Провести «исследование» на тему: «Повышение способности к обучению учащихся колледжа путем использования социально-психологического тренинга»




Варианты контрольных работ

По курсу «Экспериментальная психология»

 

Целью предлагаемой контрольной работы является проверка усвоения студентами программного материала, изучаемого в курсе «Экспериментальная психология».

Всего предлагается три варианта контрольной работы. Первый вариант выбирают студенты, чьи фамилии начинаются буквами от А до И, второй – от К до Т, третий – от У до Я.

Каждый вариант предусматривает три задания. Самым объемным и многоплановым является задание 1, выполнение которого должно показать степень знакомства с основными понятиями курса и умение адекватно пользоваться ими. Задание 2 на операциональное определение понятий включено в контрольную работу с тем, чтобы студенты приобрели минимальный навык самостоятельной работы в этой важнейшей для эмпирического психологического исследования области. Задание 3 включено в работу, поскольку его тема, валидность, является, по словам В. Н. Дружинина, центральным понятием экспериментальной психологии.

Вариант 1

1. Провести «исследование» на тему: "Влияние процесса обучения на уровень самокритичности".

Исходная информация. С группой руководителей в количестве 16 человек были проведены занятия по повышению профессиональной квалификации, в частности, по повышению уровня уверенности в себе.

Гипотеза исследования состоит в том, что при определенном воздействии на группу с завышенной самокритичностью, показатели одних и тех же тестов изменятся, самокритичность снизится, люди станут более уверенными в себе, спокойными, уравновешенными, снизятся депрессивные состояния.

Показатели «самоуверенности и самокритичности» выявлялись при помощи фрустрационного теста Розенцвейга.

Задание.

1. Исходя из гипотезы:

- предложить схему (план) эксперимента, записать ее с помощью символики Кемпбелла;

- определить, что в данном исследовании будет выступать в качестве независимой переменной (НП), и что в качестве зависимой переменной (ЗП), сделать предположения о характере динамики показателей зависимой переменой.

2. Результаты тестирования, проведенного до начала профессионального обучения и после его окончания приведены в табл. 1.

Таблица 1

е1 I1 m1     О Б У Ч Е Н И Е     (X)   Е2 I2 М2
             
             
             
             
             
             
             
             
             
  2,5 9,5        
             
             
             
             
             
             
Мх 5,3 9,7 8,3 7,8 6,9 9,1
σх 3,6 2,8 3,4 4,2 1,9 4,7

 

На основании данных табл. 1:

- построить гистограмму, отражающую динамику изменений показателей методики Розенцвейга до и после экспериментального воздействия на объект исследования

 

 

Рис. 1(гистограмма). Соотношение показателей теста до и после

экспериментального воздействия.

- рассчитать коэффициенты асимметрии и эксцесса, сделать вывод о характере распределения эмпирических данных, полученных в результате тестирования, выбрать соответствующие (параметрические или непараметрические) статистики для исследования экспериментальных показателей;

- рассчитать коэффициенты корреляции между одноименными показателями теста Розенцвейга, примененного до и после профессионального обучения. Результаты занести в таблицу 2. Сделать вывод по результатам корреляционного анализа.

Таблица 2.

Е1 I1 М1      
      Е2
      I2
      М2

 

рассчитать значимость различий между значениями переменных, полученными в ходе исследования до и после экспериментального воздействия, по t-критерию Стъюдента. Результаты расчетов занести в табл. 3. Сделать вывод по результатам корреляционного анализа Таблица 3

Показатель теста Значение t-критерия Стъюдента Уровень значимости различий
Е te=  
I tj =  
М tm =  

 

3.

3. Сделать вывод о результатах экспериментального исследования процесса обучения руководителей на курсах повышения квалификации: подтвердилась ли гипотеза исследования? Обосновать свой вывод.

2. Дать операциональное определение понятий.

1. Тревожность. 2. Научение. 3. Инсайт.

3. На внутренюю валидность эксперимента отрицательно влияет ряд факторов, среди них: 1) эффект тестирования, 2) отсев

Задание: дать формальное определение каждого из этих факторов и привести примеры их влияния.

Вариант 2.

Провести «исследование» на тему: «Повышение способности к обучению учащихся колледжа путем использования социально-психологического тренинга»

Исходная информация. С группой учащихся колледжа (10 человек) проводился социально-психологический тренинг (СПТ), направленный на активизацию логических мыслительных функций. Для оценки обучаемости испытуемых применялись «Методика оценки способности к обучению» (ОСО), которая измеряет развитие логических мыслительных функций, и методика экспертных оценок (ЭО) учебной успеваемости. После проведения предварительного тестирования с группой учеников в течение одной недели проводился СПТ для развития навыков логического мышления по 2 часа в день. По окончании СПТ учеников подвергли повторному тестированию.

Гипотеза исследования состоит в том, что благодаря использованию СПТ возможно повышение успеваемости учеников колледжа за счет активизации логических мыслительных функций.

Задание.

1. Исходя из гипотезы исследования:

- предложить схему (план) эксперимента, записать ее с помощью символики Кемпбелла;

- определить, что в данном исследовании будет выступать в качестве независимой переменной (НП), и что в качестве зависимой переменной (ЗП), сделать предположения о характере динамики показателей зависимой переменой.

- определить, что в данном исследовании может выступать в качестве побочных переменных (ПП), и предложить меры по их нейтрализации.

- определить, что в данном исследовании может выступать в качестве дополнительных переменных (ДП), и предложить меры по их учету.

2. Протокол психологического обследования представлен в табл.1. На основании данных табл. 1 определить:

- нормальность распределения эмпирических данных, полученных в процессе психодиагностики с использованием ОСО и ЭО, рассчитав коэффициенты асимметрии и эксцесса эмпирической кривой;

- с помощью t-критерия Стъюдента определить степень изменчивости показателей ОСО и ЭО до и по­сле воздействия НП;

- сделать вывод относительно изменения показателей логического мышления учеников после воздействия НП.

- определить валидность показателей ОСО путем сравнения с внешним критерием, полученным при помощи экспертных оценок уровня учебной успеваемости испытуемых. Для этого рассчитать коэффициент корреляции ОСО и ЭО до воздействия НП и после ее воздействия

 

Таблица 1

ОСОдо ЭОдо     ОСОпосле ЭОпосле
             
             
           
      С      
      П    
      Т      
             
      (X)      
           
           
Мх            
σх 1,8 2,21     1,7 2,17

 

2. Вывод. Сделать вывод о влиянии социально-психологического тренинга на показатели учебной успеваемости учеников колледжа, подтвердилась ли гипотеза исследования? Обосновать свой вывод.

2. Дать операциональное определение понятий.

1. Интеллект. 2. Отношение. 3. Смерть.

 

3. На внутренюю валидность эксперимента отрицательно влияет ряд факторов, среди них: 1) фон, 2) естественное развитие.

Задание: дать формальное определение каждого из этих факторов и привести примеры их влияния.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: