Методы исследования экономических наук.




ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД И СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

ПЛАН

 

1. Предмет и объект изучения.

2. Методы исследования экономических наук.

 

Литература

 

1) Под ред. Волкова О.И. Экономика фирмы: учебник. М.: ИНФРА-М, 2000

2) Под ред. Волкова О.И. Экономика предприятия (фирмы): учебник. М.: ИНФРА-М, 2002

3) Под ред. Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. Экономика предприятия: Учебник, М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

4) Под ред. Сафронова Н.А. Экономика организации (предприятия): учебник, М.: Экономистъ, 2007.

5) Под ред. Хрипач В.Я. Экономика предприятия: уч. Пособие. Минск, 2000

6) Под ред. Кантора Е.Л. Экономика предприятия: учебник. СПб: Питер, 2002

7) Мокий М.С. Экономика предприятия: уч. Пособие. М.:2000

8) Зайцев Н.Л. Экономика, организация и управление предприятием: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2005.- 491с.

9) Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 528с.

10) Грибов В.Д. Экономика предприятии (фирмы). Учебник. М.:ИНФРА-М, 2006.

11) Под ред. Минакова И.А. Экономика сельскохозяйственного предприятия (сельского хозяйства): учебник (учебное пособие). М. КолосС, 2002,2003,2004.

12) Коваленко Н.Я. Экономика сельского хозяйства с основами аграрных рынков. Курс лекций. М.ТАНДЕМ, 1999,2000

13) Под ред. Кузнецова В.В. Экономика сельского хозяйства: уч. Пособие. Ростов н/Д, 2004.

14) Грузинов. В.П., Грибов В.Д. экономика предприятия. Уч. Пособие. М.: Фин. и статистика, 2001.

15) Слепнева Т.А. Экономика предприятия: учебник. М.:ИНФРА-М, 2006.

16) Абрютина М.С. Экономика предприятии: Учебник. М.: Дело и Сервис, 2004.

17) Баскакова О.В. Экономика организаций (предприятий): уч. Пособие. М.: Дашков и К, 2005.

Предмет и объект изучения.

Термин «Экономика» - греческого происхождения. В древности слово означало «искусство вести домашнее хозяйство».

В наши дни этот термин трактуют широко в разных аспектах. Но все они сводятся примерно к следующему определению:

ЭКОНОМИКА – это совокупность общественных отношений, в которые вступают субъекты в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.

Или другой вариант

 

ЭКОНОМИКА – это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук.

Экономика – это наука, которая в зависимости от объекта исследования и способа подхода к нему делится на макроэкономику, микроэкономику, экономику отраслей и экономику предприятий.

Макроэкономика - изучает экономические процессы и показатели на уровне страны в целом: экономический рост, ВНП, НД, инфляцию, безработицу, занятость, формирование и использование гос. бюджета и др. макроэкономические процессы.

Микроэкономика – изучает относительно маломасштабные экономические процессы, происходящие с отдельными экономическими субъектами (фирмами, предприятиями, организациями, отдельными предпринимателями; раскрывает основные принципы функционирования рыночной экономики на уровне отдельного товаропроизводителя. Это механизмы спроса и предложения, установления цены на товар, определение объема выпуска продукции в различных рыночных структурах, оптимальное использование производственных ресурсов для максимизации прибыли и др.

Экономика отраслей и экономика предприятий – это специфические науки прикладного характера.

Потребности выступают движущей силой экономики, изменяясь под влиянием внешних воздействий. Изменяясь, они рождают новые потребности под влиянием развития техники, людей и рекламы. Каждый раз необходимо решать, какие средства могут быть использованы и на удовлетворение каких потребностей. Для того, чтобы разрешить данные проблемы и принять решения об удовлетворения очередных потребностей организуется хозяйственная деятельность организации (предприятия).

Несмотря на то, что конечной целью экономической жизни является потребление, но важнейшей сферой экономики является производство, так как именно оно порождает товарную массу и без его развития не может быть никакого рынка.

Поэтому предметом изучения в курсе «Экономика организации (предприятия)» являются производство, описание и объяснение всей хозяйственной деятельности предприятия.

Всякое предприятие не существует само по себе, а связано с экономикой в целом, во-первых, через рынок производственных факторов, а во-вторых, через рынок сбыта. Поэтому экономика организации (предприятия) должна исследовать также отношения отдельных предприятий с другими хозяйственными единицами, с рынком. При этом она рассматривает хозяйственный процесс как в целом, так и с точки зрения интересов отдельного предприятия.

Экономика предприятия тесно связана с микро- и макроэкономикой, но не тождественна им. Так, микроэкономический анализ исходит не из отдельного предприятия или организации, а из влияния рынка на отдельное предприятие и не является исследованием экономики и организации производства на уровне предприятия. Микроэкономический анализ рассматривает обе стороны рынка: предложение и спрос. Но с позиции экономики предприятия спрос рассматривается как заданная величина.

С другой стороны, то, что составляет проблемы макроэкономики, например, образование цен на факторы производства, распределение национального дохода и т.д., для экономики предприятия есть заданная величина, которую она учитывает. Любые перемены в национальной экономике, например, изменение доходов населения, технический прогресс, ведут к изменениям ситуации на предприятии.

Таким образом, экономика организации (предприятия) представляет собой самостоятельную экономическую дисциплину, предметом изучения которой является деятельность предприятия, процесс разработки и принятия хозяйственных решений.

Предприятие функционирует в определенной предпринимательской среде, которая оказывает влияние на всю его деятельность.

Предпринимательская среда характеризуется сложившейся экономической и политической обстановкой, правовой, социально-культурной, технологической, географической средой, экологической ситуацией, а также состоянием институциональной и информационной систем.

Предприятие в своей деятельности занимается не только хозяйственными проблемами, но и техническими, правовыми, социальными, психологическими, физиологическими и этическими вопросами. Это области изучения различных социальных наук и специальных экономических дисциплин, результаты и выводы которых необходимо учитывать при организации и осуществления деятельности предприятия.

Содержание курса проявляется в тех объектах, изучением которых занимается данная наука.

Объектами изучения экономики предприятия являются:

1 - типы производства; организация производственного процесса;

2 – структура предприятия, организация процесса управления;

3 – стратегия развития предприятия; планирование деятельности;

4 – формирование и использование производственных ресурсов, капитала и доходов.

5 - кадры предприятия; организация и оплата труда;

6 – издержки производства; ценовая политика;

7 – финансовые ресурсы, эффективность деятельности;

8 – инновационная и инвестиционная деятельность;

И др. объекты.

Основными объектами изучения являются производственная деятельность предприятия, механизмы формирования и использования основных факторов производства и экономических ресурсов предприятия.

 

 

Методы исследования экономических наук.

Экономика организации (предприятия), как и любая другая наука, имеет особые методы исследования и изложения.

Экономическое исследование – это сложный процесс, включающий обоснование темы, формулировку целей и задач, гипотез, выбор объектов анализа, составление программы, накопление и исследование фактов, их теоретическое обобщение, разработка мер по использованию результатов на практике.

В основе любого исследования лежит методология.

Методология науки – это учение о принципах построения, формах и способах познания.

Методология базируется на определенном наборе методов.

В науке метод определяет содержание и последовательность научных исследований, изложения и использования их результатов. Экономические науки для познания исследуемых явлений используют 2 группы методов:

1 – общенаучные

2 – специфические.

 

К общенаучным методам (используемым в любой науке) относят:

 

1) Диалектический метод (диалектика) – способ познания, предполагающий, что явления рассматриваются в непрерывном движении, изменении, противоречии, единстве и борьбе противоположностей, в многообразии их форм.

2) Метод научной абстракции – состоит в отвлечении в процессе познания (изучения) от внешних явлений, несущественных сторон и выделении общих наиболее существенных признаком. Абстрагирование позволяет понять глубже суть явлений.

Например, закон спроса анализирует только взаимосвязь между спросом и ценой на товар при абстрагировании от других экономических условий – ценовой политики государства, действий конкурентов и др.

 

3) Метод индукции – связан с получением общего вывода на основе единичных фактов или случаев, т.е. с ходом мысли от частного к общему, от отдельных фактов к обобщениям (теории).

4) Метод дедукции – это обратный переход (логическое умозаключение) от общего к частному и единичному или частные положения логически выводятся из общих положений (из аксиом, постулатов, правил, законов).

Путем методов индукции и дедукции можно выдвигать различные гипотезы, кот. Являются научными предположениями.

5) Метод сравнительного анализа – сопоставление частных или обобщающих экономических показателей с целью выявления наилучших результатов.

6) Экспериментальный метод – основной в естественных науках, но широко применяется для изучения экономических явлений.

Эксперимент позволяет оценить влияние отдельных факторов на изучаемое явление, выявить закономерности развития, проверить истинность гипотез (формы оплаты труда, арендного подряда, хозяйственного коммерческого расчета и др.).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: