Тактики воспитания детей в семье




Структура взаимоотношений в семье

1. Понятие о семье. Задачи семьи

2. Характеристика стилей семейного воспитания

3. Тактики воспитания детей в семье

Понятие о семье. Задачи семьи

Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого члена семьи.

Задачи семьи:

· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;

· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;

· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;

· научить детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;

· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».

Стиль семейного воспитания − наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного общения и взаимодействия.

На выбор стиля влияют:

— типытемпераментов родителей, их совместимость;

— традиции семей, в которых воспитывались сами родители;

— научно-педагогическая литература, которую читают родители;

— уровень образования родителей.

Стили семейного воспитания:

— попустительский;

— состязательный;

— рассудительный;

— предупредительный;

— контролирующий;

— сочувствующий;

— гармоничный

Характеристика стилей семейного воспитания

Попустительский стиль

—бесконтрольная свобода действий;

—главный метод воспитания – кнут и пряник;

—дети рано постигают науку выгоды.

В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.

Такие дети проявляют

—самоуверенность, граничащую с хамством;

—умение давать обещание и не выполнять его.

Родители всегда подчеркивают достоинства ребенка, а к недостаткам относятся с любовью и умилением.

Состязательный стиль

—родители ищут в действиях ребенка нечто необычное и выдающееся;

—активность ребенка поощряется не только морально, но и материально;

— родители сравнивают ребенка с другими и страдают, если сравнение не в его пользу;

—родители не обращают внимания на человеческие качества ребенка, защищая его от претензий и нападок со стороны.

В результате такого стиля воспитания формируется поисковый тип личности. Дети этого типа

Ø глубоко переживают свои промахи;

Ø могут быть очень дисциплинированными и инициативными;

Ø самоуверенны, высокомерны, эгоистичны, безразличны к интересам коллектива, сосредоточенны на демонстрации себя

Но взрослые могут помочь таким детям, открывая все лучшее, что заложено природой, развивая общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.

Рассудительный стиль

—полная свобода действий, возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок;

—исключение окриков и упреков, неиспользование принудительных мер и физических наказаний;

—помощь родителей в рекомендациях или советах;

—теплые и добрые взаимоотношения в семье

В результате такого стиля воспитания формируется сенситивный тип личности.

Дети с раннего возраста

Ø относятся уважительно к старшему поколению, потому что так поступают родители;

Ø за совершение плохого поступка родители не наказывают детей, а дают ему время на осознание, подходя к проблеме с позиции другого человека, втянутого в конфликт;

Ø иногда таким детям трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом

Предупредительный стиль

—постоянные внимания и опека;

—лишение активной деятельности ребенка;

—использование материального стимулирования для удержания под контролем

В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный тип личности.

Такие ребята

—безразличны к сверстникам, любят наушничать и могут предать товарища, если им это выгодно;

—при поддержке их в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно;

—легко вовлекаемы в различные компании, так как склонны к получению сиюминутных удовольствий;

—прагматичны и обязательно выполнят дело хорошо, если предполагают выгоду;

—дети адекватно оценивают свои способности, но если их что-то заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.

Контролирующий стиль

—свобода ребенка строго регламентируется и контролируется;

—активное использование методов наказания;

—нехватка родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.

В процессе контролирующего стиля воспитания формируется тревожный тип личности.

У таких детей

Ø возникают проблемы в обучении;

Ø мыслительная деятельность лишена самостоятельности

Ø боязнь сделать ошибку;

Ø неумение мыслить творчески, хотя обладают творческим потенциалом;

Ø не пытаются бороться за истину;

Ø высокий уровень тревожности.

Эти ребята угрюмы, подозрительны, склонны вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости, по отношению к другим иногда грубы, беспощадны.

Сочувствующий стиль

Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.

Ø ребенок предоставлен сам себе;

Ø рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность;

Ø в семье ребенка стараются оградить от проблем взрослых, но дети хорошо видят и понимают родителей, стараясь поддержать их.

Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный тип личности

Дети этого типа:

Ø чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир;

Ø они уделяют много внимания наблюдению за сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность;

Ø на уроках они застенчивы и неактивны, отвечают неуверенно, хотя могут все знать;

Ø одним из недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.

Гармоничный стиль

Гармоничный стиль семейного воспитания формирует гармоничный тип личности. В таких семьях:

Ø ребенок воспитывается в теплой и дружественной атмосфере;

Ø родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются;

Ø это формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания:

Ø показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки;

Ø всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят скрыть ее, то никогда не проговорятся;

Ø умеют верно дружить;

Ø для таких учащихся значимы любые уроки;

Ø активны на всех уроках, проявляя себя, привнося что-то новое;

Ø рано проявляют чувство самоконтроля и волевые качества.

Им свойственны уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, вежливость, реальная оценка своих возможностей.

Тактики воспитания детей в семье

В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.

Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

Опека в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

По сути, диктат и опека родителей – явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

Конфронтация. Вражда, война привычны в этой семье. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.

Четвертый тип тактики семьи − мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями.

Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществованием с ним.

Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.

Сотрудничество − оптимальный вид тактики семейного воспитания. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста.

Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучастия, которая цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться – форма проявления соучастия и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: