Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера




Федеральное агентство по образованию

Чебоксарский химико-механический техникум

 

Утверждаю

Заместитель директора

по учебной работе

_______________ А.И. Чучалина

«____»_____________ 2005 г.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

И контрольные задания к контрольной работе

для студентов заочного отделения

 

Предмет: Безопасность жизнедеятельности
Специальность: 240401 "Химическая технология органических веществ"; 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования"

 

Разработал Рубцов В.Ф.   Рассмотрено на заседании ПЦК химико-технологических дисциплин   Протокол № ___ от «___» ___________ 2005 г. Председатель ___________________________

 

 

2005 г.

 

  1. Пояснительная записка

 

Программа предоставлена тремя разделами и рассчитана на непрерывное овладевание студентами учебным материалом в процессе обучения в течении учебного года. Курс «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя теоретические и практические занятия.

Занятия по курсу БЖД включается в общее расписание техникума.

Преподавание курса БЖД проводит преподаватель – организатор курса БЖД.

В результате изучения курса

Студенты должны:

Знать:

- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных бедствиях.

- Организовать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Иметь представление:

- О здоровье и здоровом образе жизни.

Требования к уровню подготовки студентов

 

Данные требования предъявляются к выпускникам среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».

Студенты должны:

Знать:

- Общие сведения о ЧС;

- ЧС мирного и военного времени, их последствия;

- Устойчивость производств в условиях ЧС;

- Назначение и задачи гражданской обороны;

- Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС;

- Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствия ЧС;

- Средства защиты;

- Основы медицинских знаний;

- Негативное воздействие на организм человека вредных привычек.

Уметь:

- Владеть навыками безопасного воздействия поведения в опасных различных ситуациях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- Организовать мероприятия по локализации последствий ЧС;

- Владеть навыками выполнения мероприятий ГО по защите и жизнеобеспечения населения;

- Оказывать первую медицинскую помощь;

- Вести здоровый образ жизни.

Изучение разделов учебной дисциплины рекомендуется проводить, придерживаясь следующей последовательности:

1. Ознакомиться по программе с содержанием раздела.

2. Прочитать в учебнике и методических указаниях весь относящийся к данному разделу материал.

3. Ответить на вопросы контрольного задания.

Программой предусмотрено выполнение студентами Контрольных работ по вопросам, где в каждом варианте 4 вопроса.

Работы выполняются в ученической тетради на 12 листах. Номер задания контрольной работы определяется студентами по его порядковому номеру в учебном журнале. Работа выполняется аккуратно, без направлений в тексте, с указанием использованной литературы.

Результаты, полученные при проведении практических работ, предоставляется в виде отчета, оформленного в папке со скоросшивателем. Программа рассчитана на 38 часов, из них: практические занятия – 8 часов. Итоговый контроль – экзамен.

 


Методические указания

Введение

Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере. Опасности и их источники.

Вредный фактор и травмирующий фактор. Аксиома о потенциональной опасности. Происшествия, авария, катастрофа, стихийное бедствие.

Безопасность, системы безопасности. Определение БЖД. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

Литература: 1 стр. 5-21.

РАЗДЕЛ 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях

Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера

Негативные факторы техносферы при чрезвычайных ситуациях: причины возникновения негативных факторов. Отходы – источник негативных факторов техносферы. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производств.

Отходы в виде материальных потоков. Выбросы в атмосферу.

Сбросы в водоемы. Биологические, химические и физические загрязнения. Загрязнения земель. Энергетические загрязнения среды обитания.

Литература:

1 стр. 62-70

3 стр. 102-125

Радиационная безопасность и защита от ионизирующих излучений при чрезвычайных ситуациях: Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». Радиоактивные источники загрязнения. Основные характеристики ионизирующих излучений. Дозы поглощения и дозы ионизирующего излучения. Искусственные источники радиации.

Воздействие радиации на организм человека. Формы лучевой болезни.

Основные дозовые пределы облучения, согласно правилам НРБ-99.

Литература осн:

1 стр. 124-128

3 стр. 180-185

доп.: 1 стр.128-137.

Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.

Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации по характеру происхождения.

Чрезвычайные ситуации по масштабу распространения и широте охвата. Два основных направления минимизации риска возникновения ЧС.

Техногенные аварии, стихийные явления и бедствия: промышленные взрывы и пожары на промышленных объектах; аварии с выбросом вредных веществ; характеристики аварий на радиоционно опасных объектах.

Технические средства предотвращения техногенных аварий: средства взрывозащиты герметических систем: пожарная защита производственных объектов от воздействия атмосферного статического электричества.

Ядерное оружие и его поражающие факторы. Проникающая радиация и радиоактивные загрязнения и заражения. Химическое, бактериологическое и другие виды оружия, характер воздействия на организм.

Литература:

1 стр. 216-252.

Методические указания

Студенты должны:

Знать:

- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия;

- Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории РФ в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий, их последствия.

- Основные источники ЧС военного характера, современные средства поражения.

- Должен уметь прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать их последствия.

Иметь представление:

- Причины возникновения негативных факторов при чрезвычайных ситуациях, уметь по возможности их устранять, представлять опасность ионизирующих измерений и способы защиты.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: