Тема 11. Русская философия




ФИЛОСОФИЯ

Вопросы для повторения к экзамену 2012-2013 уч. г.

Потоки и группы преподавателя Зельникова Ю.И.

поток «День», поток «Вечер» (бакалавры спец. «Экономика», «Менеджмент»)

 

Раздел I. Предмет и специфика философского знания

Тема 1. Предмет и специфика философского знания

1. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки.

2. Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

3. Предмет и структура философии. Особенности философского знания.

4. Функции философии. Методологическая роль философии.

5. Материализм и идеализм как направления в философии.

6. Диалектика и метафизика как методы познания.

 

Раздел II. Основные этапы и направления развития философской мысли

Тема 2. Восточная философия (Философия Древней Индии и Китая)

7. Общая характеристика и основные направления философии Древней Индии.

8. Общая характеристика и основные школы философии Древнего Китая.

 

Тема 3. Античная философия

9. Проблема бытия в античной философии.

10. Учение античных философов об атомах как первооснове мира.

11. Философия Сократа.

12. Философия Платона.

13. Учение Аристотеля о материи и форме, причинах и движении, человеке и государстве.

14. Основные философско-этические концепции античности. Протагор, Сократ, Аристотель, Эпикур.

 

Тема 4. Средневековая философия

15. Средневековая христианская философия, ее особенности и представители.

16. Религиозная философия о соотношении знания и веры. Спор реализма и номинализма в Средневековой философии.

 

Тема 5. Философия эпохи Возрождения

17. Антропоцентризм и гуманизм в философии эпохи Возрождения. Натурфилософия и пантеизм Н.Кузанского и Дж. Бруно.

 

Тема 6. Философия Нового времени.

18. Философия Нового Времени. Эмпирическое и рационалистическое направление в философии. Ф.Бэкон, Р.Декарт.

 

Тема 7. Философия эпохи Просвещения

19. Философия эпохи Просвещения.

 

Тема 8. Немецкая классическая философия

20. И.Кант как родоначальник немецкой классической философии. Теория познания и этика И.Канта.

21. Система и метод философии Гегеля.

22. Философия Л.Фейербаха.

 

Тема 9. Философия марксизма

23. Основные положения диалектико-материалистической философии марксизма.

 

Тема 10. Западноевропейская философия конца XIX- XX веков

24. Иррационализм как направление в философии. А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, А.Бергсон, З.Фрейд.

25. Экзистенциальная философия.

 

Тема 11. Русская философия

26. Материалистические идеи в русской философии XIX-XX веков. А.Герцен, Н.Чернышевский, Г.Плеханов, В.Ленин.

27. Идейная конфронтация западников и славянофилов в России.

28. Русское почвенничество. А.Григорьев, Н.Страхов, Н.Данилевский, Ф.Достоевский.

29. Философские идеи русского консерватизма. К.Леонтьев и др.

30. Философия всеединства В.Соловьева.

31. Философия Н.Бердяева.

32. В.Соловьев и Н.Бердяев о «русской идее».

33. Русский космизм. Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский, Л.Чижевский.

34. Общая характеристика русской религиозно-идеалистической философии первой половины XX века.

II семестр:

Раздел IV. Социальная философия

№16. Общество как объект познания

35. Особенности социального познания. Его онтологическая, гносеологическая и ценностная стороны.

36. Предмет и функции социальной философии, ее методологическая роль в познании общественных явлений.

№17. Историческое развитие социальной философии

37. Философия позитивизма. Неопозитивизм и постпозитивизм.

38. Психологическое направление в социальной философии. Л.Уорд, Г.Тард, В.Парето.

39. Неокантианство и проблема ценностей в социальной философии.

40. Материалистическое понимание истории и его современная оценка.

41. Учения об общественно-экономических формациях и цивилизациях как проявления системного подхода к изучению общества.

42. Социально-философская проблематика фрейдизма и неофрейдизма.

№18. Природные основы общественной жизни

43. Природные основы общественной жизни. Взаимодействие общества и природы в историческом процессе.

44. Основное содержание современной экологической проблемы и проблемы народонаселения.

№19. Общество как целостная саморазвивающаяся система

45. Общество как целостная саморазвивающаяся система, ее основные элементы.

46. Объективная и субъективная сторона общественной жизни.

47. Деятельность как основа социального. Основные виды общественной деятельности, их взаимосвязь.

48. Общественные отношения как структура общества, их основные виды и характер взаимодействия.

49. Динамика общественного развития: «изменение», «развитие», «прогресс». Сущность концепции социального детерминизма.

50. Многовариантность развития человеческого общества. Проблемы и перспективы современной цивилизации.

№20. Основные сферы жизни общества

51. Экономическая сфера жизни общества, ее взаимодействие с другими сферами. Роль способа производства в общественной жизни.

52. Политическая сфера жизни общества. Ее специфика и взаимосвязь с другими сферами.

53. Духовная сфера жизни общества, ее взаимосвязь с другими сферами.

54. Социальная сфера жизни общества: общая характеристика и основные элементы.

55. Правовая сфера жизни общества. Понятие правового государства. Неотчуждаемые права и свободы личности.

№21. Духовная жизнь общества

56. Общественное и индивидуальное сознание. Их взаимосвязь.

57. Обыденное и теоретическое сознание.

58. Понятие общественной психологии. Массовое сознание и его особенности.

59. Идеология, ее сущность и роль в обществе. Идеология консерватизма, либерализма и радикализма.

60. Наука как форма общественного сознания и социальный институт.

61. Эстетическая форма общественного сознания. Социальная роль искусства.

62. Происхождение, структура и функции религии.

63. Типы религиозных верований.

64. Мораль и ее роль в жизни общества.

Раздел V. Философская антропология

№22. Философские проблемы человека

65. Человек как объект познания в философии. Единство социального и биологического в человеке.

66. Проблема человека в истории социально-философской мысли.

67. Проблема взаимодействия личности и общества и ее решение в истории социально-философской мысли.

68. Личность в переходный период развития общества. Влияние рыночных отношений на развитие личности.

Примечание: К экзамену не допускаются студенты: не защитившие обе контрольные работы (по КОПР), не сдавшие экзаменационный зачет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: