Учащиеся за срок обучения в школе изучают около 20 предметов.




Выделяют межпредметные связи и внутрипредметные.

Внутрипредметные – (совпадение фактов по истории Б. с Всемир. Ист. Формируем умения и навыки сравнивать и анализировать события. Используем метод ретроспекции и прогнозирования.)

межпредметные связи (Учитель разрабатывает план работы на год, при этом учитывает план работы учителей по литературе, географии…. Например, если по истории проходят войну 1812 года, то её можно связать с книгой Л.Н.Толстого «Война и мир». Литературные произведения, написанные участниками и очевидцами событий помогут воссоздать более образно то событие. Например существуют портретное описание и литературное описание.) Краеведение может быть связующим звеном в межпредметных связях.

61 Портретное описание может сочетаться с заданием, предусмат­ривающим выборку из перечня тех или иных качеств конкретной личности (образованность, жестокость, честолюбие, доброта, са­модовольство, тщеславие, честность, хитрость, коварство, лице­мерие).

В.А. Мыскин предлагает следующую работу на уроке по изуче­нию личности исторического деятеля. Ученики записывают в тетради сведения о жизни исторического деятеля, его поступках, привычках, противоречивых особенностях характера, суждения о нем современников и потомков. Образ исторического деятеля формируется в процессе изучения его поступков и свер­шений,.

Еще в 30—40-е гг. методисты рекомендовали для активизации познавательной деятельности учащихся вводить в содержание урока элементы игры, помогающей составить портретное описа­ние. Учитель приводит факты биографического характера из жиз­ни какого-либо исторического деятеля, не называя его имени, времени и места действия, даты событий. Учащиеся самостоятель­но должны указать все недостающие данные.

И сейчас проводится игра «Узнай исторического деятеля». Ученики получают карточки, на которых содержатся сведе­ния об известных государственных деятелях. Ученик должен на­звать имя, хронологические рамки жизни и деятельности, факты биографии. Такой, например, текст о П.Н. Милюкове: «Видный Политический деятель дореволюционной России, лидер партии. Ученик знаменитого русского историка В.О. Ключевского. Пре­следовался властями за свои взгляды, пройдя через тюрьмы, ссыл­ку и высылку за границу. Знал 12 языков. Член Временного пра­вительства. С 1920 г. в эмиграции.

Или же игра «Чьи слова?». Учитель раздает ученикам карточ­ки с высказываниями известных исторических деятелей, мысли­телей. Высказывания могут быть взяты из школьного учебника. Ученикам предстоит выяснить, кем, когда и при каких обстоя­тельствах были произнесены эти слова. Например, на карточке приведены слова командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева из обращения к матросам перед боем с японской эскадрой: «Мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была...Мы не сдадим ни кораблей, ни самих себя и будем сражаться... до последней капли крови».

Следующее игровое задание: «Кто это»? В зависимости от под­готовленности учеников оно усложняется или упрощается. По портрету (малоизвестному), датам жизни и деятельности (можно не давать), именам современников, а также текстовой характери­стике ученикам надо установить имя исторического деятеля.

 

62. Метод наглядного обучения и его значение в школьном преподавании истории. Классификация наглядности: Виды наглядности. Учебная картина на уроках Виды наглядных средств обучения. Принцип наглядности сформулировал и в XVII в. обосновал Я.А. Коменский: «...все, что только можно представлять для восприятия чув­ствами, а именно: видимое — для восприятия зрением, слыши­мое — слухом, запахи — обонянием, подлежащее вкусу — вку­сом, доступное осязанию — путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами». Этот принцип актуален и в наше время. Он находит свое отра­жение в многообразии видов наглядности и их классификаций. В классификацию по внешним признакам ученые и методисты включают печатные, экранные, звуковые средства обучения. Чаще всего они обращаются к классификации по содержанию и харак­теру исторического образа, выделяя наглядность предметную, изоб­разительную, условно-графическую.

Рассмотрим более подробно классификацию наглядных средств по их содержанию. В нее входит: естественная монументальная наглядность: подлинные мону­ментальные исторические памятники прошлого и памятные места (пирамиды Древнего Египта, Колизей, Софийский собор в Новго­роде, Красная площадь в Москве и др.);подлинные предметы материальной культуры (археологичес­кие находки, вещественные остатки: орудия труда, зерна, плоды, кости, денежные знаки, оружие, украшения и др.);специально изготовленная предметная наглядность (макеты, модели, реконструкции предметов быта, труда); изобразительная наглядность (учебные картины, репродукции); условно-графическая наглядность (схематические рисунки, ис­торические карты, аппликации, схемы, графики, диаграммы);

технические средства обучения (ТСО): кинофильмы (кинофраг­менты), диафильмы, диапозитивы, аудиозаписи, компакт-диски (аудио, компьютерные).

Из всех наглядных изображений исторические картины дают учащимся наиболее целостн., конкретное и красочное представление об изучаемом историческом событии, явлении.

Историческая картина- наглядное пособие созданное художником при консультации специалиста эпохи и используемое в учебных целях. Место картины на уроке ист., её роль в учебн. процесс: Андреевская: 1) Картина иллюстрирует изложение учителя. 2) вводится после рассказа и закрепляет и закрепляет изложение учителя. 3) она является исходным источником, откуда уч-ся черпают знания. Место картины: (1) Пр. всего картина на уроке служит зрительной опорой для уч-ся, которые слушают учителя: рассказ по событийной картине, хар-ка по портрету. (2) В старших классах картина привлекается не в кач. зрительн. опоры, а помогает иллюстрировать, конкретизировать материал. (3) Картина м. служить наглядным средством мобилизации знаний, которые необходимы для усвоения нов. материала. работа по картине в этом случае явл. подготовкой к восприятию содерж. урока. (4) Картина усиливает эмоциональное воздействие рассказа учителя. (5) Помогает закреплению излагаемого материала. (в мл. классах-вызывать к доске, просить рассказать по картине, что изучали на уроке.). Роль картины: 1)М. служить задаче подготовки уч-ся к восприятию нового материала. 2)+ активизация восприятия этого материала, источник извлечения знаний. 3) усиливает эмоц. воздействие рассказа учит. 4)помогает закреплению историч. материала. Изобразительная наглядность - выдающееся средство, которое реализуется различными приёмами и выделяется не формой, а содержанием. Историческая карта -это вид наглядного пособия, которое отражает исторические реалии на основе градусной сетки и символической изобразительности. Виды карт: общая (природ. условия); обзорная (изменение территории); тематическая (посвящённая одной теме); схематическая, контурная (Стражев, Тоненбаум). Доска и мел: доска – величайшее открытие в образовательном процессе. Учитель долж. не только писать, но и рисовать (схематично). У большинства развита зрительная память. История требует наглядности, как никакой другой предмет, - т. к. всё уже ушло в прошлое.

 

63 Использование художественных произведений на уроках истории Классификация художественных произведений.

Художественная литература, привлекаемая на урок, помогает конкретизации исторического материала и формированию у уче­ников ярких образов прошлого, являющихся составной частью их исторических представлений. Художественная книга позволяет поддержать внимание учеников, способствует развитию интереса к предмету. Фрагменты произведений учитель привлекает, чтобы ввести учащихся в историческую обстановку или воссоздать ко­лорит эпохи, дать картинное или портретное описание. Условно художественную литературу подразделяют на две большие группы. Это литературные источники изучаемой эпохи и историческая беллетристика.

К источникам исторических знаний относятся произведения, авторы которых являются непосредствен­ными свидетелями или участниками описываемых событий. Они создают своеобразные документы эпохи, которые служат для по­знания прошлого.

Эти источники не всегда понятны ученикам, и на уроке исполь­зуются лишь фрагменты, заранее отобранные учителем. К исторической беллетристике принадлежат художественные произведения об изучаемой эпохе, созданные писателями более позднего времени. Книги исторической беллетристики, «реконст­руирующие» историческую действительность, написаны на осно­ве научного исследования прошлого, изучения исторических ис­точников, научных исследований и монографий. Методика работы с художественным произведением учитель составляет списки книг для вне­классного чтения и подбирает художественные произ­ведения для углубленной работы в классе и дома. Учитель знакомит учеников с рекомендательным списком ху­дожественной литературы, показывает некоторые книги из спис­ка и дает краткие аннотации. Различны приемы использования книги на уроках учителем. Для учеников 5—6 классов подбираются фрагменты сюжетного и кар­тинного описания, характеристики исторических личностей, от­рывки для персонификации и драматизации событий во время рассказа на уроке.

При подготовке текста художественного произведения к воспро­изведению на уроке следует продумать, что менее существенное в отрывках следует сократить, какие сделать связки между ними, какие должны быть переходы. Долго рассказываемый или читаемый фрагмент художествен­ного произведения отвлекает учеников от основной идеи урока. Большие фрагменты надо делать лаконичными, сокращать до минимума. Выдержки из произведений должны быть краткими, меткими, «бьющими в цель». Продумывается также использование книг, известных учени­кам по урокам литературы или внеклассному чтению. В работе учителя, на уроке художественная книга чаще всего применяется для цитирования или пересказа отдельных отрывков (литературной иллюстрации). Учитель дает разъяснение об авторе, и рассказывает о содержании книги. Затем он предлагает ученикам вопросы и задания, а после чтения отрывка проводит по ним беседу. Материал художественного произведения в дальней­шем входит в повторение и проверку знаний учащихся. К памятникам художественного слова можно отнести произве­дения устного народного творчества: былины, песни, сказки, по­словицы, поговорки. Существуют различные способы применения книги на уроках истории учащимися. Это прежде всего чтение на уроке отрывков книги как источника исторических знаний.

1. При воспроизведении фрагментов книги на уроке от учени­ков требуется, чтобы они читали отрывок выразительно, интона­цией подчеркивая текст. На уроках ученики анализируют историческое произведение с позиции соответствия его исторической науке; рецензируют; са­мостоятельно работают над текстом книги, подбирая примеры, составляя аннотации.

Есть специальные памятки по работе с книгой. Вот одна из них:

1. Читай книгу с карандашом в руке, если книга твоя собственная. Ак­куратно делай пометки на полях в тех местах, которые тебя заинтере­совали или вызвали вопросы.

2. Старайся читать бегло, но внимательно.

3. Прочитав книгу, подумай над ее основными идеями, над описанными в ней событиями, фактами.

4. Сделай записи о том, что показалось особенно важным в прочитан­ной книге, об ее основных достоинствах и недостатках.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: