Основные компоненты режима




Характеристика стадий сна человека

Сон — это особое состояние высшей нервной деятельности (сознания), которое является неоднородным и состоит из ряда стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Во время сна меняется физиологическая активность организма: расслабляется мускулатура, снижаются кожная чувствительность, зрение, слух, обоняние, затормаживаются условные рефлексы. Дыхание во сне редкое, величина кровяного давления, частота сердечных сокращений снижены. Но сон – это не бездеятельное состояние нервной системы. Во время сна в нейронах происходят электрические разряды, но характер электрической активности меняется. Некоторые реакции у спящего человека усиливаются: расширяются сосуды кожи, краснеет лицо, повышается тонус некоторых мышц, усиливае6тся секреция желудочных и кишечных желез, более интенсивно идет всасывание, активируются многие синтетические процессы.

По показателям электрической активности мозга ночной сон можно разделить на два периода (фазы):

медленноволновый (медленный сон);

Парадоксальный, или быстроволновый (быстрый сон).

Медленный сон сопровождается урежением дыхания, пульса, расслаблением мышц. Медленный сон разделяется на стадии, отличающиеся биоэлектрическими (электроэнцефалографическими) характеристиками и порогами пробуждения, являющимися объективными показателями глубины сна. Первая стадия (дремота). Это переходное состояние между пассивным бодрствованием и легким сном. Поведение: дремота с полусонными мечтаниями. В этой стадии могут интуитивно появляться идеи, способствующие успешному решению той или иной проблемы. Вторая стадия (сон средней глубины) происходит отключение сознания. Повышаются пороги восприятия. Самый чувствительный анализатор -- слуховой (мать просыпается на крик ребёнка, каждый человек просыпается на называние своего имени). Третья и четвёртая стадии медленного сна сопровождается высокоамплитудными медленными дельта-волнами в ЭЭГ и называется дельта-сном. Это - наиболее глубокий сон.

Быстрый сон. Стадия быстрого сна характеризуется высокочастотной низкоамплитудной активностью (десинхронизацией), которая характерна для ЭЭГ(электроэнцефалограмма) мозга бодрствующего организма, т. е. по ЭЭГ показателям мозг бодрствует, а организм спит. Это и дало основание назвать эту стадию сна парадоксальным сном. Это – глубокий сон, сопровождающийся вздрагиваниями, движениями глазных яблок, сновидениями. В энцефалограмме появляются волны, напоминающие реакции внимания при бодрствовании, но более высокой частоты. Разбуженные в этом состоянии люди отмечали, что видели сны. Нарушения парадоксального сна человек переживает тяжело. Если разбудить человека в фазу парадоксального сна, то он сообщает о сновидениях и передает их содержание. Человек, проснувшись в фазу медленного сна, чаще всего не помнит сновидений.

Парадоксальная фаза сна оказалась важной для нормальной жизнедеятельности. Если человека во время сна избирательно лишать только парадоксальной фазы сна, например, будить его как только он переходит в эту фазу, то это приводит к существенным нарушениям психической деятельности. Это свидетельствует о том, что сон и особенно его парадоксальная фаза является необходимым состоянием подготовки к нормальному, активному бодрствованию.

Сон человека и животных циклически организован. У человека длительность одного цикла сна составляет в среднем 1,5--2 часа. За ночь наблюдается 3--5 циклов. Каждый из циклов состоит из отдельных стадий ФМС и ФБС. Первое появление ФБС происходит через 1--1,5 часа после засыпания вслед за стадиями ФМС. Дельта-сон характерен для первых двух циклов сна, длительность же ФБС максимальна на протяжении III и IV циклов (обычно это ранние утренние часы). В среднем у человека в молодом и среднем возрасте ФМС составляет 75--80% длительности всего сна, при этом первая стадия -- около 10%, вторая стадия -- 45--50% и дельта-сон -- около 20%. ФБС занимает соответственно 20--25% длительности сна. Эти значения существенно отличаются от аналогичных показателей у новорожденных детей, а также в пожилом и старческом возрасте.

Значение сна.

Сон обеспечивает отдых организма. И.П. Павлов полагал, что наступающее в течение напряженной дневной работы «истощение» корковых клеток вызывает сонное торможение, в течение которого восстанавливается их работоспособность. По Павлову, «сон – это общее торможение, наступающее тогда, когда клетки мозга нуждаются в отдыхе». Сон охраняет мозг от перенапряжения, во сне перерабатывается информация, накопленная за день, рождаются новые идеи.

Сон играет важную роль в процессах метаболизма. Полагают, что медленный сон помогает восстановлению внутренних орга­нов, поскольку гипоталамус выделяет вещества, которые воздействуют на ги­пофиз, способствуя освобождению гормона роста (ГР), который участвует в биосинтезе белков в периферических тканях. Напро­тив, парадоксальный сон восстанавливает пластические свойства нейронов головного мозга, усиливает процессы в клетках нейроглии, которые обеспечивают нейроны питательными веществами и кислородом.

Сон способствует усвоению информации. Как считал Ф. Крик, во время парадоксального сна из памяти исключается вся второ­степенная информация, т.е. происходит процесс обу­чения.
В то же время, сон об­легчает закрепление изученного материала. Если какая-то инфор­мация заучивается непосредственно перед засыпанием, то спустя 8 ч она вспоминается лучше. Особенно под влиянием сна улучша­ется запоминание материала, не связанного по смысловому со­держанию. Запоминание улучшается главным образом после мед­ленного сна. Заученный материал лучше воспроизводится после первой половины ночи, чем после второй, когда преобладает па­радоксальный сон и почти отсутствует глубокий медленный сон. Роль парадоксального сна в запоминании дискутируется. Во время сна происходит консолидация памяти, переход кратковременной в долговременную. Высказывают также предположения о переработке информации, которую мозг не успел переработать в течение дня.

Сон это приспособление организма к изменению освещенно­ сти (день —ночь). Организм способен заранее приготовиться к ожи­даемому воздействию со стороны внешнего мира, активность всех систем снижается в определенные часы согласно режиму труда и отдыха. К моменту пробуждения и в начале бодрствования актив­ность органов и систем возрастает и соответствует уровню пове­денческих реакций.

 

Работоспособность

Под работоспособностью понимается способность человека развить максимум энергии и, экономно расходуя ее достичь поставленной цели при качественном выполнении умственной или физической работы. Это обеспечивается оптимальным выполнением различных физиологических систем организма при их синхронной, скоординированной деятельности. Умственная и мышечная (физическая) работоспособность тесно связана с возрастом: все показатели умственной работоспособности возрастают по мере роста и развития детей.

Темп прироста скорости и точности умственной работы по мере увеличения возраста нарастает неравномерно и гетерохронно, подобно изменению других признаков, отражающих развитие организма.

Фазы работоспособности. Во всякую работу, в том числе и умственную, организм человека и особенно ребенка включается не сразу. Необходимо некоторое время вхождения в работу или врабатывание. Это первая фаза работоспособности. За фазой врабатывания следует фаза оптимальной работоспособности, когда относительно высокие уровни качественных и количественных показателей согласуются между собой и изменяются синхронно.

Спустя некоторое время начинает развивается утомление и проявляется ее третья фаза – снижение ра б отоспособности. Этот скачок в падении работоспособности указывает на предел эффективной работы и является сигналом к ее прекращению.

Развивающееся утомление- естественная реакция организма на более или менее длительную и интенсивную нагрузку. Нагрузка, вызывающая утомление, необходима. Без этого немыслимо развитие детей и подростков, их тренировка, адаптация к умственным и физическим нагрузкам. Планирование и распределение этих нагрузок необходимо проводить с учетом возрастно-половых, морфофункциональных особенностей детей.

Кривая работоспособности: 1- врабатывание; 2 – рабочая доминанта; 3 - утомление

. Понятие об утомлении и переутомлении

Умственная работа человека является результатом деятельности коры больших полушарий. Поэтому гигиеническую основу учебно-воспитательного процесса должно составлять предупреждение утомления и переутомления.

Учебная работа учеников прежде всего отражается на нервной системе, через которую определенная нагрузка передается на мышечную и другие системы организма. Действие этой нагрузки сказывается прежде всего в нарушении согласованной работы систем организма и связи организма с внешней средой. Процесс нарушения связи коры головного мозга с внешней средой физиологи определяют как утомление, понимая под последним временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани, а также организма в целом. Развитие утомления связано с изменениями, происходящими в центральной нервной системе, нарушениями проведения нервных импульсов в синапсах.

Скорость наступления утомления зависит от состояния нервной системы, частоты ритма, в котором производится работа, и от величины нагрузки. Утомление на занятии - естественное следствие учебной деятельности и играет определенную биологическую роль для организма. Прежде всего, это защита от переутомления, т. е. истощения организма и, кроме того, утомление стимулирует восстановительные процессы и повышает функциональные возможности организма. О начале развития утомления свидетельствует: снижение продуктивности труда (увеличение числа ошибок и неправильных ответов, удлинение времени выполнения рабочих операций), появление двигательного беспокойства, снижение внимания, нарушение дыхания, сердцебиение, ухудшение самочувствия. Признаки утомления возникают позднее, если ребёнок находится в благоприятных условиях.

Неинтересная работа быстрее вызывает наступление переутомления.

Следовательно, утомление-это физиологический процесс, лишь временно нарушающий деятельность мозговых клеток. С физиологической точки зрения утомление является конечной степенью торможения, которое охватывает вначале только кору головного мозга, а затем распространяется на более низшие отделы нервной системы, ослабляя человеческий организм.

Если наступающее утомление не сменяется отдыхом, необходимым для восстановления нормального состояния клеток, то оно переходит в переутомление.

Переутомление весьма болезненно для организма, т.к. связано с превышением функциональной возможности клеток. Переутомление организма проявляется в расстройстве сна, потери аппетита, головных болях, безразличии к происходящим событиям, снижении памяти и внимания. Резко сниженная при этом умственная работоспособность организма отражается на успеваемости детей. Возможны жалобы на боли в области сердца, головную боль, головокружение, слабость, нервные тики.
Длительное переутомление ослабляет сопротивляемость организма к различным неблагоприятным влияниям, в том числе и к заболеваниям.

Переутомление у детей и подростков может возникнуть как следствие чрезмерной или неправильно организованной учебой и внеклассной работы, сокращения продолжительности сна, отдыха на открытом воздухе, нерационального питания. Развитию переутомления способствуют нарушение санитарно-гигиенических условий учебной деятельности, несоответствие режима труда и отдыха индивидуальным особенностям детей и подростков

 

Режим дня.


Режим дня — это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности. Правильный, соответствующий возрастным возможностям ребенка режим укрепляет здоровье, обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности, предохраняет от переутомления.

У ребенка, приученного к строгому распорядку, потребность в еде, сне, отдыхе наступает через определенные промежутки времени и сопровождается ритмическими изменениями в деятельности всех внутренних органов. Организм как бы заблаговременно настраивается на предстоящую деятельность, поэтому она осуществляется достаточно эффективно, без лишней траты нервной энергии и не вызывает выраженного утомления.
. В основе режима дня лежит условно-рефлекторная деятельность. Со временем она приобретает характер динамического стереотипа, подготавливая организм к выполнению определенной деятельности в конкретное время и, значит, облегчает выполнение этой работы.

 

. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, организации и построения определенным гигиеническим принципам. Эти принципы обусловлены анатомо-физиологическими особенностями детского организма. Суточный режим, определяя весь уклад жизни, является важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие детей и подростков. Рационально построенный режим создает предпосылки для оптимальной работоспособности, предупреждает развитие утомления, повышает общую сопротивляемость организма. Один из принципов гигиенического режима –(1) ежедневное его выполнение, недопустимость частых изменений, постепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания. Уровень работоспособности коры больших полушарий мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной системы. Все виды деятельности труда и отдыха должны включаться в режим. (2)Деятельность должна быть посильной и не превышать предел работоспособности клеток коры, а отдых обеспечивать полное их функциональное восстановление. Этот принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени. (3) В режиме в первую очередь должна быть удовлетворена потребность ребенка в деятельности, направленная на удовлетворение вегетативной потребности (сон, питание, пребывание на 'открытом воздухе, поддержание тела в чистоте, мышечная деятельность), и только после этого выделяется время для обучения; (4) продолжительность отдельных режимных моментов должна зависеть от возраста: чем моложе ребенок, тем больше у него потребность в сне, он чаще должен получать питание и т. д., по мере развития и совершенствования центральной нервной системы потребность в этой деятельности уменьшается и больше выделяется времени на обучение; (5) отдельные виды деятельности, составляющие режим дня, должны вызывать некоторое напряжение соответствующих органов и систем, что будет способствовать их тренировке и подготовке организма к переходу на следующий динамический стереотип.

 

Основные компоненты режима

Под бюджетным временем понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в 6 основных компонентов режима:

1) сон;

2) прогулки;

3) учебная деятельность;

4) игровая деятельность;

5) отдых по собственному выбору;

6) прием пищи, личная гигиена.

Содержание и деятельность каждого из этих компонентов изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты. (6)Важно рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена, чередование. В процессе выполнения этого принципа необходимо исходить из учета биологических ритмов, рационального чередования деятельности, использования механизма повышения работоспособности.
Режим дня детей дошкольного возраста должен строиться также с учетом особенностей их высшей нервной деятельности, которая характеризуется все еще легкой истощаемостью клеток коры головного мозга, определенной неустойчивостью нервных процессов.

Хорошая работоспособность в течение дня обеспечивается разнообразием видов деятельности и их чередованием. С физиологических позиций это объясняется способностью коры головного мозга одновременно работать и отдыхать. В каждый отдельный момент работает не вся ее поверхность, а отдельные участки, именно те, которые ведают данной деятельностью (поле оптимальной возбудимости). Остальные области коры в это время находятся в состоянии покоя. При изменении характера занятий поле оптимальной возбудимости перемещается и создаются условия для отдыха ранее функционировавших участков коры головного мозга.

Все физиологические процессы в организме, имея свой биологический ритм, подчиняются единому суточному ритму — смене дня и ночи. В течение суток активность и работоспособность ребенка не одинаковы. Их подъем отмечается от 8 до 12 ч и от 16 до 18 ч, а период минимальной работоспособности приходится на 14—16 ч. Не случайно поэтому занятия, вызывающие выраженное утомление детей, планируются в первую половину дня, в часы оптимальной работоспособности.

Работоспособность неоднозначна и на протяжении недели. В понедельник она невысока. Это можно объяснить адаптацией ребенка к режиму детского сада после двухдневного пребывания в домашних условиях, когда в большинстве случаев привычный режим существенно нарушается. Наилучшие показатели работоспособности отмечаются во вторник и среду, а начиная с четверга она вновь ухудшается, достигая самых низких характеристик в пятницу и субботу. Следовательно, к концу недели происходит постепенное и неуклонное нарастание утомления. В известной мере это обусловлено большой продолжительностью малоподвижного состояния детей, занятых спокойными играми, хозяйственнобытовым трудом, учебной работой. В общей сложности 75—80% времени пребывания в детском саду приходится на малоподвижную деятельность, между тем как ребенку присуща потребность в активных движениях. Увеличение двигательного компонента и рациональное (с учетом динамики работоспособности) распределение в течение недели занятий, особенно утомительных для детей, можно отнести к числу мер по предупреждению утомления.

Продолжительность отрезков бодрствования у дошкольников ограничивается 5—6 ч. Отсюда вытекает необходимость чередования бодрствования и сна.

Характеристика компонентов режима

Сон - это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстановление всех физиологических систем. Физиологическая потребность в сне детей раннего возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы.

Прогулки - наиболее эффективный вид отдыха, восстанавливающий сниженное в процессе деятельности функциональное состояние организма и работоспособность. Эффективность прогулок обусловлена повышенной оксигенацией крови, улучшением окислительных процессов и тканевого дыхания. Пребывание на воздухе - действенное средство закаливания организма, профилактика ультрафиолетовой недостаточности и гиподинамии.

Учебные занятия в раннем возрасте (первый, второй год) носят характер игры, продолжительность их составляет не более 10 мин. В дошкольном возрасте в режиме предусматриваются занятия по 20-30 мин, направленные на развитие речи, устный счет, т. е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков.
Игровая деятельность и отдых по собственному выбору способствуют формированию у детей положительных эмоций. Время игровой деятельности в суточном бюджете детей закономерно изменяется в связи с сокращением продолжительности дневного сна и удлинения периодов бодрствования.

. Приемы пищи, как и личная гигиена, являются обязательными компонентами режима детей любого возраста. Они воспитывают и развивают гигиенические культурные навыки, знания, умения, способствуют росту и развитию детей.

. Приучать детей выполнять режим дня необходимо с ранних лет, когда легче всего вырабатывается привычка к организованности и порядку, к систематическому труду и правильному отдыху с максимальным проведением его на свежем воздухе. Делать это необходимо постепенно, последовательно и ежедневно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: