Федеральное агентство по образованию
Чебоксарский химико-механический техникум
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
_______________ А.И. Чучалина
«____»_____________ 2005 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
И контрольные задания к контрольной работе
для студентов заочного отделения
Предмет: | Безопасность жизнедеятельности |
Специальность: | 240401 "Химическая технология органических веществ"; 150411 "Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования" |
Разработал Рубцов В.Ф. Рассмотрено на заседании ПЦК химико-технологических дисциплин Протокол № ___ от «___» ___________ 2005 г. Председатель ___________________________ |
2005 г.
- Пояснительная записка
Программа предоставлена тремя разделами и рассчитана на непрерывное овладевание студентами учебным материалом в процессе обучения в течении учебного года. Курс «Безопасность жизнедеятельности» включает в себя теоретические и практические занятия.
Занятия по курсу БЖД включается в общее расписание техникума.
Преподавание курса БЖД проводит преподаватель – организатор курса БЖД.
В результате изучения курса
Студенты должны:
Знать:
- Принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных ЧС и стихийных бедствиях.
- Организовать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.
Иметь представление:
- О здоровье и здоровом образе жизни.
Требования к уровню подготовки студентов
Данные требования предъявляются к выпускникам среднего профессионального образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
Студенты должны:
Знать:
- Общие сведения о ЧС;
- ЧС мирного и военного времени, их последствия;
- Устойчивость производств в условиях ЧС;
- Назначение и задачи гражданской обороны;
- Организация защиты и жизнеобеспечения населения в ЧС;
- Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации последствия ЧС;
- Средства защиты;
- Основы медицинских знаний;
- Негативное воздействие на организм человека вредных привычек.
Уметь:
- Владеть навыками безопасного воздействия поведения в опасных различных ситуациях при возникновении чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- Организовать мероприятия по локализации последствий ЧС;
- Владеть навыками выполнения мероприятий ГО по защите и жизнеобеспечения населения;
- Оказывать первую медицинскую помощь;
- Вести здоровый образ жизни.
Изучение разделов учебной дисциплины рекомендуется проводить, придерживаясь следующей последовательности:
1. Ознакомиться по программе с содержанием раздела.
2. Прочитать в учебнике и методических указаниях весь относящийся к данному разделу материал.
3. Ответить на вопросы контрольного задания.
Программой предусмотрено выполнение студентами Контрольных работ по вопросам, где в каждом варианте 4 вопроса.
Работы выполняются в ученической тетради на 12 листах. Номер задания контрольной работы определяется студентами по его порядковому номеру в учебном журнале. Работа выполняется аккуратно, без направлений в тексте, с указанием использованной литературы.
Результаты, полученные при проведении практических работ, предоставляется в виде отчета, оформленного в папке со скоросшивателем. Программа рассчитана на 38 часов, из них: практические занятия – 8 часов. Итоговый контроль – экзамен.
Методические указания
Введение
Взаимодействие человека и среды обитания. Эволюция среды обитания, переход к техносфере. Опасности и их источники.
Вредный фактор и травмирующий фактор. Аксиома о потенциональной опасности. Происшествия, авария, катастрофа, стихийное бедствие.
Безопасность, системы безопасности. Определение БЖД. Перспективы развития науки о безопасности жизнедеятельности. Роль и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Литература: 1 стр. 5-21.
РАЗДЕЛ 1. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях
Тема 1.1. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени, природного и техногенного характера
Негативные факторы техносферы при чрезвычайных ситуациях: причины возникновения негативных факторов. Отходы – источник негативных факторов техносферы. Закон о неустранимости отходов и побочных воздействий производств.
Отходы в виде материальных потоков. Выбросы в атмосферу.
Сбросы в водоемы. Биологические, химические и физические загрязнения. Загрязнения земель. Энергетические загрязнения среды обитания.
Литература:
1 стр. 62-70
3 стр. 102-125
Радиационная безопасность и защита от ионизирующих излучений при чрезвычайных ситуациях: Федеральный закон «О радиационной безопасности населения». Радиоактивные источники загрязнения. Основные характеристики ионизирующих излучений. Дозы поглощения и дозы ионизирующего излучения. Искусственные источники радиации.
Воздействие радиации на организм человека. Формы лучевой болезни.
Основные дозовые пределы облучения, согласно правилам НРБ-99.
Литература осн:
1 стр. 124-128
3 стр. 180-185
доп.: 1 стр.128-137.
Общие сведения о чрезвычайных ситуациях.
Классификация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайные ситуации по характеру происхождения.
Чрезвычайные ситуации по масштабу распространения и широте охвата. Два основных направления минимизации риска возникновения ЧС.
Техногенные аварии, стихийные явления и бедствия: промышленные взрывы и пожары на промышленных объектах; аварии с выбросом вредных веществ; характеристики аварий на радиоционно опасных объектах.
Технические средства предотвращения техногенных аварий: средства взрывозащиты герметических систем: пожарная защита производственных объектов от воздействия атмосферного статического электричества.
Ядерное оружие и его поражающие факторы. Проникающая радиация и радиоактивные загрязнения и заражения. Химическое, бактериологическое и другие виды оружия, характер воздействия на организм.
Литература:
1 стр. 216-252.
Методические указания
Студенты должны:
Знать:
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, их последствия;
- Чрезвычайные ситуации военного характера, которые могут возникнуть на территории РФ в случае локальных вооруженных конфликтов или ведения широкомасштабных боевых действий, их последствия.
- Основные источники ЧС военного характера, современные средства поражения.
- Должен уметь прогнозировать чрезвычайные ситуации и оценивать их последствия.
Иметь представление:
- Причины возникновения негативных факторов при чрезвычайных ситуациях, уметь по возможности их устранять, представлять опасность ионизирующих измерений и способы защиты.