Церковь во имя Иоанна Предтечи и рыцарское кладбище в Санкт - Петербурге.




 

Церковь во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове. Адрес: СПб, Каменноостровский пр., д. 83. Примерно там, где на фотографии стоят люди и машина находилось кладбище мальтийских рыцарей.

История пребывания рыцарей Мальтийского ордена в Санкт – Петербурге тесно связана с одной из самых красивых на мой взгляд питерских церквей – церковью во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи на Каменном острове.

Эта церквушка была построена в 1778 году архитектором Юрием Матвеевичем Фельтеном по приказу будущего императора Павла Петровича, в то время имевшему свою резиденцию на Каменном острове. Цесаревич оказался оригинален в выборе художественных форм для своей церкви, — неоготическая стилизация под западноевропейскую капеллу. В общем единственная (или одна из немногих) «готическая» православная церковь (ну по крайней мере в СПб).

Церковь заложили 17 мая 1776 года и по окончании строительства освятили в память Рождества Иоанна Предтечи 24 июня 1778 года. Павел Петрович очень любил каменностровскую церквушку, неоднократно посещал её для молитвы и даже пел в хоре, уже будучи императором. Вместе с ним частенько в хоре пели и простые крестьяне и рабочие, жившие поблизости. И Государь одаривал их щедро серебряными рублями. Более подробно об истории и современности церкви можно почитать здесь.

27 октября 1798 года Государь император Павел Петрович стал Великим магистром Мальтийского ордена, а в 1799 году церковь Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове была передана рыцарям, перебравшимся с Мальты в Северную столицу России. В ней кавалеры ордена во имя Св. Иоанна Иерусалимского принимали присягу. В храме св. Иоанна Предтечи хранились дары, пожертвованные императором Павлом I: большой янтарный крест, кипарисовый крест, Дарохранительница и частицы Древа Креста Господня. А за церковью в том же году было устроено кладбище, на котором погребали умерших рыцарей. Из тех, кто нашёл свой покой на кавалерском кладбище по именам известны только командор Хиасинто де ла Хуссе и кавалергард Иоасиф Домат Глевени. К сожалению, в источниках мне не удалось найти каких – либо сведений об этих людях. Судя по именам и фамилиям – рыцари происходили из Италии, принадлежали к знатным аристократическим родам. Скорее всего, они были мужественные и закалённые в боях воины, участвовавшие во многих жестоких и кровопролитных битвах с североафриканскими и турецкими пиратами и скончавшиеся в Петербурге в преклонных годах.

После того, как Государь Павел I принял мученическую смерть, а на престол вступил его сын Александр, он стал понемногу избавляться от мальтийского наследства отца. Орден лишился пожалованных ему в Петербурге и пригородах зданий. И в том числе Иоанновской церкви. Было ликвидировано и кавалерское кладбище - глубокой ночью 18 августа 1807 года останки мальтийских рыцарей, кавалеров ордена Иоанна Иерусалимского перезахоронили на Смоленском кладбище. Место этого перезахоронения, как сообщается в архивных источниках «с четырёх сторон каналами отделённое», со временем затерялось [1]

 

[1] Г. В. Пирожков, А. В. Кобак, Ю. М. Пирютко. Исторические кладбища Санкт – Петербурга. – М.: Центр – полиграф, 2009. – стр. 300.

 

https://serg-slavorum.livejournal.com/65938.html

 

 

Из истории церкви, про Императоров:


Павел уделял большое внимание качеству и быстроте каменноостровского строительства. Ещё за год до постройки церкви он обратился к митрополиту Санкт-Петербургскому и Новгородскому Гавриилу с просьбой заранее определить в новый храм священника, "которого не столько знание, как поведение было хорошо и притом не навлекало бы стыда месту". Просьба была в точности удовлетворена. После освящения храма Павел часто посещал его, иногда сам поднимался на хор, и пел вместе с певчими. Заботами его о благолепии церковь была богато украшена в стиле того времени. Из путеводителя по Санкт-Петербургу 1839 года известно, что многие иконы были пожертвованы в неё из личного владения Павла I. "Вообще император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви. Все церковные сосуды (с изображением на некоторых начальной буквы его имени) устроены его благочестивым иждивением; многие одежды священные, его времени, были очень богаты, как можно видеть из оставших и доселе употребляемых."

