Правление князя Владимира и крещение Руси.




Учитель: Когда погиб князь Святослав, на Руси оставалось три его сына. Старший, Ярополк, стал великим князем и с отцовской дружиной правил в Киеве. Среднему, Олегу, ещё отцом была дана в управление древлянская земля. Младший, Владимир, был отправлен княжить в Новгород. Через несколько лет после смерти отца, когда братья подросли, между ними началась борьба за власть – усобица. В ходе ожесточённых битв погиб Олег, а Ярополк не сумел отстоять свои владения и был предательски убит на переговорах наёмными варягами.

Ученый-архивариус: Так в 980 году великим князем стал Владимир Святославич (980-1015).Владимир Святославич (980-1015). В княжеской семье он считался не равным своим братьям. Мать Владимира Малуша была рабыней-ключницей у его отца великого князя. Воспитывал Владимира его дядя Добрыня – брат Малуши и дружинник Святослава. Ещё в Новгороде Добрыня стал воеводой – предводителем княжеского войска и советником молодого княжича – и привёл своего родственника к власти. В делах государственных Владимир показал себя мудрым правителем. Он занялся обустройством и защитой своей земли. Владимир запомнился народу как добрый и справедливый князь «Красное Солнышко». В народных сказаниях – былинах – много столетий спустя пелось о том, как «у ласкового князя Владимира во стольном городе во Киеве» ставились столы под открытым небом и созывались на княжий пир «и богатыри могучие, и купцы торговые, и мужики деревенские». На этих пирах князь набирал к себе в дружину добрых молодцев. В народных былинах и сказках остались образы защитников Руси: Ильи Муромца – сына простого пахаря, знатного воина Добрыни Никитича и многих других.

Владимир расширил границы Руси. Его воеводы ходили походами на запад (против Польши) и на восток (против непокорных радимичей и вятичей). Под рукой киевского князя были собраны все восточнославянские племена и многие их ближайшие соседи. При этом Владимир изменил способ управления государством. Все племена, которые платили дань Киеву, лишились своих собственных княжеских династий. Вместо них Владимир рассылает по землям Руси своих многочисленных сыновей как великокняжеских наместников-управителей. Из приближённых князя в города назначались посадники – местные правители, которые от имени князя вершили суд, собирали дань. От столицы Киева в разные стороны прокладывались «прямоезжие» дороги. Во всех землях князья и посадники вершили суд по древним устным обычаям, которые назывались «законом русским».

 

 

 

 

Важной задачей Владимира была оборона южных рубежей Русской земли от набегов печенегов. Печенежские орды (племена) кочевали в то время в причерноморских степях. Каждое лето, когда степные кони нагуливали силы на сочных травах, ханы объединялись и вели своих соплеменников на Русь. В городах и сёлах они находили богатую добычу: оружие, пищу, одежду, дорогие ткани и украшения. Заслышав о подходе русских дружин, печенеги так же быстро и неожиданно уходили обратно в степи, уводя за собой сотни пленников – товар для невольничьих рынков Причерноморья. Чтобы спасти жителей Руси от этой беды, Владимир Святославич приказал строить укрепления на южных границах. По берегам притоков Днепра протянулись линии непреодолимых для печенежской конницы земляных валов. Дороги и речные броды охраняли крепости. Эти пограничные заставы первыми принимали удар печенежских орд. Дым от сигнальных костров, зажигавшихся на их башнях, в несколько минут давал знать в Киев о приближении врага. Навстречу печенегам выходила великокняжеская дружина. Так мирная жизнь земледельца и горожанина оказалась под надёжной защитой.

Правление Владимира Святославича стало временем укрепления Древнерусского государства, организации обороны от набегов степняков.

Ученый-археолог: Принятие христианства. На рубеже X-XI веков Русь была страной достаточно цивилизованной, с развитыми городами и государственными порядками. Однако в то время как в большинстве соседних государств уже утвердились мировые религии, на Руси ещё сохранялись языческие верования. Уже в 980 году Владимир Святославич решился на перемены. Из множества богов было отобрано несколько, которых объявили общими для всей Руси. Главным богом стал Перун – покровитель князя и дружины. В Киеве и Новгороде были поставлены священные идолы, перед которыми горели костры и прилюдно приносились жертвы. Однако древнее язычество не могло ответить на новые вопросы, которые ставила жизнь перед людьми. Владимир Святославич задумал избрать для Руси новую веру. Путешественники из восточных стран предлагали ему принять ислам, купцы-евреи – обратиться к иудейской вере, а проповедники из Западной Европы – крестить Русь по обряду римской христианской церкви. Но Владимир остановил свой выбор на православном христианстве. Жителей Руси многое связывало с православной Византийской империей. Торгуя, воюя, заключая союзы с Византией, они привыкли заимствовать у неё многие порядки. На «греческого царя» (императора) равнялись русские князья, усиливая свою власть. Блистательный Царьград в глазах русской знати, горожан был столицей мира. Бабка Владимира княгиня Ольга в 957 году побывала в Константинополе, где её принимал сам император. Там она по примеру многих правителей новых европейских государств отказалась от язычества и приняла крещение в Константинопольском храме Святой Софии.

Однако византийские императоры рассматривали принятие каким-либо народом православия как подчинение Византии. Чтобы не допустить этого, в 988 году русское войско Владимира явилось в Крым и захватило греческий город Херсонес (Корсунь). По требованию Владимира в обмен на город византийцы были вынуждены прислать ему священников для крещения и сестру императора царевну Анну в жёны.Она стала единственной супругой князя. Он отказался от многожёнства, буйных пиров. По приказу великого князя языческих идолов уничтожили. Все люди в городах и селениях, повинуясь своему правителю, сходились к рекам, где их крестили греческие священники. На месте языческих святилищ стали строить христианские храмы. Византийские мастера обучали русских людей хитрому искусству каменной кладки, стенной росписи, мозаики. По законам христианской церкви, подкреплённым государственной силой, были запрещены кровавые жертвоприношения, многожёнство. Все молодожёны должны были венчаться в церкви, крестить детей. На Русь стали привозить христианские книги, переведённые в Болгарии на славянский язык и написанные на славянской азбуке – кириллице. Многие люди стали учиться читать и писать. Теперь русские князья могли на равных говорить с христианскими правителями Европы. Они стали направлять своих посланников в европейские столицы.

Учитель: С 988 года государственной религией Руси стало православие. Оно оказало сильное влияние на развитие культуры, цивилизации в русских землях.

Становление православной церкви на Руси. После крещения на Руси была «выстроена» православная церковная организация. Все крещёные люди в городах и сёлах составили общины верующих – приходы. Здесь приходские священники – попы в свете свечей и под красивое пение читали молитвы, проповеди, совершали таинства богослужения. Множество таких приходских церквей было построено на Руси. В разных землях, из которых состояло государство, они объединялись в большие церковные области, которые возглавляли епископы. Во главе всех епископов Русской Православной Церкви стоял митрополит Киевский и всея Руси. Он назначался Константинопольским Патриархом, так как русская митрополия была частью единой православной церкви. Первоначально большинство священников были приезжими греками или болгарами, но с течением времени всё больше русских людей становились священниками и даже митрополитами.

 

 

 

 

 

 

Государство заботилось об укреплении православия. Десятую часть своих доходов князь Владимир велел отдавать церкви на содержание священников, строительство храмов. На эти же средства в Киеве был построен для митрополита огромный каменный храм Пресвятой Богородицы, прозванный Десятинной церковью. Но христианство непросто приживалось на русской земле. Долго ещё, особенно на глухих северных окраинах, люди прислушивались к голосу волхвов, молились Христу и одновременно приносили жертвы Перуну, в нательные кресты прятали языческие талисманы-обереги. Церковь была вынуждена мириться с этим: включала некоторые любимые языческие праздники в число христианских, позволяла людям носить одновременно языческие и христианские имена (так, князь Владимир в крещении был назван Василием, но его редко кто так величал). Сочетание в верованиях языческих и христианских представлений получило название двоеверия.

Особое значение в укреплении православия сыграли монастыри. После крещения появились люди, которые готовы были отречься от благ этого мира ради беззаветного служения Богу и вере. На Руси, так же как и в других христианских странах, кроме священников (белого духовенства), появились и монахи (чёрное духовенство). Такими были христианские подвижники Антоний и его последователь Феодосий Печерский. Их усилиями в середине XI века был основан Киево-Печерский монастырь, монахи которого жили в выкопанных ими пещерах (печорах) на берегу Днепра недалеко от Киева. Они посвящали свои дни молитвам и изучению священных книг. Из стен Киево-Печерского монастыря вышло немало образованных вероучителей, творцов русской культуры. Русская Православная Церковь стремилась воспитывать народ в духе христианства.

Крещение Руси стало важнейшим событием в годы правления великого князя Владимира Святославича (980-1015). Древнерусское государство окрепло и вошло в число христианских стран Европы, став частью православного мира.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: