Профессиональная этика работника индустрии туризма и особенности деловых отношений в сфере туризма.




Разновидностью профессиональной этики является деловая этика. Профессиональная этика регулирует нравственные отношения людей в трудовой деятельности: производственной, предпринимательской, управленческой, сервисной, научной, художественной и др.

Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должны руководствоваться организа­ции и их члены в своей деятельности в сфере управления и предпри­нимательства [. Сегодня бизнес-этика трактуется в двух аспектах:

- как мораль делового сообщества. В основе морали лежат тра­диции и определенные правила отношений между участника­ми рынка. Эти правила воспринимаются как нормы поведения, следование которым носит рекомендательный, добровольный характер;

- как реальная практика ведения бизнеса. Этика здесь понима­ется как нормальный для данного сообщества (региона, стра­ны, города и т. д.) порядок ведения дел и носит прикладной характер. Данный подход к деловой этике связан с философ­ской трактовкой понятия «норма». С одной стороны, есть нор­ма как идеал, к которому надо стремиться, с другой — есть нор­ма как нормальный ход дел, отличный от идеального порядка. В самом узком смысле этика выражается в том, как участники рынка договариваются друг с другом и как они исполняют до­говоренности (на Западе необходим контракт, на Востоке дос­таточно личных договоренностей).

Необходимость этики (при действующих законах) вызвана тем, что любой закон несовершенен и его можно обойти. Этика выступает дополнительным регулятором бизнеса, гарантирующим участникам рынка определенные рамки и порядок ведения дел, а также снижение рисков. Важно отметить, что неэтичное поведение, как правило, co-is­впадает с понятием незаконной экономической деятельности. Б неко­торых случаях — в новых секторах бизнеса — этика как регулятор опе­режает действующее законодательство или замешает отсутствующие законы (это характерно для интернет-бизнеса). Этическая проблема возникает каждый раз, когда появляется воз­можность пренебречь моральными нормами для получения прибыли: нарушение существующего законодательства; нарушение общественных моральных норм; нарушение обязательств; разрушительный характер действий; ущерб лицам или организациям; не принимаются во внимание права собственности, защита кон­фиденциальности личной жизни, а также неотъемлемые права потребителей; снижение благосостояния другого лица или группы лиц; не происходит поиск альтернативного действия.

В интересах фирмы сделать выбор в пользу этичного поведения. Причем не только из моральных соображений, но и потому, что отказ от этой позиции может повлечь серьезные потери (падение продаж, утрата доверия и т. п.). В самом общем плане неэтичное поведение на­носит ущерб функционированию всей экономической системы и сни­жает доверие граждан к предприятию.

Основная моральная дилемма, которую необходимо решить де­ловому человеку в своей профессиональной деятельности, — прибыль и общественно одобряемые способы ее получения. Совершенно понят­но, что от эффективности (прибыльности) деятельности фирмы, пред­приятия, корпорации зависит как успешность экономического разви­тия общества в целом, так и социальный уровень жизни отдельно взятого человека.

Под влиянием этого обстоятельства сформировалась концепция социально-этичного поведения, полагающая, что задачей организации является установление нужд, потребностей и интересов целевых рын­ков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективны­ми и более продуктивными (чем у конкурентов) способами с одновре­менным сохранением или укреплением благополучия потребителей и общества в целом. Актуальность этого подхода заключается в том, что он учитывает требования экологии, удовлетворенность потребителя и заинтересо­ванность производителя. Предприятие, решившее использовать кон­цепцию социально-этичного поведения, должно четко и гласно сфор­мулировать этические правила, которым оно будет следовать в своих отношениях с рынком. Если рассматривать сервис как согласованную деятельность от­дельно взятых личностей, то часть нравственных регламентации бу­дет проистекать из норм общечеловеческой и персональной этики. Если сервисную деятельность рассматривать как вид деловой актив­ности (предприимчивости) человека, то проблемы нравственного выбора скорее будут решаться в рамках этики рынка (этики делово­го общения). Если же рассматривать сервис как форму трудовой де­ятельности, то вопросы морали будут находиться в плоскости про­фессиональной этики.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: