Методика изучения исторических представлений, понятий, терминов




Понятия. Исторические понятия необходимы для объяснения и Систематизации фактов, осмысления других понятий. Методис­ты Л. А. Вагин, В.Г. Карцов, А.И. Стражев обращали внимание на постепенность овладения ведущими понятиями в результате обо­гащения и конкретизации их содержания. Процесс формирования понятий протекает эффективно, если выделенные учителем типические черты создаваемых образов осмысливаются учениками как признаки понятий. Подростки легче усваивают признаки тех понятий, которые можно представить наглядно. Лишь в дальнейшем они передают их содержание в более обобщенной форме.

Понятия могут усваиваться только в определенной последо­вательности: от наглядных представлений — к первоначальным понятиям, от менее сложных — к более сложным; от понятий,
допускающих широкую конкретизацию с помощью наглядного материала, — к понятиям, которые могут быть конкретизированы только через другие понятия. К приемам создания исторических представлений относятся описание содержания ис­торической картины, анализ события или факта, сюжетный рас­сказ, практические действия учеников (рисование, работа с плас­тилином, изготовление макетов).

Таким образом, в качестве первоначального определения учи­тель дает признаки определяемого понятия или называет его со­ставные части. Разъясняя сложное понятие «культура», учитель говорит о письменности, живописи, научных знаниях, не давая вначале определения этого понятия, поскольку оно требует теоре­тического осмысления, связи с обществоведческими знаниями и посильно лишь старшеклассникам. (Культура — это исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и спо­собностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими матери­альных и духовных ценностях.)

Понятия, усваиваемые в начале обучения исто­рии, являются первичными и находятся в тесной связи с пред­ставлениями. При воспроизведении этих понятий необходима опора на образы. Для определения понятия важно отобрать существенные при­знаки, иначе предмет перестанет быть самим собой. Важно из множества признаков изучаемого понятия выделять наиболее су­щественные. В.О. Пунский рекомендует ученикам следующую памятку по определению понятия: 1. Найди более общее (родовое) понятие. 2. Установи отличительный (видовой) признак. 3. Составь из этих элементов формулировку определения. В старших классах Е.И. Пометун и Ж.В. Кириази предлагают начинать формирование наиболее сложных исторических поня­тий с привыкания к ним учеников. Учитель вводит понятия в объяснение, не требуя от учеников их обязательного запомина­ния. Оперируя понятием в изложении материала, преподаватель передает его содержание, конкретизирует, давая учащийся воз­можность часто слышать понятие и вникать в его суть. Ко време­ни обязательного введения понятия в новое содержание ученики уже знакомы с ним, что обеспечивает успех его усвоения.

Термины. Формируемые понятия находят выражение в сло­вах-терминах. Термин — это то, что означает данное слово (его первоначальный смысл). Каждый новый термин требует раскры­тия содержания. Требуется специально продуманная система работы по переводу терминов из пассивного словаря ученика в активный. Термины объясняются по-разному. Так, если они обозначают предметы, то учитель просто демонстрирует их изображение. Или же, демонстрируя рисунки, дает пояснение происхождения назва­ний предметов, вооружения. Пример:

Часто учитель дает разъяснение этимологии слова. Так, рус­ское слово деревня возникло от слов деру, драть. Прежде чем строить дом, хозяйственные постройки, подготавливали участок земли, выдирая кусты и деревья. Слово горожанин произошло от слова город, церковно-славянское гражданин — от слова град. Географические названия, термины можно объяснять, переводя их на русский язык. Некоторые термины объясняются местом происхождения пред­метов. Возможно также объяснение слов с помощью сино­нимов: турнир — состязание. Иногда учитель обращается к фоне­тическим изменениям слова. Через слова-термины, свойственные данной эпохе, передаются ее эпические особенности. Рассказывая о битвах периода Древней Руси, учитель так характеризует вооружение русских воинов.

Сначала учитель знакомит учеников с происхождением слова-термина и лишь затем с его понятием.

Рассказав о структуре исторического материала и способах познания, остановимся на применении устного метода обучения при изложении фактического и теоретического материала.

 

67. Роль исторического краеведения.

В 20-е годы ХХ в. Стало активно развиваться историческое краевед., но особенно интерес к краеведению возник после того, как Р,Б. стала независимой.

Существует историческое краеведение, а также и биографическое.

Историческое краеведенье предназначено для того чтобы познакомить молодое поколение с историей своего края, посетить в своей местности знаменательные места, прикоснуться руками к сохранившейся материальной истории своего края.

Краеведение изучается на кружках и факультативах по истории.

Существует экспедиция «Наш край».

На Витебщ. Работает множество учителей-новаторов.

В Орше есть такой курс, как Оршеведение.

В Чашниках – «Чашниковедение».

В Витебском районе есть курс по изучению Вит. Рай. Пивовар Николай Васильевич из Лужеснянской гимназии.

Выходцева Ирина Николаевна из Мазоловской школы.

 

 

68 Умения учащихся и приемы учебной работы. Умения и методика их формирования Классификация умений и навыков в психолого-педагогичес­кой литературе. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки. Так, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лер-нер, Н.А. Лошкарева считают, что умение — это сознательное владениек аким-либо прием ом деятельности. УмеггиеГдоведенное до автоматизма, — это навык. Умения постепенно перерастают в навыки. Например, сначала появляется умение читать печатный текст, затем навык беглого чтения. Чтобы приобрести умение, надо знать способ деятельности, надо упражняться.

Другая точка зрения принадлежит психологу Е.Н. Кабановой-Меллер. Умением она считает владение знанием о способе деятель­ности, начальную ступень формирования навыка. Таким образом, различие в определениях ученых будет в соотношении умений и навыков, оценке их роли в развитии учащихся. Н.И. Запорожец считает, что умение — это подготовленность к сознательным, точ­ным действиям или способность сознательно достигать постав­ленной цели в изменяющейся обстановке.

Общие умения можно разделить на четыре группы. учебно -организацио нные (планирование деятельности, рацйо-
пальгюёГвыполнение заданий, самооценка, режим дня); речевые (письменные и устн ые) (умение отвечать на вопросы,
пересказывать текст, связно излагать, рецензировать); уч ебно-инфоум шм хонны е (работа с книгой (учебником, хресто­матией документов), справочниками, библиографией, каталогом); у чебно-интеллт шшшьные (мотивация деятельности, логическое осмысление и изложение информации, решение задач, восприя­тие и воспроизведение, самоконтроль). Все умения последней группы связаны с развитием мышле­ния учащихся и рассматриваются в теме «Приемы и средстваизложения теоретического содержания учебного историческогоматериала». Приемы учебной работы, по мнению П.В. Горы, это те спосо­бы, которыми она может быть выполнена и которые можно выра­зить в виде перечня действий с различным по характеру истори­ческим материалом. Перечень действий, составляющих приемы, дает общее направление, порядок выполнения работы. Приемы учебной работы выражены в словесно-письменных или графи­ческих действиях. Использование приемов можно видеть и слы­шать. Приемы учебной работы детерминируют соответствующие умственные действия: анализ, синтез, абстраги­рование, обобщение, сравнение учебного материала, приемы исто­рического воображения, запоминания. Методика формирования умений при обучении истории вклю­чает в себя четыре этапа 1. Формирование ориентировочной основы умения, предпола­гающей раскрытие сути мыслительной операции учителем. На этом этапе составляется план-памятка выполнения операции. 2. Первичное применение учащимися операции при самостоя­тельном выполнении заданий. 3. Тренировочные задания, углубляющие знания и навыки. 4. Применение умения по типу все более отдаленного переноса. Вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема, необходимого для составления срав-ной таблицы, плана ответа, разработки логической схемы. Узнав о последовательнос­ти действий, составляющих этот прием, они начинают работу по образцу под руководством учителя. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях, выполняя упражнения и решая задачи. В ре­зультате многократного повторения они усваивают все действия, сост-щие прием и после этого могут самостоятельно пере­носить усвоенные действия на новый материал и в иные усло­вия. Таким образом, вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием или первоисточником. Ученик должен прояв­лять инициативу в выполнении учебной задачи, находить новые способы ее решения, т.е. осуществлять перенос умения. Это озна­чает способность самостоятельно выполнять известный тип зада­ния в новых условиях, на новом учебном материале. Конкретные рекомендации по выработке специальных умений, связанных с обучением истории, даны в последующих темах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: