Приёмы и средства изучения теоретического материала.




Теоретический материал может излагаться в виде:

*Объяснения – монологическое, целостное, аргументированное изложение существенных признаков исторических событий, явлений процессов, причинно-следствен. Связей и закономерностей их развития, оценочных суждений. Объяснение подводит школьников к усвоению понятий, причин, следствий и значения главных исторических фактов, к осознанию целей, мотивов и результатов деятельности людей в прошлом, к анализу и оценке культ.-ист. Наследия, к формированию собственных идей и убеждений. О. самый компактный и самый экономичный по времени способ передачи сложной и объёмной информации. Самый распространённый приём обучения истории.

*Рассуждение – приём монологического изложения теоретических сведений, представленный логической цепочкой вопросов и ответов по существу учебной проблемы. Р. обучает школьников приёмам анализа, сравнения, типологизации, обобщения. Способствует активизации внимания и мышления учащихся постановкой оригинальных вопросов, предложением не одного, а нескольких вероятных ответов, вытекающих из факта следствия, выдвижением собственных версий и оценок.

*Обобщающая характеристика – приём краткого, сжатого, простого перечисления существенных связей, исторической роли, значения важнейших исторических фактов, содержания понятий и законов общественного развития.

По содержанию и направленности содерж. В них выводов обобщ. Хар. Можно условно разделить на:

1) Обобщ. Хар. С выводами-перечислениями главных исторических фактов.

2) Об. Хар. Аналитического плана, выделяющие существенные признаки факта, изложенного прежде приёмом объяснения, аналитического описания или образной характеристики.

3) Обоб. Хар. С оценочными выводами, которые могут следовать за этими же приёмами или опережать их, и содержать суждения об ист. Роли и значении характериз. Событий, явлений, процессов.

*Различные Бесседы.

Можно использовать в работе логические схемы, графики, диаграммы, карты, схемы и таблицы.

65 Основные приемы изложения главных исторических фактов При изучении главных исторических фактов используются приемы повествования и описания. Остановимся в начале на прие­мах повествования. Приемы повествования. При подготовке к уроку учитель решает, ка­ким будет способ изложения учебного материала. Выбор опреде­ляется задачами, которые ставит учитель, составом учеников и их подготовленностью. Он зависит также от содержания фактов и наглядных средств обучения. На уроке возможно сочетание раз­личных способов или приемов изложения. Один из приемов изложения — повествование. В преподавании истории это сжатое сообщение или рассказ об исторических собы­тиях. Одно из требований к рассказу — отражение в нем конкрет­ной исторической характеристики времени, пространства, людей, что способствует развитию у учащихся представления о специ­фичности каждого исторического факта по сравнению с другими. Сюжетный повествовательный рассказ — это подробное эмоциональное повествование, имеющее определенный историчес­кий сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Главные исто­рические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захваты­вающе, как в художественном рассказе. В основе рассказа, как пра­вило, лежит конфликтная ситуация, развивающаяся в соответствии с сюжетной схемой событий и поступков героев: завязка — куль­минация — развязка. Такой рассказ применяется при изложении наиболее крупных событий, например: восстание Спартака. В него включаются яркие эпизоды, детали исторических событий, харак­теристики их участников. По ходу рассказа учитель привлекает учебные событийные картины, аппликации, схемы военных дей­ствий. Сюжет рассказа может быть правдивым, реалистическим, воз­можен частичный вымысел. Форма сюжетного повествования о действиях вымышленного человека называется персонификацией (олицетворением). В ее основе — придуманный сюжет о его судьбе, условиях жизни, по­ступках. Сюжетное повествование выступает как способ объяс­нения сложных исторических явлений. Чтобы разъяснить их, учитель вводит прием персонификации. Свой рассказ учитель дополняет рисунками и надписями, фраг­ментами сюжетного диафильма. Другая форма сюжетного повествования — драматизация. Здесь повествование ведется в виде диалогов двух лиц, пытаю­щихся разрешить конфликтную ситуацию. В ходе диалога рас­крывается сущность типичного социального явления. Часто уча­щиеся бывают участниками этих диалогов. Ведь всегда лучше уясняется то, что выявлено при активном личном участии. Мини-постановки успешно применяются в современной шко­ле, например при изучении законов Хаммурапи. Образное повествование. В отличие от сюжетного повествова­ния, имеющего конкретную фабулу, образное повествование содер­жит больше теоретических сведений и передает главные исто­рические факты в спокойной бесконфликтной форме. Такой прием чаще всего применяется для изложения явлений и процессов экономической жизни общества. Причем сочетается он, как правило, с графической наглядностью, например схемой «Древнерусская феодальная вотчина». Возможно также применение педагогических рисунков, аппли­каций {-возникновение средневекового города), учебных типологи­ческих картин («В мастерской средневекового оружейника»). Вклю­чение в рассказ такой наглядности создает образные представления об изучаемом явлении, что помогает ученикам выявить его суще­ственные черты. Конспективное повествование и информативное сообщение учитель использует на уроках при изложении неглавных фактов. Для конспективного повествования характерно лишенное образ­ности перечисление фактов, их пространственных, временных и количественных характеристик. Такое краткое освещение фактов без их анализа необходимо для установления связей между основ­ными фактами, для создания целостного представления о событи­ях. При помощи карт, схем, графиков конспективно излагаются события политической жизни, военной истории, народных восста­ний. Информативное сообщение применяют для перечисления фак­тов, дат, имен, географических мест, взаимосвязанных друг с дру­гом и с главным фактом урока. По ходу изложения ученики со­ставляют календари событий. Приемы описания. Картинное описание. Описание позволяет раскрыть существен­ные черты, детали, признаки или состояния. В нем есть объект, но нет развития сюжета. Описание бывает картинным и аналитичес­ким. Картинным описанием называется прием устного изложения материала, когда с помощью слова в эмоционально-художествен­ной форме создаются образы того или иного факта, т.е. происхо­дит образное воспроизведение фактов в виде целостных картин. Этот вид описания применяется для воссоздания картин природы, быта людей,' географической среды, а также типичных явлений культурной, общественной, хозяйственной жизни. Прием описания позволяет использовать документальные фо­тографии местности, материалы реконструкции исторических па­мятников, локальные схемы, документы, художественно-исто­рическую литературу.

Аналитическое описание Это прием рассказа, в котором дается описание составных частей, деталей, их функционального назначения; передаются внешние признаки создаваемых целостных образов, показывается взаимодействие их существенных сторон, составных частей. При­меняется он при описании орудий труда, оружия, памятников архитектуры, военных и хозяйственных объектов, а также при разъяснении устройства государства, его военной организации. Рассказ сочетаете» с меловыми рисунками, схемами и чертежами, с демонстрацией макетов и моделей, с применением кодоскопа.

Образная характеристика - разновидность описания. Об­разной называют характеристику типичных представителей обще­ства конкретного периода: купца, помещика, рабочего, фабрикан­та. Часто образная характеристика сочетается с заданиями для учащихся. Характеристика исторической личности дается на уроках истории наряду с образной характеристикой. Для этого есть спе­циальные памятки. Вот одна из них:

1.Обрисуйте внешний облик исторического деятеля (черты лица, ма­неру держаться, говорить, одеваться).

2.Постарайтесь охарактеризовать признаки личности (ум, воля, отно­шение к окружающим).

3.Приведите наиболее яркие и важные факты из жизни.

4.Сделайте вывод о вкладе личности в историю.

Для характеристики типичных черт выдающихся исторических личностей (политиков, полководцев, ученых, деятелей культуры) привлекается документальный материал, портреты, фотографии, художественная литература.

Часто факты, помогающие охарактеризовать личность, учитель берет из научной или художественной литературы. Например, книга А.З. Манфреда помогает дать характеристику Наполеону Бонапарту.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: