Клинический случай: " Перекрестный прикус".
Ситуационная задача: Вы - врач стоматолог - ортодонт. К Вам на консультацию направлен пациент 14 лет с жалобами на неполноценное жевание, эстетический дефект, неправильное смыкание зубов в боковом отделе зубных дуг.
Конечный результат ( outcomes):
-проведение опроса, физикальный осмотр пациента для регистрации стоматологического статуса;
- клиническая диагностика перекрестного прикуса;
- специальные методы исследования;
-дифференциальная диагностика и обоснование окончательного диагноза;
- составление плана лечебно-профилактических мероприятий;
- оказание ортодонтической помощи при перекрестном прикусе пациенту 14 лет;
- тактика ведения пациента с перекрестным прикусом в 14 лет.
Оснащение симуляции:
1. Листок с заданием, сценарий для волонтёра (пациента, критерии оценки шагов)
2. Перчатки латексные, маска.
3. Одноразовый стоматологический набор для обследования полости рта пациента.
4.Ортопантомограмма. 5. Штангенциркуль для измерения моделей.
1. актёр – пациент; 2. актёры - мед. сестра, помощник врача
Текст сценария для стандартизированного актёра (пациента) и описание его роли.
Жалобы: на неправильные контакты зубов в боковых отделах зубных дуг.
Суть вопроса | Формулировка вопроса для актёра | Ответ |
1. Уточнить начало заболевания. | Когда обратили внимание на не эстетический дефект, неполноценное жевание, неправильное смыкание зубов в боковом отделе зубных дуг? | 3 года назад, но не придали особого значения, так как думали, что постепенно смыкание зубов нормализуется |
2. Уточнить время появления первых признаков эстетического дефекта, проведенное ортодонтическое лечение. | В каком возрасте усилился эстетический дефект, как он проявился, проводилось ли ортодонтическое лечение? | В 11-13 лет, появилась асимметрия лица, ортодонтическое лечение ранее не проводилось |
3. Причина неправильного смыкания зубов, симптомы неправильного жевания. | Какова причина одностороннего жевания, на что жалуется подросток при жевании пищи? | Подросток привык жевать на правой стороне во время смены зубов, при жевании пищи на левой стороне подросток ощущает неудобста, пища не прожёвывается полностью. |
4. Уточнить какие принимались меры | Пытались ли родители самостоятельно устранить жевание на одной стороне? | Пытались контролировать ребёнка,но не было времени, так как целый день на работе |
5.Уточнить к каким специалистам обращались | Обращались ли родители к стоматологу, какому специалисту? | Обращались к семейному стоматологу терапевту. Он направил к ортодонту. |
6. Уточнить причину нынешнего обращения за помощью. | Почему именно сейчас Вы с ребёнком обратились к врачу ортодонту? | Ребёнок повзрослел, стал обращать внимание на внешний вид, сверстники подсказали обратиться к ортодонту. |
Anamnes morbi: Обратили внимание на одностороннее жевание пищи 3 года назад. С возрастом не эстетический вид лица стал более заметен из-за жевания на правой стороне. Из-за не качественного прожёвывания пищи появились боли в эпигастральной области. Врач подросткового кабинета направил на консультацию к ортодонту.
Anamnes vitae: Ребёнок от первой беременности. Беременность протекала нормально. Кормление естественное. Зубы прорезывались своевременно, но было раннее удаление временных зубов. На диспансерном учёте состоит у гастроэнтеролога..
Status presents: физически развит по возрасту, вес, рост соответствуют норме. Коммуникабельный, любознательный, осознаёт необходимость ортодонтического лечения.
Status locales: при внешнем осмотре определяется прямая осанка, кожные покровы чистые, профиль прямой, лицо асимметричное. Дыхание носовое, речь внятная, глотание спокойное. Осмотр полости рта: прикрепление уздечки верхней губы Уздечка языка в норме. Слизистая пародонта в области боковых зубов гиперемирована отечна. Зубная формула соответствует возрасту. При смыкании зубных рядов в привычной окклюзии наблюдается в переднем отделе смещение 1,5 мм, в боковых отделах слева щечные бугры нижних зубов перекрывают бугры верхних моляров.
Предварительный диагноз:
Буккальный перекрестный прикус.
План обследования:
1. Снятие полных анатомических оттисков с верхней и нижней челюсти.
2. Изготовление диагностических моделей.
3. Измерение ширины зубного ряда и длины переднего отрезка зубного ряда на диагностических моделях.
4. Антропометрическое исследование: определение формы профиля лица, высоты нижней трети лица.
5. Ортопантомография и интерпретация полученных результатов.
План ортодонтического лечения.
1. Санация полости рта и гигиеническое обучение по уходу за полостью рта и ортодонтическим аппаратом.
2. Рекомендовано разжевывание твердой пищи на обеих сторонах челюсти
3. Избирательная пришлифовка блокирущих бугров как молочных так и постоянных зубов.
4. Назначить миогимнастические процедуры.
5. Ортодонтическое аппаратурное лечение: применение функциональных, механически действующих и комбинированных аппаратов: базисные пластинки на верхнюю и нижнюю челюсти, с окклюзионными накладками на боковые зубы, ретракционной дугой; расширяющие пластинки на верхнюю челюсть, с секторальным распилом и окклюзионными накладками на боковые зубы. Аппарат Андрезена Гойпля
5. Ретенционный этап и прогноз результата ортодонтического лечения..