Требования к содержанию и объему эссе.




Эссе – вид письменной работы, выражающий индивидуальное рассуждение и мнение автора по конкретному вопросу.

В процессе написания эссе важно продемонстрировать:

• умение осмыслить конкретную проблему и сформулировать определенную позицию относительно нее;

• умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);

• умение на основании прочитанного материала по определенной проблеме проанализировать конкретную ситуацию;

• умение аргументировано изложить свою позицию по определенному вопросу;

• умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.

Объем эссе 7-8 страниц (включая титульный лист и список литературы).

Содержание эссе.

В эссе студент может:

1) проанализировать конкретный случай, пример, взятый из художественной или биографической литературы, кинематографа, общественной жизни или собственного опыта автора;

2) проанализировать проблему, не имеющую очевидного ответа и предложить свой вариант ее решения;

3) представить критический анализ какого-либо значимого для понимания определенной темы тезиса.

Структура эссе.

Эссе не имеет жестко заданной структуры, т.к. она зависит от специфики конкретной темы и предпочтений автора.

Однако в общем виде эссе может иметь следующую структуру:

1. Титульный лист. Является обязательным элементом любого эссе.

2. Введение. Во Введении кратко излагается суть проблемы, обосновывается ее выбор, актуальность и значимость. Здесь также формулируется цель данной работы, формулируется вопрос, ответ на который автор намерен изложить в ходе написания эссе. Объем Введения обычно составляет 0,5-1 страницы. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы. Однако обычно Введение не имеет своего подзаголовка и выделяется в отдельный раздел только содержательно.

3. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем эссе. Здесь последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть может быть представлена в виде цельного текста или может быть разделена на несколько частей, имеющих свой подзаголовок. Обычно разделы (имеющие собственный подзаголовок) выделяются по принципу «один раздел – один тезис, мысль».

Если Основная часть отделяется от Введения и Заключения, то она должна иметь содержательный заголовок. Заголовок «Основная часть» недопустим.

4. Заключение. В Заключении излагаются выводы, вытекающие из рассмотрения основного вопроса, обобщается авторская позиция по исследуемой проблематике. Объем Заключения обычно составляет 0,5-1 страницы. Данный элемент является обязательной частью эссе любой формы.

5. Список литературы. Данный элемент структуры является обязательным для эссе. Однако количество включенных в него источников не регламентируется и определяется в каждом конкретном случае. Здесь приводятся библиографические описания только тех литературных источников, к которым есть отсылка в тексте. Библиографические описания всех источников, на которые есть ссылка в тексте, должны быть указаны в списке. Учебная литература (учебники, учебные и учебно-методические пособия) при написании эссе должна использоваться в минимальном объеме. При подготовке эссе в качестве литературных источников необходимо использовать преимущественно монографии, журнальные статьи (прежде всего, вышедшие за последние 5-7 лет).

Стиль изложения.

Эссе должно быть написано грамотно, в соответствии с нормами русского литературного и профессионального языка. При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.

Критерии оценки эссе.

При оценке эссе преподаватель руководствуется следующими критериями:

• соответствие содержания текста выбранной теме;

• наличие четкой и логичной структуры текста;

• наличие в эссе авторской позиции по рассматриваемой проблематике;

• обоснованность, аргументированность, доказательность высказываемых положений и выводов автора;

• отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

• соответствие оформления работы предъявляемым требованиям;

• сдача эссе в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки эссе, преподаватель оценивает данный вид работы по 5-балльной системе следующим образом:

5 баллов:

5 баллов может быть выставлено только при условии полного соответствия эссе всем критериям.

4 балла:

4 балла может быть выставлено только при условии полного соответствия эссе 6 из 7 предъявляемым критериев, а 1 критерий выполнен частично или при условии полного соответствия эссе 5 из 7 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

3 балла:

3 балла может быть выставлено только при условии полного соответствия эссе 4 из 7 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично или только при условии полного соответствия эссе 3 из 7 предъявляемым критериев, а 4 критерий выполнен частично.

2 балла:

2 балла может быть выставлено только при условии полного соответствия эссе 2 из 7 предъявляемым критериев, а 5 критерия выполнены частично.

1 балл:

1 балл выставляется в случае несоответствия работы большинству предъявляемых критериев.

0 баллов:

Работа является плагиатом, авторский вклад менее 80%. Студент должен представить другую работу.

Технические требования ко всем письменным работам магистранта: Текст письменной работы печатается на стандартном листе бумаги формата А4. Поля оставляются по всем четырем сторонам печатного листа: левое поле – 25 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, примерное количество знаков на странице – 1800-2000. Шрифт TimesNewRoman размером 14, межстрочный интервал – 1,5. Изменение шрифта и его форматирование допускается только для акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, заголовках. В основном тексте должны быть расставлены переносы слов. Заголовки глав, параграфов, приложений и т.д. печатаются в середине строки без точки в конце. Каждая новая глава начинается с новой страницы. Это же требование относится к другим основным структурным частям работы (введению, заключению, списку литературы, приложениям и т.д.). Каждая глава должна иметь содержательное название. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Страницы письменной работы (включая рисунки и приложения) должны иметь сквозную нумерацию. Первой страницей является титульный лист, на котором номер страницы не проставляется.

Подготовка презентаций.

Требования к презентации:

Презентация не должна быть меньше 10 слайдов. Первый лист – это титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены: тема доклада; фамилия, имя, отчество автора. Следующим слайдом должно быть содержание, где представлены основные этапы (моменты) презентации. Желательно, чтобы из содержания по гиперссылке можно было перейти на необходимую страницу и вернуться вновь на содержание. Дизайн-эргономические требования: сочетаемость цветов, ограниченное количество объектов на слайде, цвет текста. В презентации необходимы импортированные объекты из существующих цифровых образовательных ресурсов. Последними слайдами презентации должны быть глоссарий и список литературы. На последнем слайде может быть информация с выводами, с благодарностью за внимание.

Выводы всегда должны быть даны лаконично на отдельном слайде.

Объекты на слайдах могут сразу присутствовать на слайдах, а могут возникать на них в нужный момент по желанию докладчика, что усиливает наглядность доклада и привлекает внимание аудитории именно к тому объекту или тексту, о которых в данный момент идет речь.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков. Во время презентации очень эффектны так называемые «воздействующие слайды». Это должен быть наиболее запоминающийся образ презентации в целом, например, рисунок, который можно оставить на экране после окончания презентации. Любая презентация станет более эффективной, если она будет проиллюстрирована схемами и диаграммами. При этом важно не перегружать их пояснениями. Если при подаче материала возникает необходимость демонстрации таблиц, то мы рекомендуем выделять цветом наиболее важные строки и столбцы таблицы.

Оценивание презентации:

3 балла– презентация соответствует теме и отражает ее основные положения;

4 балла – презентация соответствует теме и отражает ее основные положения, использован богатый наглядный материал;

5 баллов – презентация соответствует теме и отражает ее основные положения, использован богатый наглядный материал, представлено свое видение проблемы.

Темы докладов для презентаций:

А) Периодизация по внешнему критерию (Р. Заззо).

Б) Периодизация по одному признаку возрастного развития (П.П. Блонский, З. Фрейд).

В) Периодизация на основе выделения существенных особенностей психического развития ребенка (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

Г) Периодизация развития личности по Э. Эриксону.

Д) Развитие морального сознания по Л. Колбергу.

Е) Периодизация развития А.В. Петровского.

Ж) Периодизация интеллектуального развития ребенка по Дж. Брунеру.

3. Конспектирование первоисточников и аннотация тематических статей.

Список литературы для конспектирования и аннотирования:

1. Божович Л.И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. – 352 с. – С. 22 – 55.

2. Божович Л.И. Социальная ситуация развития и движущие силы развития ребенка // Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «Модэк», 2001. – 352 с. – С. 173 – 180.

3. Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256 с. – С. 211 - 215.

4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 200 - 224.

5. Выготский Л.С. Кризис первого года жизни // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 104 - 133.

6. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 169- 179.

7. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 38 - 104.

8. Выготский Л.С. Общие законы психологического развития ребенка // Лекции по педологии Удмуртский университет», 2001. – 304 с. – С. 91- 110.

9. Выготский Л.С. Проблема возраста // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 5-38.

10. Выготский Л.С. Раннее детство // Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512 с. – С. 133 - 169.

11. Запорожец А.В. Предмет и значение детской психологии // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская / Изд.2-е, расш. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с. – С. 6-14.

12. Запорожец А.В. Условия и движущие причины психического развития ребенка // Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М.Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 256 с. – С. 23-26.

13. Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. – М., Издат-во «Наука», 1978. – 368 с. – С. 196-212.

14. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в психофизиологию. – М.: Московский психолого-социальный институт, 1997. С. 207-221.

15. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н. Роль общения в психическом развитии младенца // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская / Изд.2-е, расш. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с. – С. 261 - 275.

16. Обухова Л.Ф. Две парадигмы в исследовании детского развития // Вопросы психологии. – 1996. - № 5. С. 30-38

17. Обухова Л.Ф. Стратегии исследования психического развития ребенка // Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1996. – 360 с. – С. 28 – 33.

18. Эльконин Д.Б. Заметки о развитии предметных действий в раннем детстве // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С.130 - 141.

19. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – С.60-77.

20. Эльконин Д.Б. Природа детства и предмет детской психологии // Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. Учебное пособие / Ред.-сост. Г.В. Бурменская / Изд.2-е, расш. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2005, 656 с. – С. 14-27.

5. Написание реферата:

Примерные темы рефератов:

1. СИМА Кризис взрослости как кризис рождения в духовную жизнь.

2. Зрелость как ступень духовной жизни.

3. Психологическая характеристика стилей жизни взрослого человека.

4. Кризис зрелости и его психологическое истолкование.

5. Психологические проблемы старения.

6. Психологическое время в старости: особенности соотношения прошлого, настоящего, будущего у стариков.

7. АРИНА Особенности самосознания и самооценки пожилого человека.

8. Построение новых форм совместности в кризисе юности.

9. Психологическая перестройка сознания в кризисе юности.

10. Особенности самосознания в молодости.

11. ОЛЯ УСАЧЕВА Эмоциональная жизнь в молодые годы.

12. Особенности протекания кризиса отрочества в современных условиях.

13. СВЕТА Развитие личности в кризисе отрочества.

14. ТАНЯ Самовоспитание подростка и руководящая роль взрослого.

15. ИЛЬМИРА Дружба и любовь в подростковом возрасте.

16. Генезис и развитие детской игры.

17. Развитие субъектности в дошкольном возрасте.

18. АНЯ НОВИКОВА Развитие воображения в детском возрасте.

19. Становление предметного отношения к миру у младенца.

20. Особенности осознавания себя в младенческом возрасте.

21. Развитие идей Л.С. Выготского в современной психологии.

22. РУСЛАНА Психологические особенности студенческого возраста.

23. Психологические проблемы молодой семьи.

24. Психологические особенности кризиса молодости.

25. Возрастные изменения в пожилом возрасте.

26. АНЯ ЗАХАРОВА Развитие сознания в отроческом возрасте.

27. АЛЁНА Взаимоотношения младшего школьника со сверстниками.

28. Подросток среди сверстников.

29. ТОША Причины конфликтов подростка и взрослого.

30. ИРА САХАРОВА Интересы современных подростков и их формирование.

31. НАСТЯ СЕМЕНЯКИНА Особенности познавательной деятельности подростка.

32. ИРА ДУДАКОВА Самооценка подростка и уровень его притязаний.

33. Общение и взаимодействие дошкольников со сверстниками.

34. НАСТЯ ДУНАЕВАЭмоции и чувства дошкольников.

35. СОНЯ Психологический смысл «комплекса оживления».

36. Сравнительные психологические исследования развития детей младенческого возраста в семье и в доме ребенка.

37. Мать и дитя в начальный период онтогенеза.

38. Вклад К.Д. Ушинского в отечественную психологию развития.

39. Вопросы психологии развития в трудах С.Л. Рубинштейна.

40. Проблемы психического развития в трудах А.Н. Леонтьева.

41. Вклад П.П. Блонского в психологию развития.

Требования к содержанию и объему реферата.

Реферат – это композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источников информации (статей, монографий и др.) по определенной тематике, с элементами сравнительного анализа данных материалов и с последующими выводами. Основная цель написания реферата – изложить идеи, представленные в реферируемых источниках, раскрыть основные тезисы исходного текста. Основное требование к реферату – его аналитический характер.

В процессе написания реферата необходимо продемонстрировать:

• умение самостоятельно проводить поиск литературы по определенной тематике (в том числе и на иностранных языках);

• умение сжато, но содержательно, излагать основные положения и тезисы, представленные в реферируемых литературных источниках;

• умение анализировать, систематизировать, классифицировать и обобщать имеющуюся научную информацию, проводить сравнительный анализ различных взглядов, точек зрения на те или иные вопросы;

• умение правильно оформлять цитаты и ссылки на литературу.

Объем реферата 15-20 страниц (включая титульный лист, оглавление и список литературы).

Содержание реферата.

В реферате студент может:

1) провести сравнительный анализ различных точек зрения на одну и ту же проблему;

2) аналитически проследить логику развития взглядов по конкретному вопросу;

3) критически проанализировать понятие, теорию, концепцию, подход;

4) на основе анализа литературных источников выделить и обосновать новую проблему.

Структура реферата.

Реферат должен содержать следующие обязательные компоненты (каждый из перечисленных разделов должен начинаться с новой страницы):

1. Титульный лист.

2. Оглавление.

3. Введение. Во Введении обосновывается проблема, которая рассматривается в реферате, обосновывается ее важность и актуальность. Здесь также формулируется цель реферата, то, что в самом общем виде должно стать результатом данной работы, а также задачи. Объем Введения обычно составляет одну страницу.

4. Основная часть. Данный раздел занимает основной объем реферата. В нем последовательно раскрывается выбранная тема. Основная часть должна быть разделена на структурные элементы (главы, параграфы), имеющие свои содержательные названия. Структурные элементы основной части должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста (Глава 1…, Глава 2… и т.д.). Обозначение параграфа внутри каждой главы включают номер главы и порядковый номер параграфа (1.1, 1.2, 1.3 и т.д.). В случае если параграфы разделены на более мелкие единицы – подпараграфы, нумерация включает номер главы, номер параграфа, номер подпараграфа (1.1.1, 1.1.2, 1.1.3 и т.д.). После номера параграфа или подпараграфа в тексте точка не ставится. Одноуровневые структурные элементы текста должны быть соизмеримы по размеру, т.е. если основной текст разбивается на главы, то они должны быть примерно равны по своему объему, если глава разбивается на несколько параграфов, то параграфы данной главы также должны быть примерно равны по объему. Каждая глава должна заканчиваться промежуточными выводами, подводящими итог проделанной в ней работы.

5. Заключение. В данном разделе автор реферата приводит собственные выводы, основанные на проделанном в реферате анализе литературных источников. Выводы должны быть краткими и четкими. Также указываются проблемы, «высветившиеся», но нерешенные в ходе работы над рефератом. Объем Заключения обычно составляет одну страницу.

6. Список литературы. В списке литературы приводятся библиографические описания только тех литературных источников, к которым есть отсылка в тексте. Библиографические описания всех источников, на которые автор ссылается в реферате, должны быть указаны в списке. Учебная литература (учебники, учебные и учебнометодические пособия) при написании реферата должна использоваться в минимальном объеме. Для подготовки реферата в качестве литературных источников необходимо использовать преимущественно монографии, журнальные статьи (прежде всего, вышедшие за последние 5-7 лет). Необходимое число литературных источников зависит от специфики тематики конкретного реферата. Однако в среднем число литературных источников для реферата должно быть не менее 10 наименований.

Самостоятельность текста.

Хотя реферирование предполагает, главным образом, изложение чужих точек зрения, тезисов, идей, мыслей, концепций, изложенных в других литературных источниках, реферат не должен превращаться в конспект первоисточников или в набор цитат и парафраз из них. Реферат должен быть полноценным, законченным, самостоятельным текстом, автором которого является студент. При этом реферат может содержать и оценочные элементы. Автору не запрещается высказывать свою точку зрения по освещаемой проблеме. Однако в этом случае она не должна быть голословной, любые тезисы, высказываемые автором реферата, должны быть аргументированы. При изложении автором реферата своих критических замечаний, точки зрения на конкретную проблему обычно используются неопределенно-личные или безличные предложения, т.е. предложения, в которых в роли главного члена выступает форма 3-го лица: «думается, что», «есть основания предполагать, что», «логично предположить, что», «было показано, что» и т.д.

Стиль изложения. Текст реферата должен соответствовать нормам русского литературного и профессионального языка. При его написании необходимо продемонстрировать умение излагать мысли в научном стиле, для которого нехарактерно увлечение эмоционально насыщенными эпитетами, образами и метафорами. Вместо этого в научном тексте обычно более широко используются устойчивые структуры и обороты, что позволяет читателю сосредоточить свое внимание на содержании (фактах, суждениях, умозаключениях, аргументах). При изложении материала необходимо следить за точностью формулировок и корректностью употребляемых терминов и понятий. Не следует использовать в качестве терминов слова, заимствованные из иностранных языков, если существуют эквивалентные понятия в русском языке. Перед тем, как работа будет сдана, текст должен быть проверен на наличие ошибок. Все орфографические, пунктуационные, стилистические ошибки, а также опечатки должны быть выверены. Наличие грамматических, орфографических и стилистических ошибок недопустимо.

Критерии оценки реферата.

При оценке реферата преподаватель руководствуется следующими критериями:

• соответствие содержания текста выбранной теме;

• наличие четкой и логичной структуры;

• качество аналитической работы, проделанной при написании реферата;

• использование адекватных выбранной теме литературных источников;

• самостоятельность, невторичность текста;

• обоснованность сделанных автором реферата выводов, соответствие их поставленной цели;

• отсутствие орфографических, пунктуационных, стилистических, а также фактических ошибок;

• соответствие оформления работы предъявляемым требованиям (требования к оформлению изложены в разделе;

• сдача реферата в установленный срок.

Учитывая перечисленные выше критерии оценки написания реферата, преподаватель оценивает данный вид работы по 7-балльной системе следующим образом:

7 баллов - может быть выставлено только при условии полного соответствия реферата всем критериям.

6 баллов - могут быть выставлены только при условии соответствия реферата всем критериям при наличии незначительных ошибок в оформлении, отдельных неточностей в логике обсуждения.

5 баллов - может быть выставлено только при условии полного соответствия реферата 7 из 9 предъявляемым критериев, а 2 критерия выполнены частично.

4 балла - может быть выставлено при условии полного соответствия реферата 6 из 9 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

3 балла - может быть выставлено только при условии полного соответствия реферата 5 из 9 предъявляемым критериев, а 4 критерия выполнены частично.

2 балла - при условии полного соответствия реферата 4 из 9 предъявляемым критериев, а 3 критерия выполнены частично.

1 балл - выставляется в случае несоответствия реферата большинству предъявляемых критериев.

«Работа не принимается»: 0 баллов - работа является плагиатом. Авторский вклад менее 50%. Студент должен представить другую работу.

 

7. Подготовка пакета диагностических методик по возрасту:

1. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития ребенка младенческого возраста.

2. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития ребенка раннего возраста.

3. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития ребенка дошкольного возраста.

4. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития ребенка дошкольного возраста.

5. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития ребенка подросткового возраста.

6. Сформировать пакет диагностических методик, выявляющих уровень психического развития юношей.

Оценивание пакета диагностических методик:

Максимальный балл по одному пакету диагностических методик – 4 балла.

 

8. Диагностика старшеклассников с целью выявления преобладающего типа акцентуации (опросник Шмишека). По результатам диагностики подобрать систему упражнений, корректирующих нежелательные проявления выявленных акцентуаций.

Оценивание:

Максимальный балл: 4 балла.

 

Коллоквиум.

Вопросы к коллоквиуму:

1. Предмет, задачи, методы исследования возрастной психологии.

2. Возникновение возрастной психологии как науки.

3. Основные стратегии исследования в возрастной психологии: лонгитюдное исследование, метод поперечных срезов, наблюдение, эксперимент и др.

4. Понятие развития в возрастной психологии: биогенетический, социогенетический подходы, «зоны развития».

5. Источники, движущие силы и условия психического развития.

6. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

7. Возрастная периодизация, критерии периодизации психического развития.

8. Понятие сензитивности. Основные сензитивные периоды детства.

9. Кризисы возрастного развития, их основные характеристики. Нормативные кризисы в онтогенезе.

10. Понятие возраста в психологии, его многозначность. Онтогенез. Филогенез.

11. Основные структурные компоненты возраста: социальная ситуация развития, психологические новообразования, ведущие виды деятельности.

12. Психоаналитический подход к развитию личности З.Фрейда. Периодизация психического развития.

13. Учение об интеллектуальном развитии Ж.Пиаже. Ключевые понятия концепции Ж.Пиаже: ассимиляции, аккомодации, адаптации.

14. Эпигенетическая теория развития личности Э.Эриксона. Главное понятие теории - идентичность.

15. Развитие морального сознания личности по Л.Колбергу. Доконвенциональный, конвенциональный и автономный периоды развития.

16. Закон периодичности детского развития по Д.Б.Эльконину. Эпохи раннего детства, детства и подросничества.

17. Периодизация развития личности по А.В.Петровскому.

18. Деятельностный подход к психическому развитию (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн). Основные виды ведущей деятельности.

19. Л.С.Выготский о стадиальности развития. Основные законы развития: цикличность, неравномерность развития, метаморфозы, сочетание эволюции и инволюции.

20. Кризис новорожденности. Новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

21. Психическое развитие младенца. Кризис одного года.

22. Психическое развитие ребенка в раннем детстве: развитие психических функций, эмоциональное развитие, развитие жизненного мира.

23. Кризис 3-х лет. Л.С.Выготский о кризисе 3-х лет.

24. Предметно-манипулятивная деятельность, ее основные характеристики.

25. Развитие психичесих функций дошкольника.

26. Развитие жизненного мира дошкольника.

27. Игра как ведущая деятельность дошкольника.

28. Развитие эмоций, мотивов и самосознания дошкольника.

29. Проблема обучения детей с шести лет.

30. Психологическая готовность к школе и ее диагностика.

31. Кризис семи лет.

32. Учебная деятельность как ведущая деятельность младшего школьника.

33. Развитие психических функций младшего школьника.

34. Развитие личности младшего школьника. Мотивация и самооценка.

35. Психологическая сущность пубертатного кризиса.

36. Интимно-личностное общение в подростковом возрасте, его основные характеристики.

37. Развитие психических функций в подростковом возрасте.

38. Развитие самосознания подростка.

39. Личностная нестабильность и подростковые проблемы.

40. «Подростковые реакции»: увлечения, общение со сверстниками, отношения со взрослыми.

41. Акцентуация характера подростков по Личко.

42. Ранняя юность как переходный период. Условия развития, стабилизация личности и самоопределение.

43. Кризис юношеского возраста. Основные линии онтогенеза.

44. Психологические особенности юношеского возраста: мировоззрение, самоопределение, осознание себя как личность.

45. Молодость: главные стороны жизни, основные линии онтогенеза.

46. Кризис 30 лет. Проблема смысла жизни.

47. Взрослость: особенности развития личности, профессиональная продуктивность.

48. Взрослость: отношения с детьми (безусловная, условная любовь, непринятие ребенка).

49. Кризис 40 лет. Проблема смысла жизни.

50. Психология зрелости. Основные линии онтогенеза.

51. Поздняя зрелость: условия развития, старение и психологический возраст.

52. Проблемы геронтологии: неравномерность и гетерохронность процессов старения.

53. Социальная ситуация в период поздней зрелости.

54. Конец жизненного пути. Стадии переживания ухода по Э.Кюблер-Росс.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: