий цикл, функции управления, внутришкольное управление. Педагогический анализ во внутришкольном управлении. Целеполагание и планирование как функция управления школой. Виды и формы внутришкольного контроля

Методическая работа в школе и аттестация педагогического персонала.

Основные понятия: управление, педагогическое управление, педагогическая система, демократизация управления, планирование, анализ, внутришкольный контроль, аттестация.

 

ЧАСТЬ 3. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1. Общие вопросы методики

Методика математики. Задачи методики. Связь с другими науками. Уроки математики. Структура. Виды. Задачи.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

V Что вам известно о предмете методики математики, как науки?

V Зачем изучать методику математики?

V Методика тесно связана с другими науками? Какими?

V Каковы особенности урока математики в начальной школе?

V Объясните, почему устный счет является важным этапом урока математики?

V Какие методы обучения являются более эффективными при обучении математики

младших школьников? VВаша оценка альтернативных методик Л. В. Занкова, Л. Г. Петерсон, Н. Б.

Истоминой.

2. Нумерация целых неотрицательных чисел

Дочисловой период.

Нумерация чисел первого десятка. Образование чисел. Знакомство с письменной и печатной цифрой. Сравнение.

Нумерация чисел в пределах 100. Причины разделения концентра 100. Десятичный состав числа (абак). Устная и письменная нумерация.

Нумерация чисел в пределах 1000. Новая счетная единица. Класс. Соотношение между разрядными единицами. Общее количество единиц каждого разряда в числе. Устная и письменная нумерация.

Нумерация многозначных чисел. Классное число. Замена числа суммой классных и разрядных слагаемых. Схема разбора числа.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

УВ чем вы усматриваете методический смысл концентрического построения

нумерации целых неотрицательных чисел?

V Считаете ли вы целесообразным познакомить младших школьников с другими системами счисления (двоичной, пятеричной, восьмеричной и т.д.) и принципами образования чисел в этих системах?

У Какова роль устного счета на уроках по изучению нумерации, влияет ли разнообразие его форм на процесс усвоения знаний?

V Какие формы работы вы можете предложить для развития познавательных способностей школьника, повышения интереса к истории своего города?

3. Сложение и вычитание

Сложение и вычитание в пределах 10. Основные этапы.

Сложение и вычитание в пределах 100. Табличное сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через десяток. Сложение и вычитание разрядных чисел.

Свойства. Сложение и вычитание, основанное на свойствах арифметических действий. Сложение и вычитание 1000. Устные примеры сложения и вычитания. Сложение и вычитание многозначных чисел. Порядок изучения. Алгоритм.

4. Умножение и деление

Конкретный смысл умножения. Порядок изучения темы. Компоненты действия умножения. Конкретный смысл действия деления. Взаимосвязь результата и компонентов действий.

Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение и деление на однозначное число. Алгоритмы.

Умножение и деление на разрядные числа. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Какие арифметические свойства на ваш взгляд должны быть сформированы у

младших школьников для осознанного выполнения арифметических действий?

-Считаете ли вы целесообразным проводить работу над ошибками и их

предупреждение?

- Что предшествует каждому уроку формирования какого-либо арифметического

действия?

-Считаете ли вы необходимым обосновывать вычислительные приемы

теоретической основой?

-Какое различие вы усматриваете при изучении данных тем по базовой программе и по программам Л. В. Занкова, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истоминой?

5. Обучение решению задач

Понятие «Задача». Простые задачи и их виды. Основные этапы работы. Методика работы над задачами на сложение и вычитание, умножение и деление. Знакомство с первой простой и составной задачей. Виды работы над задачей.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Каково значение задачи в обучении математики?

- Как научить детей различать виды простых задач, выбору арифметического

действия?

-Считаете ли вы целесообразным включение в учебные книги научно-популярных

(познавательных) текстов при решении задач?

-Можно ли реализовать идею интегрированное™ на уроках математики при

изучении данной темы?

6. Методика изучения долей, дробей

Доля.

Получение доли, ее обозначение, сравнение долей. Решение задач на нахождение доли от числа и числа по его доли.

Дробь. Образование дробей. Сравнение. Решение задач.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Как объяснить младшим школьникам смысл расширения множества целых

неотрицательных чисел?

-Какие современные методы обучения необходимо использовать при изучении

данной темы?

7. Изучение элементов алгебры

Выражение. Выражение с переменной. Уравнения.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Считаете ли вы целесообразность сравнительного анализа математических слов и предложений: числовое выражение, числовое равенство, числовое неравенство, уравнение с переменной, неравенство с переменной?

-Усматриваете ли вы возможным включение в программу обучения решению уравнений различных типов, содержащих 2, 3 действия?

8. Изучение элементов геометрии в начальной школе

Понятия. Геометрические фигуры, изучаемые в начальной школе. Геометрические построения, измерения длин и площадей фигур.

Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Почему геометрический материал в обширном формате включен в программу обучения математики младших школьников?

-В чем значение изучения этого раздела при обучении математике в начальной школе?

-Какие приемы, формы и методы необходимо использовать на уроках при изучении геометрического материала?

-Проанализируйте содержание геометрического материала по традиционной программе и по программам Л. В. Занкова, Л. Г. Петерсон, Н. Б. Истоминой, Давыдова - Эльконина.

9. Методика изучения величин

Понятие «величина».

Длина. Масса. Емкость, площадь фигур. Измерение палеткой. Время. Группа величин: скорость, время, расстояние. Действие над величинами. Решение задач. Вопросы, над которыми должен уметь размышлять студент:

-Считаете ли возможным продемонстрировать опытным путем понятие величины?

-Как научить детей отмерять и измерять величину?

-Какое значение имеет изучение величин для реализации развивающих и воспитательных задач обучения?

Литература:

Бантова М. А., Бельтюкова Г. В. Методика преподавания математики в
начальных классах. М., 1984.

Истомина Н. Б. Методика обучения математики в начальных классах:
Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов и педучилищ. М.,
Линка-Пресс, 1997.

Истомина Н. Б. Методика обучения математики. М., 1998.

Кульневич С. В., Лакоценкина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной
школе. М., Учитель, 2004.

Лавриенко Т. А. Как научить детей решать задачи. Саратов, 1999.

Микулина Г. Г. Учимся понимать математику. М., Обновление программ
гуманитарного образования в России, 1994.

Моро, Пышкало А. М. Методика обучения математике. М., 1978.

Овчинникова В. С. Методика обучения решению задач в начальной
школе: Пособие для студентов факультетов начальных классов вузов и колледжей. М.,
Мегатрон, 1998.

Пышкало А. М. Методика обучения элементам геометрии. М., 1973.

Пышкало А. М. Средства обучения математике. М., 1980.

Савинова С. В., Гугучкина Е. Е. Нестандартные уроки математики в
начальной школе. Волгоград, 2001.

Стойлова Л. Т. Математика. М., 2002.

Эрдниев П. М. Обучение математики в начальной школе. М., 1995.

Стабильные учебники математики для начальной школы (программа I - III и I - IV).

Традиционные и альтернативные учебники математики для начальных классов. Методические рекомендации к ним.

Статьи из журналов «Начальная школа» и других периодических изданий по проблемам обучения математике в начальных классах.

 

ЧАСТЬ 4. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ С МЕТОДИКОЙ ПРЕПОДАВАНИЯВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

I Введение.

Предмет и задачи методики преподавания и её связь с другими предметами. Знать;

Что изучает методика преподавания естествознания?

Цели задачи методики преподавания естествознания.

3. Связь методики естествознания с другими науками, (сущность и значение этих связей)

4. Значение методики преподавания естествознания. Уметь:

1. Устанавливать взаимосвязь методики естествознания с другими науками. 2. Объяснять задачи методики преподавания естествознания.

П Развитие методики преподавания естествознания.

Развитие преподавания естествознания в дореволюционный период: Зуев В. Ф
содержание и значение первого учебника по естествознанию; особенности методики
преподавания в XIX веке; Ушинский Константин Дмитриевич - его взгляд на
изучение природы в начальных классах; Герд Александр Яковлевич
основоположник Российской методики естествознания как науки; развитие
методики естествознания в начале XX века.

Развитие методики преподавания естествознания в советский период - особенности,
значение, общая характеристика.

Развитие методики преподавания естествознания на современном этапе -
актуальные проблемы.

Знать:

1. Основные положения учения Зуева В.Ф., Ушинского К.Д., Герда А.Я. 2 Развитие методики преподавания естествознания с дореволюционного периода до наших дней и особенности развития каждого периода.

III Содержание естественно - научного воспитания и образования в начальной школе.

Значение естественно - научного образования и воспитания начальной школы.

Содержание курса естествознания в начальной школе по действующим программам,
анализ программ и учебников по классам; анализ стандарта.

3. Вариативность изучения естествознания в начальной школе. Знать:

Современные действующие программы по курсу естествознания начальной школы.

Значение естественно - научного образования и воспитания в начальной
школе.

Принципы отбора содержания.

4. Вариативные программы.Уметь:

Анализировать программы и учебники.

Делать сравнительный анализ программ.

II Развитие методики преподавания естествознания.

Развитие преподавания естествознания в дореволюционный период: Зуев В. Ф. -
содержание и значение первого учебника по естествознанию; особенности
методики преподавания в XIX веке; Ушинский Константин Дмитриевич - его взгляд
на изучение природы в начальных классах; Герд Александр Яковлевич
основоположник Российской методики естествознания как науки; развитие
методики естествознания в начале XX века.

Развитие методики преподавания естествознания в советский период -
особенности, значение, общая характеристика.

Развитие методики преподавания естествознания на современном этапе -
актуальные проблемы.

Знать:

1. Основные положения учения Зуева В.Ф., Ушинского К.Д., Герда А.Я.

2 Развитие методики преподавания естествознания с дореволюционного периода до наших дней и особенности развития каждого периода.

IV Формирование и развитие основных естественно -научных представлений и понятий.

1. Общая характеристика естественнонаучных понятий. Формирование понятий и представлений. Классификация.

2. Методика формирования и развития понятий по классам. Знать:

Что такое понятие, представление?

Классификация понятий.

Формирование и развитие понятий.

Методика формирования понятий и представлений.
V Методы и приемы обучения.

Понятие. Классификация.

Словесные методы - методические требования.

Наглядные - методические требования.

Практические - методические требования.

Знать:

Понятие - метод, прием; беседа, рассказ; наблюдение, опыт, эксперимент, моделирование.

Классификацию методов и приемов; классификацию различных видов методов.

Методические требования к составлению беседы, рассказа; к проведению наблюдений,
опытов, моделированию.

4. Значение методов, приемов.

Уметь:

1. Составлять беседу, рассказ в соответствии с методическими требованиями.

проводить опыт в соответствии с методическими требованиями.

Организовывать наблюдения в соответствии с методическими требованиями.

Моделировать в соответствии с методическими требованиями.

VI Средства обучения»

Понятие, классификация, методические требования.

Учебник - методические требования к организации работы.

3. План и карта - методика работы.

4.Методика работы с натуральными наглядными пособиями, печатными и аудиовизуальными. Знать:

1. Что такое средства обучения?

Классификация средств обучения?

Методику работы с различными средствами обучения?

Знание средств обучения.Уметь:

1. Анализировать учебник.

3. Работать с различными средствами обучения.

VIII Повторение и контроль знаний. Понятие, виды, значение, методические требования.

Знать:

1.Что такое повторение, опрос?

Виды повторения, опросов?

Методические требования к проведению опросов?

Значение повторения, опроса?

Критерии оценки знаний?

Уметь:

1. Составлять различные виды опросов.

2. Разрабатывать различные виды повторения.

3. Уметь анализировать ответы учеников.

VIII Формы организации учебной деятельноси.

Классификация. Значение.

Урок - типы, структура, методические требования.

Экскурсия - значение, место в системе уроков, методические требования к организации проведения.

4. Внеклассная и внеурочная работа. Знать:

Что такое формы организации учебной деятельности, внеклассная, внеурочная работа, урок, экскурсия.

Классификацию форм организации учебной деятельности.

Виды уроков, внеклассной и внеурочной работы. Структуру различных видов уроков и методику проведения. Методику проведения внеклассных и внеурочных занятий.

Уметь:

1 Составлять цели и задачи к урокам и занятиям, анализировать их.

2Составлять план урока и занятия, анализировать их.

3.Составлять конспект по каждому виду урока,

IX Содержание и методика краеведческой работы в курсе естествознания.

1. Основные понятия.

2. Методика изучения природы родного края на уроках естествознания начальной школы.

Знать:

Основные понятия в курсе естествознания по классам.

Формирование и развитие краеведческих понятий.

Методику работы с картосхемой Ленинградской области.

Уметь;

1 Работать с картосхемой Ленинградской области.

Работать с картой Ленинградской области.

X Экологическое образование и воспитание младших школьников в курсе естествознания.

1. Задачи и значение экологического образования.

Понятия экологические и их взаимосвязь с естественно -научными.

Методика преподавания экологических разделов.

Внеклассная работа по экологии.

Знать:

Основные экологические понятия и их формирование.

Методику проведения экологических тем в начальной школе

Методику организации внеклассной работы по экологии в начальной школе.
Уметь:

Составлять конспект уроков и внеклассных занятий по экологии.

Анализировать конспект.

4. Условия организации и проведения.

Перечень нормативных документов, программно-методических материалов, материалов справочного характера, учебных и наглядных пособий (приложение 1).

Критерии оценок:

Ответ выпускника на междисциплинарном государственном экзамене обсуждается на закрытом заседании Государственной экзаменационной комиссии, и определяется оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится, если студент строит ответ логично в соответствии с планом, по теоретическим вопросам обнаруживает глубокие и полные знания. Развёрнуто аргументирует выдвигаемые теоретические положения, способен критически проанализировать существующие противоречия в разных теоретических школах и направлениях. Способен привести конкретные примеры и дать иллюстрации из практической деятельности к основным положениям социально - педагогической и психологической теорий. Демонстрирует достаточные практикуемые умения и навыки профессионального общения.

Оценка «хорошо» ставится, если студент строит ответ в соответствии с планом, подтверждает основные положения примерами, в ответах на вопросы представлены разные подходы к отдельной проблеме, но с недостаточной аргументацией. Наблюдается некоторая непоследовательность изложения материала.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если ответ не достаточно логично выстроен, обнаруживаются неполнота и слабая аргументированность анализа существующих психологических теорий и концепций. Выдвигаемые положения недостаточно обоснованы и не всегда логичны. Ответ имеет в целом описательный характер. Современная социально - педагогическая и психологическая лексика используется неполно или ошибочно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится при неспособности студента правильно раскрыть основные категории социальной педагогики и психологии, при наличии в ответе ряда серьёзных неточностей, грубых ошибок. Выводы и заключения либо отсутствуют, либо имеют поверхностный характер. Материал ответа излагается с помощью бытовой лексики, при этом появляется стремлением подменить социально - педагогические категории рассуждениями практически - бытового характера.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: