Церковно-славянский язык




Вопросы и задания

1. Объяснить значение терминов: индоевропейский язык, праславянский язык, старославянский язык, церковно-славянский язык. Определить хронологические и географические границы.

2. Какова диалектная основа старославянского языка? Как решается вопрос о происхождении славянских азбук.

3. Какова просветительская и переводческая деятельность Мефодия и Константина в Моравии? Перечислить и охарактеризовать основные школы в Первом Болгарском царстве X–XI вв.

4. Дать характеристику кириллической азбуке, обращая внимание на следующие вопросы:

а) какие буквы в кириллице были греческого, а какие собственно славянского происхождения?;

б) сколько букв для обозначения гласных и согласных фонем? Перечислите их;

в) какие буквы передавали одинаковые звуки?

г) какую дополнительную функцию выполняли буквы кириллицы?

5. В чем заключается особенность гласных ъ и ь в системе старославянского языка? Что такое сильная и слабая позиция?

6. Прочитать следующий текст. Каковы основные правила чтения редуцированных и юсов?

всhкъ iже слъишiтъ словеса моh i творiтъ h qподобл\ и м@жю м@дрq iже съзьда храмiн@ сво\ на камене и съниде дъждь и прид@ рhкы и възвhаш# вhтри и напад@ на храмин@ т@.

(Ассеманиево евангелие, Мф., VII)

7. Что такое закон открытого слога? Как его действие отражается на структуре старославянского слога и слова?

8. Разбить следующие слова на слоги. Определить позиции редуцированных:

пам#ть, агода, агньць, жадьнъ, ловити, стqдень, лъгати, брhгъ, тьсть, зъвати, пьсъ, овьца, пастырь, коньчати, крhпъкъ, ръпътати, притьча, ръвъ, прахъ, ч#до, животъ, ловл", чистъ, надежда, начл#о, течени~, мор~, >зыкъ, п@ть, тр@съ, ликы, рабыни.

9. Что такое надстрочные знаки? Какова их функция?

10. Написать по-старославянски следующие числа: 1, 8, 13, 24, 37, 44, 52, 67, 70, 100, 243, 387, 1111, 9674. Каковы особенности древнейшего летоисчисления по сравнению с современным? С чем это связано? Привести примеры.

Литература:

1. Хабургаев, Г.Х. Старославянский язык / Г.Х. Хабургаев. – 2-е изд. – М., 1986, § 1–27, с. 5–40, § 366–381, с. 268–286, § 28–33, с. 40–44.

МОРФОЛОГИЯ

Тема. Части речи в церковно-славянском языке.

История формирования системы склонения имени существительного

Занятие 1. Лексико-грамматические разряды. Категории и типы склонения существительных. Происхождение падежных форм именного склонения. История склонения на *-ā, *-jā

Вопросы и задания

1. Какие части речи выделяются в старославянском языке? Назвать характеризующие их черты.

2. Какие грамматические категории характеризуют старославянское существительное? В чем их отличие (качественное и количественное) от соответствующих категорий современного русского языка?

3. Какие типы и разновидности склонений выделяются в системе старославянских имен существительных? Каков принцип их распределения?

4. Какие имена существительные изменяются в старославянском языке по основам *-ā, *-jā?

5. Как распределяются имена существительные на твердую и мягкую разновидности. Выделить сходство и различие этих типов склонения.

6. В чем особенность склонения старославянских существительных с основой на заднеязычные согласные?

7. Выбрать имена существительные, укажите их лексические и морфологические признаки: чюдо, бhжати, красьныи, рабъ, страна, ~динъ, иже, гость, синии, сqхъ, видhти, дъва, брhгъ, дhлатель, вьсь, прьвыи, небо, юноша, тьма, кръвь, камы.

8. Определить к какой разновидности *-ā (твердой или мягкой) относятся следующие имена существительные. Доказать:

чаша, жажда, сноха, тьща, брада, клhтъка, м@ка, т@ча, р@ка, притьча, свhща, стража, кънига, с@ша, слqга, влага, мqха, дhвица, юноша, тыс#ча, мышьца, одhжда, звhзда, межда, с@дии, дqша, слава, ладии, нqжда, трава, пища, богыни, рhка, кqпл", капл", овьца, зълоба, жена, лъжа, ноша, рабыни, страна, вода, раба, кън#гыни, земл", пьтица, вы".

Литература:

1. Плетнева, Кравецкий Церковно-славянский язык

2. Занятие 2. История склонений на *-ŏ и *-ŭ. История склонения существительных на *-ĭ

Вопросы и задания

1. Какие имена существительные относятся в старославянском языке к типу склонения на *-ŏ?

2. Каковы пути появления мягкой разновидности *-ŏ? В чем отличие и сходство твердой (с основой на *-ŏ) и мягкой разновидностей (с основой *-jŏ)?

3. Сопоставить парадигму склонения существительных мужского и среднего родов: в каких элементах наблюдается сходство и различие?

4. Объяснить происхождение форм звательного падежа существительных мягкой разновидности с основой на мягкий свистящий (типа отьць, кън#зь).

5. В чем особенность парадигмы склонения существительных твердой разновидности с основой на заднеязычные согласные склонения на *-ŏ?

6. Какие имена существительные склоняются в старославянском языке по типу склонения на *-ŭ? Как лингвисты определяют состав данного типа склонения?

7. Назвать особенности парадигмы склонения на *-ŭ?

8. Когда и почему начинается взаимодействие склонений на *-ŏ и *-ŭ? В каких формах наблюдается их взаимодействие?

9. Какие имена существительные относятся в старославянском языке к типу склонения на *-ĭ?

10. Какие разновидности выделяются в системе склонения существительных на *-ĭ? Сопоставить парадигму склонения существительных мужского и женского родов: в каких элементах наблюдается сходство и различие?

11. Каков принцип различения существительных м. р. основ на *-jŏ и *-ĭ?

12. Когда и почему начинается взаимодействие склонений на *-jŏ и *-ĭ? В каких падежных формах наблюдается это взаимодействие?

13. Установить тип склонения следующих старославянских имен существительных: врьхъ, тръгъ, трьнъ, море, сынъ, овьнъ, станъ, кън#зь, волъ, ведро, жьзлъ, ледъ, родъ, конь, змии, градъ, полъ, отьць, мhрило, орьлъ, краи, столъ, медъ, р#дъ, садъ.

14. Определить, к какой разновидности (твердой или мягкой) относятся следующие имена существительные. Установить происхождение мягких согласных:

стражь, срьдьце, блато, вождь, жало, мор~, бльскъ, врачь, врагъ, >зыкъ, ножь, въпль, чело, снhгъ, пhсъкъ, блискъ, вhтви~, жрьць, длъжьникъ, брhгъ, мъхъ, крыло, м@жь, краи, плащь, аице, ключь, слъньце, ковьчегъ, перо, м#тежь, облако.

15. Из приведенных ниже слов выбрать существительные склонения на *-ĭ; просклонять:

вождь, плашть, гвоздь, м@жь, огнь, корабль, гость, ключь, кость, ночь, тать.

16. Просклонять старославянские существительные пам#ть, чрьвь. Различия в окончаниях отразить в таблице.

Число Падеж Женский род Мужской род
       

17. Повторить фонетические процессы праславянского языка, связанные с утратой гласными количественного признака.

Литература:

1. Хабургаев, Г.Х. Старославянский язык / Г.Х. Хабургаев. – 2-е изд. – М., 1986, § 169–179, с. 136–143.

Занятие 3. История склонений на согласные и *-ū. Исторические процессы в системе старославянского имени существительного. Развитие категории лица (обобщение пройденного материала)

Вопросы и задания

1. Какие имена существительные составляют в старославянском языке тип склонения на согласный и *-ū?

2. Какие подтипы можно выделить в данном типе склонения?

3. Почему основа именительного падежа этого типа склонения на один слог короче, чем основа косвенных падежей?

4. Какие склонения влияют на парадигму склонения существительных на согласный и *-ū? Почему это происходит?

5. Какова причина взаимодействий парадигм разных типов склонения?

6. Существительные каких типов склонения формируют современную 3-членную систему склонения? Какие принципы лежат в основе формирования новой системы распределения существительных по типам склонения?

7. Что такое категория лица в старославянском языке? Какие существительные она охватывает?

8. Назвать способ выражения этой категории в старославянском языке. В чем проявляется категория одушевленности в современном русском языке?

9. Как решается вопрос о причинах развития категории лица: сходство и различие семантической, лексической и синтаксической теорий?

10. Определить грамматические категории имен существительных основ на согласные и *-ū в приведенных ниже отрывках из старославянских текстов по таблице:

Анализируемая форма Разновидность склонения Род Число Падеж Начальная форма (И.п., ед.ч.)
           

избави м# отъ словеси м#тежьна.

приде чловhкъ богатъ именемь iосифъ.

раздhл#тъ с# мати на дъщерь и дъщи на матерь.

аще знамени и чqдесъ не видите.

посрhдh цркъвы въспо\ т#.

звhзды испад@тъ съ небесе.

11. Из представленных ниже существительных выбрать и просклонять слова на согласный и *-ū:

сhно, окъно, село, qхо, чqдо, слово, крыло, прахъ, мати, гость, врhм#, свhкры, тьсть, небо, иго, медвhдь, звhрь, им#, агн#, камы.

12. Проанализировать все существительные в следующем отрывке из Мариинского евангелия по схеме:

не ос@ждаите да не ос@ждени б@дете • iмъже бо с@домъ с@дите с@д#тъ вамъ • i въ н\ мhр@ мhрите вьмhритъ с# вамъ • чьто же видиши с@чецъ въ оцh брата твоего • а бръвъна еже естъ въ оцh твоемь не чюеши • ли како речеши братq твоемq • остави и изъм@ с@чецъ из очесе твоего • i тогда qзьриши из#ти с@чецъ из очесе брата твоего • не дадите стаго псомъ • ни помhтаите бисьръ вашихъ прhдъ свиньhми • да не попер@тъ ихъ ногами соими • i враштьше с# растръгн@тъ и отъвръзетъ с# вамъ • вьсhкъ бо прос#и приемлетъ • i ишт#и обрhтаатъ • i тлък@штюмq отвръзетъ с#.

(Мф., VII)

Тема. История формирования старославянского местоимения

Занятие 4. История местоимений в морфологической системе старославянского языка

Вопросы и задания

1. Какие группы местоимений выделяют в морфологической системе старославянского языка? Какие критерии лежат в основе этого разграничения?

2. Какие местоимения составляют систему личных местоимений. Какие черты возвратного местоимения позволяют рассматривать его вместе с личными?

3. Каковы особенности старославянской парадигмы лично-возвратных местоимений?

4. Какие семантико-синтаксические разряды неличных местоимений выделяются в старославянском языке? Какова их семантика и синтаксическая роль в предложении?

5. Что такое местоименное склонение? Дать характеристику парадигмы:

а) какие местоимения склонялись по твердому и мягкому варианту?

б) в чем особенность склонения местоимений вьсь и сиць, а также местоимения къто с основой на заднеязычную?

в) каково происхождение форм И.-В.п. всех чисел неличных местоимений?

г) в каких формах наблюдается неразличение падежных форм местоименного склонения?

6. Найти в приведенных ниже отрывках местоимения. Определить их разряд, род, число, падеж.

…и всакъ слыш#i ми словеса си и не твор# ихъ qподобитъ с# м@жеви бqю иже створи сво\ храмин@ на пhсцh и съниде дъждь и прид@ рhкы и вьзвh"ш# вhтри и потьк@ с# храминh тои и паде и бh разорение еi вели~ зhло.

7. Что такое палатализация? Приведите примеры чередований в старославянской системе имен, вызванные этими процессами. В каких типах склонения отражаются результаты трех палатализаций?

Тема. История имени прилагательного в старославянском языке

Занятие 5. Краткие и полные формы имен прилагательных. Формы сравнительной степени имен прилагательных

Вопросы и задания

1. Какие формы и разряды прилагательных выделяют в старославянском языке?

2. Обозначить основные особенности склонения кратких форм старославянских прилагательных. Охарактеризовать общие черты в склонении кратких прилагательных и имен существительных.

3. Какую синтаксическую роль выполняют краткие формы в предложении? Как это отражается на наборе грамматических категорий старославянских прилагательных?

4. Когда и по какой причине возникают полные прилагательные?

5. По какой модели образуются полные прилагательные? Почему они называются местоименными и членными? Какие разновидности выделяются в местоименном склонении?

6. Какую семантическую роль играют указательные местоимения в формировании местоименного склонения? Доказать единство парадигм указательных местоимений и местоименного склонения прилагательных.

7. Какие формы сравнительной степени прилагательных входят в систему старославянского языка?

8. Какие модели образования сравнительной степени выделяются в системе старославянского прилагательного? Каков критерий выбора суффикса при образовании форм сравнительной степени?

9. С каким процессом связана особенность образования степени сравнения от прилагательных, основа которых оканчивается на заднеязычный согласный?

10. Назвать синтаксические функции полных и кратких форм сравнительной степени прилагательных. Выявить связь с набором грамматических категорий и семантической характеристикой.

11. Представить полную форму следующих прилагательных: нижьнии, старыи, синии. Образуйте формы ж. и ср. р., мн.ч.

12. Определить положительную степень следующих прилагательных:

мьньши, в#щьши, горьши, лqчши, qньши.

Выявить особенности образования.

13. Описать особенности консонантной системы старославянского языка. Что такое «историческое» и «позиционное» чередования?

Объяснить причины, условия и механизм возникновения в старославянском языке сочетаний типа: трава, брань, братъ, градъ.

14. Обозначить особенности механизма открытия праславянских сочетаний типа: *ort; *olt по диалектным зонам.

Тема. История глагола в морфологической системе старославянского языка

Занятие 6. Категории глагола. Изъявительное наклонении. Формы настоящего и будущего времен

Вопросы и задания

1. Какие грамматические категории характеризуют систему старославянского глагола?

2. Какие формы глагола выделяются в системе старославянского языка? Обосновать критерии выделения этих групп.

3. Описать классы глаголов в старославянской морфологической системе? Обозначить параметры выделения данных классов.

4. Определить семантические параметры выделения глагольных форм в структуру настоящего времени.

5. С чем связана особая парадигма спряжения нетематических глаголов?

6. Назвать особенности спряжения 1-го и 2-го сложного будущего времени.

7. Охарактеризовать критерии, формирующие будущее время как особую грамматическую категорию.

8. Определить спряжение и класс следующих глаголов:

мыти, болhти, дъхн@ти, водити, алъкати, врачевати, тесати, дрожати, нач#ти, молити, быти, жити, строити, бити, пл#сати, клевати, вhдhти, мазати, мрькн@ти.

Литература:

1. Хабургаев, Г.Х. Старославянский язык / Г.Х. Хабургаев. – 2-е изд. – М., 1986, § 226–250, с. 179–192.

Занятие 7. Простые формы прошедшего времени. Аорист и имперфект

Вопросы и задания

1. В чем заключается отличие простых форм времени от сложных?

2. Какое семантическое и грамматическое отличие можно выявить в системе аориста и имперфекта?

3. В чем заключается отличие и сходство следующих форм:

а) простой (асигматический);

б) древний (сигматический);

в) новый (сигматический).

4. Проспрягать приведенные глаголы в аористе и имперфекте (во всех формах): ити, нести, лечити, скакати, бьрати, имhти, носити, ловити, родити, съпати, вhдhти, мошти, везти, решти.

5. Определите формы аориста в следующем тексте из Савиной книги:

рече гь притьч@ си\ члкъ единъ бh богатъ • иже насади виноградъ и ископа вь немь точило • и прhдастъ и дhлательмъ и отиде • и егда же приде врhм# емати е посъла рабы сво# къ дhлательмъ иматъ вина своего • и имъше дhлателе рабы его биш# • а дрqгы#•qбиш# • овы же камениемь побиш# • пакы посъла ины рабы множhiш# прьвыхъ • и т#мъ створиш# такожде • послhди же посъла сна своего къ немъ гл# • постыд#тъ с# сна моего • дhлателе же видhвъше сна его рhш# къ себh • се естъ наслhдъникъ придhте да qбиемъ сего • и qдрьжимъ наслhдие его • и iмъше изведош# из винограда • и qбиш# его.

(Мф., XXI)

6. Определите формы имперфекта в следующем тексте из Савиной книги:

въ оно в изиде повелhние отъ кесара авьгqста • напсати вс@ вьселен@\ • се написание быстъ влад@штюмq сирие\ кqрие\ • и идhх@ вси • къждо напсатъ с# въ свои градъ • вьзиде иωсифь отъ галиле" града назаретьска • въ июде\ въ градъ двъ • иже нарицаетъ с# вифьлеомъ • зане бh отъ домq и отъ очьстви" дъва • напсати с# • съ марие\ • обр@чено\ емq жено\ сште\ непразно\ бысть же егда быста тq • испльништ# с# дние родити еи • и роди снъ свои прьвhнъць • и повитъ и • положи вь "сльхъ • зане не бh има мhста въ обитhли • и вhх@ пастqси въ тоiжде странh • вьд#ште и стрhг@ште • страж@ ноштьн@\ • о стадh своемъ • и се агглъ гнь ста вь нихъ и слава гн" оси"# • бо"ш# с# стразомъ велиемь • и рече имъ агглъ • не боите с# • се бо благовhстq\ вамъ радость вели\ • "же б@детъ всhмъ людьмъ.

(Лк., II)

7. Что такое «протетические звуки» в старославянском языке? Какова история и механизм их развития?

Занятие 8. Сложные формы прошедшего времени. Перфект и плюсквамперфект. История форм повелительного и сослагательного наклонений

Вопросы и задания

1. Каков состав системы сложных перфектов в старославянском языке?

2. Обозначить особенности спряжения старославянского перфекта.

3. Какова модель образования старославянского плюсквамперфекта.

4. Какова семантическая особенность старославянской системы прошедших времен? Что такое «относительное», «абсолютное» время? Какие формы прошедших времен были аналитическими?

5. Какие формы входят в систему повелительного наклонения?

6. Назвать особенности парадигмы спряжения старославянских глаголов в повелительном наклонении. Почему в ее структуре нет формы 1-го л. ед. ч.?

7. Обозначить модель образования форм повелительного наклонения. Назвать фонетические особенности.

8. Какова история развития форм сослагательного наклонения?

9. Охарактеризовать особенности образования (модели) и семантики форм условного наклонения.

10. Образуйте 1-е лицо ед. ч. всех форм перфекта и плюсквамперфекта от следующих глаголов: послати, принести, дати, прити.

11. Выписать из приведенных ниже предложений формы перфекта и плюсквамперфекта. Определить род, число, лицо и инфинитив спрягаемого глагола:

1. братъ сь мрътвъ бh и оживе изгыблъ бh обрhте с#.

2. не доброе ли сhм# сhhлъ ~си на селh своемъ.

3. далъ есi веселъе срдцi моемъ.

4. пришелъ ли еси сhмо прежде врhмене м@читъ насъ.

5. онъ же рече правh с@дилъ еси.

6. с@сhди же и иже и бhах@ видhли прhжде hко слhпъ бh глаах@ не сь ли ~стъ сhд#и и прос#.

12. Проспрягать в повелительном и условном наклонениях глаголы:

идти, плести, дhлати, носити, мошти, решти.

13. Выписать из отрывка формы повелительного наклонения. Определить грамматические категории и модель образования.

въ оно в • члкъ юноша единъ приде къ iсви • гл# qчителю благы • что блго створь приiм@ жизнь вhчьн@\ • онъ же рече емq • что м# глеши блга • никто же бо благъ тъкмо бъ единъ • аште ли хоштеши вь жизнь винити • то съхрани заповhди • гла емq юноша кы# • iс же рече емq не qбиваi • ни прhлюбы створи • не кради ни лъж# • послqшаi • чьти оца и мтре • и възлюби ближън"го своего "ко и самъ с#.

(Савина книга, Мф., XIX)

Занятие 9. Неспрягаемые формы глагола. История причастий

Вопросы и задания

1. Назвать семантическую и синтаксическую функцию неспрягаемых форм глагола в системе старославянского языка.

2. Каковы модели образования инфинитива и супина?

3. Выделить суффикс инфинитива и восстановить праславянскую форму:

нести, прати, лешти, читати, мошти, бити, быти, пешти, мести, двигн@ти, "сти, събьрати.

4. Обозначить состав старославянского причастия.

5. Какие модели образования причастия настоящего времени можно выделить в системе старославянского языка?

6. В чем заключается особенность образования действительного причастия настоящего времени от глагола быти?

7. Какие модели образования причастия прошедшего времени можно выделить в системе старославянского языка?

8. По каким грамматическим признакам можно отличить омонимичные формы действительного причастия прошедшего времени (м. р., ед. ч., И. п.) и простого аориста (1 л., ед. ч.), образованные от односложных инфинитивных основ (типа несъ, рекъ)?

9. В чем особенность полных и кратких форм причастий?

10. Какова особенность славянского причастия на -л? Обозначить его семантическую, грамматическую и синтаксическую роль.

11. Что из себя представляет оборот «дательный самостоятельный»?

12. Найти и выписать из текста действительные причастия настоящего времени, указать класс глагола, род, число, падеж, форму (именная или местоименная):

отъвhшта иоанъ и рече не можетъ члкъ приимати ничесо аште не б@детъ емq дано с нбсе вы сами мьнh съвhдhтельствq~те • hко рhхъ нhсмъ азъ хъ нъ посъланъ есмъ прhдъ нимь • имh>и невhст@ женихъ есть • а дрqгъ жениховъ сто> и послqша> его радости\ радq~тъ с# за гласъ жениховъ • си qбо радость моh исплъни с# ономq подобаатъ расти а мьнh мьнити с# • гр#ды съ выше надъ вьсhми ~стъ • сы отъ земл# естъ и отъ земл# глетъ гр#дыи съ нбсе надъ вьсhми есть.

(Мариинское евангелие)

13. Определить класс глагола и образуйте все его формы. Восстановить праславянскую форму.

дати, видhти, творити, вести, ловити, горhти, спhшити, крhпити, забывати, вернутися, "сти, вhдhти, врhдити, углубити, витати, пещи, желати, брести, жьдати, ходити, искати, рещи, мрьзнути, съзьдати, рhзати, говорити, быти, написати, бьрати, сътворити, мощи, гънати, плести, дрьжати, порицати, грhти, поминати.

Занятие 10. Контрольная работа №3 по теме «Части речи в старославянском языке. История именного и местоименного склонений. История глагола в морфологической системе старославянского языка»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: