Возрастная специфика становления чувства уважения к родителям




 

В последнее время изучение детского отношения к родителям становится все более актуальным. В области наших научных интересов, в первую очередь, лежит чувство уважения к родителям, рассматриваемое как осознанное самостоятельное чувство, основанное на рациональном признании особых качеств родителя. Заслуженное уважение – это чувство, базирующееся на наличии у родителя ценных качеств и свойств (высокий социальный и материальный статус, ценные личные качества и т.д.). Заслуженное уважение формируется в результате оценивания ребенком своего родителя как достойного уважения [5]. Заслуженное уважение необходимо отличать от другого психологического феномена, который также в русском языке может называться «уважение». Предписанное уважение – чувство, базирующееся на принятии нормы отношения, сложившейся в культуре. Оно формируется в результате усвоения ребенком транслируемого в культуре представления об особой позиции взрослого («Уважение к родителям – долг детей»).

Вслед за рядом авторов, такими как А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, мы дифференцируем любовь к родителю (как иррациональное личностное начало) и уважение (как рациональное предметное начало).

Цель данной работы заключается в поиске возрастного периода, когда ребенок начинает испытывать чувство уважения к родителям, и возрастной специфики развития данного чувства.

Януш Корчак не указывал возрастных рамок становления у детей уважения к взрослым, но подмечал, что долгое время из-за нехватки опыта ребенок не уважает никого и/или только делает вид, что уважает. После же наступления пубертата уважение к взрослым меняется на презрение, насмешки, унижения [6]. Э. Берн считал, что уважение «это еще одно отношение на уровне Взрослый – Взрослый (терминология трансакционного анализа)» [1, с. 18]. Оно основано на надежности, обязательствах и доверии, и «начинается очень рано в детстве, если оно вообще когда-нибудь начинается» [1, с. 18]. Данные, полученные Д.И. Фельдштейном, свидетельствуют о том, что восьмиклассники уже в состоянии испытывать полноценное уважение к взрослым [8]. Л.И. Божович также указывает на то, что уважение формируется где-то в школьные годы [2]. О.А. Карабанова, говоря об авторитетности родителя (понятии отчасти схожем с «уважаемостью» родителя), также упоминает именно подростковый возраст [4].

В целом, многие авторы сходятся во мнении, что истоки уважения надо искать в подростковом возрасте. Для своего исследования мы выбрали именно этот возрастной диапазон, исходя не только из тех выводов, к которым мы пришли в ходе анализа теоретических представлений педагогов и психологов по этому вопросу, но, опираясь, на представления о специфике подросткового возраста. В подростковом возрасте родители становятся объектом не только любви, но и оценивания, поскольку развитие самосознания, появление чувства взрослости, формирование собственной системы ценностей происходят в процессе сравнения себя с другими, попытками отделить себя от других, а иногда и противопоставить.

К тому же важнейшими задачами развития подросткового и юношеского возраста являются автономизация и достижение эмоциональной дифференцированности личности в семье, процесс перестройки детско-родительских отношений на качественно иной основе как отношений взаимного уважения и равноправия (Р. Хевигхерст) [9]. Поэтому мы полагаем, что именно в подростковом возрасте у детей формируется уважительное или неуважительное отношение к родителям. А так как развитое самосознание и рефлексия появляются лишь к середине подросткового возраста, то мы выдвигаем гипотезу, что и осознанное чувство уважения к родителям появится тогда же. До этого оно будет слито с чувством любви/эмоционального принятия.

Задачи исследования:

1. Выявление представлений подростков разных возрастных групп об уважении к родителям.

2. Изучение связи степени уважения родителей с возрастом подростков.

3. Выявление возраста дифференцировки любви и уважения.

Нами было проведено эмпирическое исследование чувства уважения к родителям на базе лицея № 1571 г. и школы № 132 г. Москвы. Выборка составила 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет. В целях выявления динамики становления чувства уважения мы решили рассматривать подростковый возраст как неоднородный и выделили группы младших подростков в возрасте от 12 до 14 лет (124 человека) и старших – в возрасте от 15 до 17 лет (94 человека). В качестве методик исследования были использованы тест-опросник «Подростки о родителях» (ПоР), авторский опросник «Уважение» и сочинение «Мои родители».

В первую очередь в ходе нашего исследования мы задались вопросом, как сами подростки понимают «уважение». Диагностичными в этом отношении оказались результаты обследования 149 подростков (89 младших подростков и 60 старших), проанализировав которые мы выяснили, что 40 % подростков стоят на позициях заслуженного уважения (37 % младших и 43,3 % старших), 34 % подростков – на позициях предписанного (30 % младших и 40 % старших), еще 26 % соглашаются с высказываниями про оба вида уважения (32,6 % младших и 16,7 % старших), т.е. обладают смешанным представлением. Т.о., мы видим, что с возрастом резко снижается количество детей, которые не определились в этом отношении, кроме того увеличивается количество подростков, считающих, что уважать следует за что-то определенное. Можно сделать заключение, что представления старших подростков о том, что такое уважение, являются более осознанными, зрелыми.

Для верификации гипотезы о том, что осознанное, дифференцированное от эмоциональной привязанности отношение уважения собственных родителей возникает лишь в старшем подростковом периоде (15–17 лет), необходимо доказать, что у старших подростков шкала любви менее связана со шкалами уважения, чем у младших. Сравнение коэффициентов корреляции Спирмена отдельно по выборкам младших и старших подростков показало, что при переходе от младшего подросткового возраста к старшему связь любви и с заслуженным, и с предписанным уважением несколько снижается.

Для окончательной квалификации выше приведенной гипотезы было решено использовать процедуру однофакторного дисперсионного анализа, где в качестве зависимых переменных выступали сначала результаты оценивания заслуженного и предписанного уважения (стандартные баллы по соответствующим шкалам из методики «Уважение») младшими подростками, а затем – старшими. В качестве фиксированного фактора брались оценки испытываемой к родителю любви, полученные из анализа проективных сочинений «Мои родители». Приведем и проанализируем полученные результаты.

В случае с младшими подростками степень любви, испытываемой к родителю, связана (ρ≤0,05) с заслуженным уважением. Чем больше подросток любит своего родителя, тем выше вероятность того, что он будет испытывать чувство заслуженного уважения в его отношении. Связь уровня предписанного уважения и любви незначима.

В случае же со старшими подростками, наоборот, мы видим, что степень испытываемой любви перестает быть связанной с оценкой заслуженного уважения, зато такая связь обнаруживается с показателем предписанного уважения. Таким образом, можно сделать однозначный вывод о том, что при переходе от младшего подросткового возраста к старшему связь чувства любви с испытываемым чувством заслуженного уважения снижается, тогда как в отношении испытываемого чувства предписанного уважения – растет.

Возможно, что причиной связи любви с чувством предписанного уважения к родителям в старшем подростковом возрасте является начало общей перестройки детско-родительских отношений, изменение самого представления ребенка о том, что значит любить родителя.

Далее перед нами стояла задача, выяснить, зависят ли степени заслуженного и предписанного уважения к родителям (отцу и матери по отдельности) от возраста подростка. Были получены следующие результаты: уровень выраженности заслуженного и предписанного уважения у младших подростков и по отношению к матери, и по отношению к отцу несколько выше, чем у старших.

Сразу хотим подметить, что графики частотного распределения оценок матери и отца по шкале предписанного уважения оказались идентичны друг другу. Это свидетельствует о всеобщности оценивания родителей по данному показателю: если подросток принимает факт долженствования уважения к родителям, то и различия между ними он делать не будет. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена между оцениванием матери и отца по шкале предписанного уважения равен 0,837 (ρ≤0,01). Графики распределения оценок матери и отца по шкале заслуженного уважения друг от друга отличаются, что свидетельствует об индивидуализации представлений в случае с заслуженным уважением.

В целях выделения динамики становления уважения, мы решили проанализировать полученные результаты более детально и выдвинули гипотезу, что между выборками 12, 13, 14, 15, 16 и 17-летних подростков существуют неслучайные различия по уровням заслуженного и предписанного уважения. Эта гипотеза проверялась при помощи непараметрического Н - критерия Краскела-Уоллеса. Восприятие и оценка предписанного уважения к родителям меняются в зависимости от возраста (Хи-квадрат=36,11, ρ≤0,05). Однофакторный дисперсионный анализ дал те же результаты. Чтобы понять, респонденты какой возрастной группы характеризуются наибольшим уважением к своим родителям, были рассчитаны средние ранги баллов по шкалам для всех возрастных групп. Выяснилось, что в 15 лет резко падает уровень предписанного уважения, росший до этого. Преодолев рубеж 15 лет, он начинает резко расти. По-видимому, у обследованной нами выборки пик подросткового кризиса пришелся на возраст 15 лет, что подтверждается и другими результатами, полученными в ходе стандартизации методики «Уважение». Подростки в 15 лет отрицают постулат о необходимости уважения к родителям.

Показатели заслуженного уважения с возрастом незначительно снижаются, что, скорее всего, связано с дифференциацией двух анализируемых систем отношений – любви и заслуженного уважения, повышением степени осознания критериев для выработки уважительного отношения.

Т.о., мы пришли к следующим выводам в отношении возрастной специфики чувства уважения к родителям:

· Представления старших подростков о том, что такое уважение, являются более осознанными, зрелыми, чем у младших.

· К старшему подростковому возрасту происходит дифференциация чувства заслуженного уважения от эмоционального принятия. Заслуженное уважение становится самостоятельным не связанным с чувством любви. Предписанное же уважение, наоборот, приобретает связь с чувством любви.

· Восприятие и оценка собственного уважения к родителям меняется у подростков на протяжении возрастного периода: уровень заслуженного уважения к родителям монотонно снижается с возрастом, уровень предписанного, резко падая в 15 лет, затем отыгрывает свои позиции, что может являться свидетельством прохождения кризисного периода.

· И для старших (15–17 лет), и для младших (12–14 лет) подростков величина испытываемого предписанного уважения и к отцу, и к матери практически одинакова. В случае заслуженного уважения происходит большая индивидуализация представлений подростков, но эти различия не достигают уровня статистической значимости.

 

Список литературы

1. Берн Э. Секс в человеческой жизни. М.: Моск. кадровый центр, 1990. – 110 с.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 2001.

3. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1992.

4. Карабанова О.А. Образ детско-родительских отношений у современных российских психологов // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи». М., 2005.

5. Коновалова А.М. Отношение подростков к родителям: уважение, любовь, признание авторитета // жур. Семейная психология и семейная терапия. 2009. № 4. С. 100–114.

6. Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1980.

7. Спиваковская А.С. Как быть родителем. М., 1995.

8. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста // Хестоматия по возрастной психологии. М., 1996.

9. Havighurst R.J. Developmental tasks and education. N.Y., 1967.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: