В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Основной целью образовательной области «Коммуникация» является овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Реализация цели происходит через решение следующих задач:
-развитие свободного общения с детьми и взрослыми;
-развитие всех компонентов устной речи детей в различных видах детской деятельности; практическое овладение нормами речи[3].
К концу года дети средней группы могут:
• значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка;
• активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница- сухарница);
• осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове;
• осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения;
• подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать (инсценировать) отрывки из знакомых произведений;
• рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии;
• активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Комплексно-тематическое планирование
Ме- сяц | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия1-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 2-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 3-й недели | Тема и цели детско-взрослого взаимодействия 4-й недели | Обеспечени- ие интегра- ции образо- вания (обра- зовательные) | Планируемые результаты развития ин- тегративных качеств | ||||||||||||||
I | ||||||||||||||||||||
Сентябрь | Тема | Рассказывание об игруш- ках | Рассказывание по кар- тине «Кошка с котята- ми» | Описание игрушек | Рассказывание об иг- рушках | Чтение: формировать умение на- ходить в тек- сте предлоги и правильно определять их место в предложе- нии. Познание: учить назва- ния домаш- них живот- ных и их де- тёнышей. Музыка: учить чётко и внятно проговари- вать слова, вслушивать- ся в звучание слов | Владеет уме- нием опреде- лять и назы- вать форму, цвет, размер и действия каждой иг- рушки. Умеет разли- чать музы- кальные зву- ки по высоте и воспроиз- водить их на музыкаль- ных инстру- ментах с по- мощью педа- гога и само- стоятельно. Знает значе- ние терминов «слово» и «звук», уме- ет их диффе- ренцировать | |||||||||||||
Цели | Учить: - составлять рассказ об иг- рушках с описанием их внешнего вида; - правильно произносить в словах звуки [с], [с'], вы- делять в речи слова с этими звуками; - вслушиваться в звучание слов. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - произношение пройден- ных звуков: [у], [а], [г], [к], - представления о значе- нии терминов «слово», «звук» | Учить: - составлять рассказ по картине вместе с вос- питателем и самостоя- тельно; короткий рас- сказ на тему из личного опыта; - соотносить слова, обозначающие назва- ния животных, с названиями их дете- нышей | Учить: - называть признаки, действия описываемой игрушки, связывать ме- жду собой предложе- ния; - произносить звук [с] длительно, на одном вы- дохе, отчетливо и внятно проговаривать слова. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять умение соотносить названия жи- вотных с названиями их детенышей. Форми- ровать представления о предлогах «за», «под», «на», «в», навыки их применения в речи. Отрабатывать навы- ки правильного произно- шения звуков [с], [с'] | Учить: - составлять описание игрушки; - называть характерные признаки и действия; - составлять короткий рассказ на тему лично- го опыта (при поддерж- ке воспитателя и само- стоятельно). Обогащать словарь правильными назва- ниями окружающих предметов (игрушки), их свойств, действий, которые можно с ними совершать | ||||||||||||||||
Тема | Рассказывание по набору игрушек | Рассматривание иллю- страций к сказке (по выбору воспитате- ля) | Рассказывание о дейст- виях и качествах предме- та в диалоге | Рассказывание об иг- рушках. Дидактическая игра «Петрушка, угадай мою игрушку» | Чтение: учить эмо- ционально откликаться на пережи- вания персо- нажей ска- зок и упот- реблять в своей речи слова, обо- значающие эмоциональ- ное состоя- ние. Музыка: учить пони- мать и слы- шать инто- нацию речи, вслушивать- ся в интона- цию слов. Социализа- ция: учить вежливо об- щаться со взрослы- ми, называть их по име- ни-отчеству | Владеет на- выком разде- лять игровые и реальные взаимодейст- вия со свер- стниками или взрослы- ми. Умеет вежливо вы- ражать свою просьбу и благодарить за оказанную услугу. Умеет само- стоятельно придумать небольшую сказку на за- данную тему | ||||||||||||||
Цели | Закреплять правиль- ное произношение изоли- рованного звука [з]. Учить различать на слух разные интонации, поль- зоваться ими в соответст- вии с содержанием выска- зывания | Учить: - пересказывать корот- кую сказку, вырази- тельно передавать диа- логи персонажей; - пользоваться точны- ми наименованиями для названия детенышей животных | Развивать навыки диалогической речи, об- щения в парах друг с дру- гом (со сверстниками), со взрослым. Учить: - самостоятельно зада- вать вопросы и отвечать на них; - понимать и активно использовать в речи ин- тонацию удивления, ра- дости, вопроса; - вслушиваться в звучание PTTHR' - выделять в словах за- данный звук | Учить: - описывать предмет, не называя его; - задавать вопросы и отвечать на них. Развивать навыки диалогической речи | ||||||||||||||||
Ноябрь | Тема | Рассказывание на тему из личного опыта. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату» | Рассказывание по картинке «Собака со щенятами» | Описание игрушки | Описание и сравнение кукол | Познание: учить правильно называть предметы мебели и рассказывать об их назначении. Музыка: формировать навык регулирования тембра голоса, учить подбирать сходные по звучанию слова | Владеет навыком самостоятельных сенсорно-моторных действий во время обследования предметов быта; умеет узнавать песни по мелодии | |||||||||||||
Цели | Учить: - высказываться на тему личного опыта, предложенную воспитателем; - правильно называть предметы мебели, рассказывать об их назначении. Продолжить работу по углублению знаний о понятии «мебель» | Побуждать к составлению небольшого связного рассказа по картине. Учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта | Учить: - составлять короткий описательный рассказ по игрушке; - слышать и правильно произносить звук [ш], изолированный, в словах и фразах; - правильно регулировать тембр голоса; - вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию | Учить: - описывать и сравнивать кукол; - правильно называть наиболее характерные описательные признаки; - строить законченные предложения. Закреплять представления о понятии «мебель». Развивать навыки выразительной речи | ||||||||||||||||
Декабрь Декабрь | Тема | Описание одежды | Пересказ рассказа Я. Тайца «Поезд» | Рассказывание по набору игрушек | Рассказывание по картине «Таня не боится мороза» | Чтение: формировать навык выразительного чтения и пересказа прочитанного, учить инсценировать отрывки рассказа. Познание: объяснять | Владеет навыком ролевого поведения и пере-воплащения в персонажей произведения. Умеет выделять звуки в слове и подбирать мелодии на заданный | |||||||||||||
Цели | Учить: - описывать зимнюю одежду; - правильно называть предметы зимней одежды; - выделять на слух и правильно произносить звук [ж], изолированный, в словах и фразах; - подбирать слова на заданный звук. | Учить: - пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавая прямую речь персонажей; - самостоятельно подбирать слова со звуком [с] | Побуждать составлять короткие рассказы по набору игрушек. Укреплять артикуляционный аппарат специальными упражнениями. Закреплять навыки правильного произношения звука [ж] в словах и фразах. Учить: - выделять звук [ж] | Учить: - составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; - выделять звуки в слове; - подбирать слова на заданный звук | ||||||||||||||||
Формировать пред- ставление о назначении зимней одежды. Закреплять понятие «одежда» | в словах; - произносить четко и ясно слова и фразы с этим звуком; - правильно пользовать- ся интонацией,говорить достаточно громко | понятие «одежда», рассказывать о её назначе- нии. Музыка: объ- яснять поня- тие «интона- ция» в речи и в музыке, сходство и различие | звук. Владеет тех- никой выпол- нения упраж- нений арти- куляционной гимнастики | |||||||||||||||||
Январь | Тема | Рассказывание по набору игрушек. Дидактическая игра «По- хвалялись звери» | Описание внешнего вида друг друга | Рассказывание по набору предметов | Сравнение предметных картинок | Чтение: учить пра- вильно по- нимать смысл зага- док, само- стоятельно составлять загадки. Познание: учить сравни- вать предме- ты по величи- не, цвету. Социализа- ция: форми- ровать уме- ние плани- ровать по- следователь- ность своих | Умеет само- стоятельно придумывать загадки на за- данную тему. Знает назва- ния предме- тов одежды, дифференци- рует их с на- званиями предметов посуды. Вла- деет умением запоминать и вовремя выполнять поручения | |||||||||||||
Цели | Учить: - составлять короткий рассказ по набору игру- шек вместе с воспитате- лем; - понимать смысл зага- док, правильно называть качества предметов; - выделять четко и пра- вильно звук [ч'] в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями | Учить: - составлять описания внешнего вида и пред- метов одежды друг друга. Дать представление о том, что звуки в сло- вах располагаются в определенной после- довательности | Упражнять: - в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами; - в образовании назва- ний посуды. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - правильно произносить звук [ч']; - отчетливо проговари- вать слова с этим звуком | Учить: - сравнивать объекты на картинках по вели- чине, цвету; - подбирать слова, сходные и различные по звучанию | ||||||||||||||||
действий в игровой деятельности | ||||||||||||||||||||
Февраль | Тема | Описание картинок | Рассказывание по кар- тине «Мама моет по- суду» | Описание предметных картинок | Описание овощей. Оп- ределение овощей на ощупь, по словесной характеристике. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Физическая культура: развивать мелкую мо- торику при определении названий овощей наощупь. Здоровье: учить пра- вильно вы- полнять уп- ражнения дыхательной и артикуляционной гимнастик для форми- рования воз- душного по- тока | Владеет на- выком про- тяжного про- певания зву- ков. Умеет опре- делять цвет, размер и мес- торасположе- ние предмета на картинке. Умеет прави- льно класси- фицировать овощи и вы- делять их свойства и назначение; знает о пользе дыхательной гимнастики и гимнастики после сна | |||||||||||||
Цели | Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя су- щественные признаки; - четкому и правильному произношению звука [щ']; - выделять звук [щ'] в сло- вах | Учить: - составлять рассказ по картине «Мама моет посуду». Укреплять артику- ляционный аппарат специальными упраж- нениями. Закреплять: - произношение звука [щ']; - представление о том, что звуки в слове про- износятся в определен- ной последовательности | Учить: - составлять описание картины; - называть рассматри- ваемый (описываемый) объект, его свойства, признаки, действия; - давать оценку описы- ваемому объекту (пред- мету). Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Закреплять: - навык произношения звука [щ']; - умение различать твер- дые и мягкие согласные звуки. Учить выделять звук в словах | Закреплять умение правильно называть ово- щи, описывать цвет, фор- му и другие качества. Расширять пред- ставления об овощах. Учить: - выделять в овощах определенные свойства; - правильно классифицировать овощи | ||||||||||||||||
Тема | Описание предметов и иг- рушек | Пересказ рассказа Н. Ка- лининой «Помощники» | Описание предметов и игрушек. Отгадывание загадок | Рассказывание по кар- тине «Куры» | Чтение: учить запо- минать | Знает назва- ние предме- тов, которые | ||||||||||||||
Цели | Продолжить учить составлять описания предметов, игрушек. Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - правильно употреблять слова, обозначающие про- странственные отноше- ния; - четкому и правильному произношению звуков [л], [л']; - выделять на слух звуки [л], [л'] в словах; - подбирать слова со звуком [л] или [л']. Закреплять уме-кие: - подчеркнуто произносить звук в слове; - различать на слух твер- дые и мягкие согласные звуки; - определять первый звук в слове | Учить: - пересказывать близко к содержанию текст рас- сказа Н. Калининой «Помощники»; - замечать несоответ- ствия в передаче со- держания текста при слушании рассказа то- варищей. Закреплять: - умение образовывать слова-названия предме- тов посуды по аналогии и обращать внимание на несхожесть некото- рых названий; - представления о звуковом составе слова, об определенной после- довательности звуков. Учить самостоятель- но подбирать слова со звуками [с], [ш] в на- чале, середине, конце слов | Продолжать учить: - описывать предметы; - определять и называть первый звук в слове. Упражнять: - в образовании форм глагола «хотеть» (хочу - хочет, хотим — хотят); - в умении выполнять артикуляционную гимна- стику. Закреплять: - навык правильного произношения звуков [л], [л'] в изолированном ви- де, в словах и фразах; - умения интонационно выделять заданный звук в слове; - подбирать слова на за- данный звук. Учить: - выделять звуки [л], [л'] в речи; - правильно пользоваться вопросительной и утвер- дительной интонациями; - выделять голосом опре- деленные слова | Учить: - составлять короткий рассказ по картине «Куры»; - сравнивать петуха, курицу и цыплят. Закреплять: - умение самостоя- тельно подбирать сло- ва, сходные и не сход- ные по звучанию; - представление о том, что звуки в слове сле- дуют друг за другом | текст прочи- танного рас- сказа и эмо- ционально пересказы- вать прочи- танное. Социализа- ция: учить тактично де- лать замеча- ния и отме- чать несоот- вествия при слуша- нии рассказа товарищей. Познание: учить пра- вильно определять поло- жение пред- метов в про- странстве. Музыка: формировать умение раз- личать звуки по высоте и голосом выделять определён- ные слова | окружают в помещении детского сада, и умеет опре- делять их по- ложение в пространст- ве по отно- шению к себе. Умеет так- тично дока- зывать и объ- яснять свою позицию при оценива- нии пересказа сверстников; проявляет инициативу в оказании помощи това- рищам | ||||||||||||||
Апрель | Тема | Закрепление обобщающих понятий. Подбор слов на заданный звук | Рассказывание об иг- рушках. Дидактические игры «Узнай по описанию», «Чего не стало?» | Рассказывание о предме- тах. Дидактическая игра «Чудесный мешочек» | Описание игрушек. Дидактическая игра «Что изменилось?» | Познание: развитие сенсорных эталонов при определе- нии предме- тов на ощупь. Музыка: раз- вивать навык самостоя- тельного оп- ределения сходных и различных по высоте звуков; чётко произносить фразы в раз- личном темпе. Познание: учить опре- делять цвет, размер и на- значение группы предметов | Владеет уме- нием форми- ровать обоб- щающие по- нятия: овощи, одежда, мебе- ль. Умеет разли- чать, из каких частей состав- лена группа предметов, и знает их назначение. Проявляет инициативу в оказании помощи взрослым, умеет счи- таться с инте- ресами това- рищей | |||||||||||||
Цели | Продолжать форми- рование навыков связной речи. Учить: - подбирать нужные по смыслу слова; - четко и правильно произносить звуки [р], fp']; - подбирать слова с этими звуками; - внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответ- ствующей интонацией. Закреплять усвоение обобщающих понятий: одежда, овощи, мебель. Укреплять артикуля- ционный аппарат детей специальными упражне- ниями. Развивать умения: - определять и называть первый звук в слове; - подбирать слова на за- данный звук | Учить составлять описание игрушки, на- зывая ее характерные признаки. Закреплять: - представления о том, что слова звучат; - состоят из звуков; - звуки в слове разные; - умение самостоя- тельно заканчивать слово, названное вос- питателем | Укреплять артикуля- ционный аппарат специ- альными упражнениями. Учить: - слышать звуки [р], [р'] в словах; - подбирать слова с этими звуками; - четко и ясно произносить слова и фразы, на- сыщенные звуками [р], [р']; - произносить чистого- ворку отчетливо в раз- ных громкости и темпе. Закреплять умения: - в произношении звуков М, [р']; - составлении описания предмета; - рассказывании о внеш- нем виде, качествах и свойствах предмета | Продолжать обу- чение описанию внеш- него вида предметов, их характерных при- знаков. Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных. Обратить внимание на то, что все названия детенышей звучат по- хоже на названия взрослых животных того же вида. Закреплять пред- ставления о том, что звуки в словах произ- носятся в определенной последовательности. Развивать умение самостоятельно нахо- дить разные и похожие по звучанию слова | ||||||||||||||||
Май | Тема | Рассматривание и описа- ние картинок, иллюстра- ций | Беседа о домашних жи- вотных. Дидактическая игра «Назови правильно» | Беседа о транспорте | Чтение русской народ- ной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Чтение: учить эмо- циональному прочтению | Владеет тех- никой упраж- нений артику- ляционной | |||||||||||||
Цели | Учить: - составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя су- щественные признаки; - четко и правильно про- износить сочетание зву- ков [из]; - уместно употреблять в описательной речи пред- лог из | Формировать представления о до- машних животных. Сообщить новые сведения о животных. Учить правильному произнесению названия детенышей домашних животных | Обогатить иуточ- нить: - представления о транс- порте; - понимание обществен- ной значимости труда шофера, водителя | Познакомить с со- держанием русской на- родной сказки «Сест- рица Аленушка и бра- тец Иванушка». Учить находить и вы- делять в сказке особен- ности композиции (присказка, зачин). Воспитывать лю- бовь к русской народ- ной сказке | сказки, ин- тонационно выделять речь персо- нажей; учить определять основные части сказки и пересказы- вать их. Музыка: учить слу- шать музы- кальные сказки и эмо- ционально на них от- кликаться | и дыхатель- ной гимна- стик. Умеет правильно употреблять в речи пред- логи. Умеет чётко и ясно произ- носить фразы в различном темпе и с раз- ной громко- стью | ||||||||||||||