Организация процесса внедрения здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф.




В 2001 -2002 учебном году начался эксперимент по внедрению в практику школы модернизированной здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Учителю сформированного 1 класса предложили начать использовать данную технологию, и она без особых раздумий согласилась, т.к. результаты медицинского обследования будущих первоклассников оказались далеко не лучшими. Из 21 человека – 11 имели заболевания (сердечно-сосудистая система – 2чел., ЖКТ – 1, неврология – 2, хирургия – 2, плоскостопие – 2, ЛОР – 2, нарушения зрения – 3, МПС – 1). В основную группу по физкультуре определены 16 человек, в подготовительную – 5. По группам здоровья: I – 2 человека, II – 14 человек, III – 5 человек.

Итак, в эксперимент включился один первый класс в количестве 21 человека. В контрольном классе – 17 человек. Эксперимент был рассчитан на 4 года (2001-2005).

В первую очередь, была проведена работа с родителями. Их озадачили результатами динамики здоровья в школе, результатами текущего медосмотра, познакомили со здоровьесберегающей технологией Базарного В.Ф.. Позитивный отклик родителей позволил более эффективно включиться в эксперимент, т.к. многое из данной технологии было сделано руками родителей, с помощью их финансовой поддержки:

- конторки для детей (приложение 1, рис.1)своими руками изготовили папы (расходы на приобретение стройматериалов родители взяли на себя);

- мамы и бабушки навязали хлопчатобумажных ковриков для стояния за конторками босиком, на которые пришили множество пуговиц для большей эффективности массажа стоп (приложение 1,рис.2);

- силами родителей на потолке классной комнаты была нарисована гуашью схема «СУС» для выполнения зрительно-координаторных тренажей (приложение 2);

- вместе с детьми оборудовали в классе своими руками гравийные дорожки для массажа стоп: папы сколотили специальные удлинённые ящики и привезли гравий, дети наполнили эти ящики гравием.

Экспериментальный класс был разделён на класс мальчиков и класс девочек. При раздельно-параллельном обучении дети общались между собой (мальчики с девочками) во внеурочное время, т.к. представляли собой единую класс-группу.

Основные предметы: чтение, русский язык, математику, «Мир вокруг нас» в обоих классах вёл классный руководитель.

Для ведения остальных предметов была создана «команда» учителей, заинтересовавшихся этой идеей: учитель трудового обучения, музыки, рисования, учителя физкультуры для девочек и мальчиков, а также логопед и воспитатель группы продленного дня. Для них в начале сентября психологом школы была проведена консультация по отличию психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек, после чего были составлены (скорректированы) программы с учётом этих особенностей. Например, по физической культуре у девочек отводилось большее количество часов на гимнастику, которая в большей степени развивает грацию, пластику, женственность, были введены элементы ритмики; при общей физической подготовке обращалось особое внимание на укрепление мышц брюшного пресса, чтобы подготовить девочек к роли будущих матерей. У мальчиков же отводилось большее количество часов на спортивные игры; при занятиях ОФП – больше упражнений на развитие силы, выносливости.

Были введены дополнительные 2 часа хорового пения, 1 час спортивных игр у мальчиков, 1 час рукоделия у девочек, динамические паузы между уроками (на свежем воздухе в любую погоду).

Была сохранена группа продлённого дня с обязательной прогулкой после уроков, организовано двухразовое горячее питание (после второго урока – завтрак, после шестого – полноценный обед).

Расписание было составлено так, что происходила постоянная смена деятельности, поэтому дети не уставали, например:

Класс мальчиков Класс девочек

1. Математика 1. Хор

2. Хор 2. Математика

3.Русский язык 3. Физкультура

4. Динамическая пауза 4. Русский язык

5. Чтение 5. Динамическая пауза

6. Физкультура 6. Чтение

Рабочий день обязательно начинался с зарядки под музыку, причём движения показывали сами дети по очереди.

На уроках шла постоянная смена динамических поз: дети работали сидя, стоя за конторками, сидя на ковре, стоя у доски. За урок ети 4 - 6 раз переводились из положения сидя в положение стоя и наоборот.

В процессе уроков учитель использовал такой приём, предложенный Базарным В.Ф., как сенсорные тренажи. В классе постоянно висели иллюстрации, по которым проводился этот тренаж, на каждом уроке - свои: математика – цифры (приложение 1,рис.3); письмо – письменные буквы; чтение – сюжеты сказок, рассказов; «Мир вокруг нас» - природные явления и т. п.

Являясь по натуре творческой личностью, педагог не только изучала положения здоровьесберегающей технологии Базарного В.Ф., опыт учителей, уже использующих эту технологию, апробировала её в своей практике, но и «изобретала» свои приёмы, которые тоже работают на сохранение и улучшение здоровья детей. Большая подвижность детей на уроке достигалась благодаря и приёмам, разработанным самой учительницей, например:

- дети ищут ответы на поставленные учителем вопросы, а ответы «развешены» в разных частях класса на разном уровне от пола. Чтобы найти нужный ответ, ребёнку приходится либо вертеть в разные стороны головой, либо бегать по классу (по усмотрению учителя),

-1-й ряд – слагаемое, 2-й ряд – другое слагаемое. Учитель даёт команду: «1-е слагаемое собирается около доски» - дети 1-го ряда бегут к доске. «2-е слагаемое собирается около двери» - дети 2- го ряда бегут к двери. «Все бегите ко мне!» Все дети бегут к учителю. «Что у вас получилось?» Дети: «Сумма»;

- детям раздаются карточки с числами (например, по теме сумма), им надо сгруппироваться по три человека так, чтобы у одного было одно слагаемое, у другого – другое слагаемое, у третьего – сумма этих слагаемых (см. разработку урока, приложение 7).

Систематически на уроках учитель занимался с детьми по схеме универсальных символов («СУС») в разных режимах.

На каждом уроке проводились физкультминутки, обстановка для которых постоянно менялась: между партами под стихи, под музыку, по гравийной дорожке с различным положением рук (за головой, на поясе, подняты вверх и т.д.) (приложение 1, рис.4), в коридоре, под партой и т.д.

На каждом уроке присутствовала обязательная гимнастика для глаз (тоже разнообразная: либо глазками ищут что-то, не поворачивая головы, либо используют пейзаж за окном школы и т.д.) (приложение 7).

Часто использовались упражнения из дыхательной гимнастики.

Часы здоровья по учебным пособиям Зайцева Г.К. [19],[20] проводились 3 – 4 раза в месяц. На этих занятиях дети учились быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия. Ребята научились правилам обращения со своим организмом, массажу и самомассажу (примерную тематику смотри в приложении 8).

Постоянно витаминизировалось питание детей: родители по очереди ежедневно делали салаты из свежих овощей с добавлением фруктов (чаще яблок) для всех детей, а в периоды эпидемии гриппа весь класс обеспечивали чесноком, который не только употребляли в пищу, но и носили на шее в маленьких контейнерах из-под «киндер-сюрприза». Кроме этого, родители закупали поливитамины для всех детей в течение всего учебного года.

Учитель, с помощью родителей, организовал еженедельные занятия детей плаванием в одном из бассейнов г. Перми (приложение 1, рис.5).

Учитель 1 класса работала в постоянном содружестве с психологом школы, с медицинским работником. С их помощью проводилось просвещение родителей по данному вопросу, знакомство с результатами экспресс-диагностик.

Родители стали более активны: сами интересовались ходом эксперимента, результатами, предлагали помощь в случае необходимости. На родительских собраниях они предоставляли сведения о самочувствии детей дома, делились их и своими впечатлениями. Вместе с учителем обсуждали проблемы, какие-то нюансы, возникшие в ходе эксперимента, искали пути их решения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: