Структура взаимоотношений в семье
1. Понятие о семье. Задачи семьи
2. Характеристика стилей семейного воспитания
3. Тактики воспитания детей в семье
Понятие о семье. Задачи семьи
Семья – это социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого члена семьи.
Задачи семьи:
· создать максимальные условия для роста и развития ребенка;
· стать социально-экономической и психологической защитой ребенка;
· передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим;
· научить детей полезным прикладным умениям и навыкам, направленным на самообслуживание и помощь близким;
· воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «Я».
Стиль семейного воспитания − наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного общения и взаимодействия.
На выбор стиля влияют:
типытемпераментов родителей, их совместимость;
традиции семей, в которых воспитывались сами родители;
научно-педагогическая литература, которую читают родители;
уровень образования родителей.
Стили семейного воспитания:
попустительский;
состязательный;
рассудительный;
предупредительный;
контролирующий;
сочувствующий;
гармоничный
Характеристика стилей семейного воспитания
Попустительский стиль
бесконтрольная свобода действий;
главный метод воспитания – кнут и пряник;
дети рано постигают науку выгоды.
В результате такого воспитания формируется конформный социально-психологический тип личности.
Такие дети проявляют
самоуверенность, граничащую с хамством;
умение давать обещание и не выполнять его.
Родители всегда подчеркивают достоинства ребенка, а к недостаткам относятся с любовью и умилением.
Состязательный стиль
родители ищут в действиях ребенка нечто необычное и выдающееся;
активность ребенка поощряется не только морально, но и материально;
родители сравнивают ребенка с другими и страдают, если сравнение не в его пользу;
родители не обращают внимания на человеческие качества ребенка, защищая его от претензий и нападок со стороны.
В результате такого стиля воспитания формируется поисковый тип личности. Дети этого типа
Ø глубоко переживают свои промахи;
Ø могут быть очень дисциплинированными и инициативными;
Ø самоуверенны, высокомерны, эгоистичны, безразличны к интересам коллектива, сосредоточенны на демонстрации себя
Но взрослые могут помочь таким детям, открывая все лучшее, что заложено природой, развивая общительность, интеллект, уверенность в себе, самоконтроль и добросовестность.
Рассудительный стиль
полная свобода действий, возможность приобретать личный опыт путем собственных проб и ошибок;
исключение окриков и упреков, неиспользование принудительных мер и физических наказаний;
помощь родителей в рекомендациях или советах;
теплые и добрые взаимоотношения в семье
В результате такого стиля воспитания формируется сенситивный тип личности.
Дети с раннего возраста
Ø относятся уважительно к старшему поколению, потому что так поступают родители;
Ø за совершение плохого поступка родители не наказывают детей, а дают ему время на осознание, подходя к проблеме с позиции другого человека, втянутого в конфликт;
Ø иногда таким детям трудно приспосабливаться к школе и к учителям, если педагоги придерживаются авторитарного стиля управления детским коллективом
Предупредительный стиль
постоянные внимания и опека;
лишение активной деятельности ребенка;
использование материального стимулирования для удержания под контролем
В процессе предупредительного стиля семейного воспитания формируется инфантильный тип личности.
Такие ребята
безразличны к сверстникам, любят наушничать и могут предать товарища, если им это выгодно;
при поддержке их в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их поддержал, и верят ему во всем, и могут подчиняться беспрекословно;
легко вовлекаемы в различные компании, так как склонны к получению сиюминутных удовольствий;
прагматичны и обязательно выполнят дело хорошо, если предполагают выгоду;
дети адекватно оценивают свои способности, но если их что-то заинтересует, будут этим заниматься с удовольствием и кропотливо.
Контролирующий стиль
свобода ребенка строго регламентируется и контролируется;
активное использование методов наказания;
нехватка родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки.
В процессе контролирующего стиля воспитания формируется тревожный тип личности.
У таких детей
Ø возникают проблемы в обучении;
Ø мыслительная деятельность лишена самостоятельности
Ø боязнь сделать ошибку;
Ø неумение мыслить творчески, хотя обладают творческим потенциалом;
Ø не пытаются бороться за истину;
Ø высокий уровень тревожности.
Эти ребята угрюмы, подозрительны, склонны вступлению в конфликтную ситуацию, даже если в этом нет необходимости, по отношению к другим иногда грубы, беспощадны.
Сочувствующий стиль
Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
Ø ребенок предоставлен сам себе;
Ø рано включается во взрослую жизнь и трудовую деятельность;
Ø в семье ребенка стараются оградить от проблем взрослых, но дети хорошо видят и понимают родителей, стараясь поддержать их.
Сочувствующий стиль семейного воспитания формирует интровертированный тип личности
Дети этого типа:
Ø чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний мир;
Ø они уделяют много внимания наблюдению за сверстниками и взрослыми людьми, что формирует у них организованность и ответственность;
Ø на уроках они застенчивы и неактивны, отвечают неуверенно, хотя могут все знать;
Ø одним из недостатков детей этого типа является отсутствие инициативы, они не умеют постоять за себя, могут терпеть поражение в конфликтной ситуации.
Гармоничный стиль
Гармоничный стиль семейного воспитания формирует гармоничный тип личности. В таких семьях:
Ø ребенок воспитывается в теплой и дружественной атмосфере;
Ø родители уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются;
Ø это формирует собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.
Дети такого стиля воспитания:
Ø показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки;
Ø всегда говорят правду, а если по каким-то причинам хотят скрыть ее, то никогда не проговорятся;
Ø умеют верно дружить;
Ø для таких учащихся значимы любые уроки;
Ø активны на всех уроках, проявляя себя, привнося что-то новое;
Ø рано проявляют чувство самоконтроля и волевые качества.
Им свойственны уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, вежливость, реальная оценка своих возможностей.
Тактики воспитания детей в семье
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Могут быть выделены четыре тактики воспитания в семье и отвечающие им четыре типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, опека, «невмешательство» и сотрудничество.
Диктат в семье проявляется в систематическом подавлении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.
Опека в семье – это система отношений, при которой родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
По сути, диктат и опека родителей – явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Разумеется, диктат предполагает насилие, приказ, жесткий авторитаризм, а опека – заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.
Конфронтация. Вражда, война привычны в этой семье. Трудно рассчитывать на то, что здесь между поколениями наступит мир. Раздражение накапливается, растут взаимные обиды, постоянная конфронтация заставляет стороны подмечать и утрировать слабости друг друга. Возникает злорадство по поводу неудач, неприятностей, которые выпадают на долю другого.
Четвертый тип тактики семьи − мирное сосуществование с позиций невмешательства. Здесь все выглядит вполне благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи. Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль деятельности. Семья как центр притяжения, как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями.
Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей, которые уклоняются от активного вмешательства в жизнь и судьбу ребенка или подростка, предпочитая комфортное и не требующее душевных затрат сосуществованием с ним.
Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредствованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями.
Сотрудничество − оптимальный вид тактики семейного воспитания. Именно в ситуации сотрудничества преодолевается индивидуализм ребенка, формируются черты коллективиста.
Гармония семейных отношений предполагает взаимность в проявлении соучастия, которая цементирует взаимосвязь поколений в семье, не оставляет места равнодушию, черствости, эгоизму. Отзывчивость при бедах и затруднениях, стремление немедленно откликнуться – форма проявления соучастия и свидетельство готовности к сотрудничеству и поддержке.