От отделки интерьеров в наши дни ничего не сохранилось, но из описей, сделанных при ремонтах в 19-м веке, известно, что в храме находился "иконостас столярной работы вызолоченный", был устроен алтарь, поддерживаемый четырьмя колоннами и двумя пилонами, которые были выполнены в дереве, оштукатурены и вызолочены. Этот исторический алтарь в конце 50-х годов советского времени, по-видимому, был перенесён в храм во имя Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище, но без сени и серебряных риз на иконах. Имелись четыре изразцовые печи (при Павле I из синих изразцов, заменённых при ремонте в первой половине 19-го века белыми), дубовый наборный пол, готические стрельчатые окна. Стены церкви в одно время были окрашены под мрамор, в другое - оштукатурены в цвете и украшены орнаментом. Балкон на хорах имел ажурную решетку, - единственный элемент внутреннего убранства, сохранившийся до наших дней.

В храме была икона святых пророка Елисея и мучеников Адриана и Наталии, которой Екатерина II благословила великую княгиню Наталию Алексеевну в день бракосочетания с великим князем Павлом Петровичем в 1773 году. Древняя икона Господа Иисуса Христа, сидящего на престоле Славы, Иверская икона с изображениями архангелов Михаила и Гавриила и 12-ти апостолов на полях, крест янтарный, крест кипарисный - оба очень тонкой художественной работы, частица Животворящего Древа Господня, вложенного в серебряную оправу в виде креста, который, по преданию, император Павел I носил на своей груди, а также многие другие иконы и богослужебные сосуды, в окладах из золота, серебра, драгоценных ризах были некогда украшением храма.

При церкви имелась богатая библиотека. В течение 19-го столетия были сделаны ценные пожертвования прихожанами, в частности, на собранные средства в конце 19-го века был заказан "художнику первой степени по архитектуре Николаю Дмитриевичу Прокофьеву...престол из серебра" скульптурной работы. Таким образом, на всём протяжении 19-го века церковь постоянно благоукрашалась.

По свидетельству книги Пушкарёва "Описание Санкт-Петербурга" празднество храма совершалось в самый день Рождества Иоанна Предтечи - 24 июня (7 июля по новому стилю). "Торжественных крестных ходов при сей церкви не бывает. В праздники Богоявления, Преполовения и 1-го августа (14-го по новому стилю) происходит крестное хождение на реку Неву для освящения воды, после чего окропляется внутренность дворца. При сих крестных ходах иногда любили присутствовать частным образом императоры Павел I и Александр I. Император Павел I иногда прежде торжественного освящения воды при Зимнем Дворце изволил прежде присутствовать при освящении воды в праздник Богоявления на Каменном острове. Почему там была совершаема ранняя обедня и после нее крестный ход на воду в его присутствии.

...Случалось, что обедню певали вольноприходящие из крестьян и его величество не только не изволил пренебрегать сими певчими, но иногда изъявлял свое удовольствие, одаривая их серебряными рублями. Вообще, император Павел I очень любил быть в Каменноостровской церкви... Александр I также любил в Каменноостровской церкви изливать свои теплые молитвы". Таковы свидетельства современников.

С восшествием на престол Александра I Каменноостровский дворец становится любимой его резиденцией. В начальный период его царствования здесь собирается "Негласный комитет", обсуждаются проекты преобразования России. Александр I, как человек глубоко верующий, часто молился в церкви Рождества Иоанна Предтечи. В Отечественную войну 1812 года здесь ему была поднесена икона Толгской Божией Матери, которая сопровождала его во всех походах. В своём дворцовом кабинете 6 августа 1812 года император поручил М.И. Кутузову командование русской армией, и, надо думать, что великий полководец не уехал с Каменного острова, не испросив у Господа и Божией Матери помощи в столь трудный для Отечества и ответственный для него самого час. Весть о Бородинском сражении Александр I получил также в церкви, находясь на молитве.

 

https://www.predtecha.info/cerkov/istoriya/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: