Россия и страны дальнего зарубежья




В 2000 г. президент В. В. Путин подписал три базовых документа, которые легли в основу внешней политики: Концепцию национальной безопасности Российской Федерации, Военную доктрину РФ и Концепцию внешней политики РФ. Главными принципами, на основе которых строится внешняя политика, были объявлены обеспечение безопасности страны и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности. Ставилась задача сохранения статуса великой державы, которая определяла прагматичный характер российской внешней политики.

Из документа (Концепция внешней политики Российской Федерации (28 июня 2000 г.):

Высшим приоритетом внешнеполитического курса России является защита интересов личности, общества и государства. В рамках этого процесса главные усилия должны быть направлены на достижение следующих основных целей:

• обеспечение надежной безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности;

• обеспечение прочных и авторитетных позиций страны в мировом сообществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам Российской Федерации как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира и которые необходимы для роста ее политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала;

• воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося на общепризнанных нормах международного права, включая прежде всего цели и принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами;

• создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобразований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека;

• формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;

• поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия;

• всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом;

• содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Террористические акты в США 11 сентября 2001 г. привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против терроризма. Россия, имеющая большой опыт борьбы с терроризмом на своей территории, стала участником формировании новой системы международной безопасности. Когда в октябре 2001 г. США начали антитеррористическую операцию в Афганистане, Россия открыла свое воздушное пространство для поставок военных грузов в Афганистан. Она также согласилась на размещение американских военных баз в Средней Азии.

В мае 2002 г. президент США Дж. Буш совершил официальный визит в Москву, в ходе которого были подписаны совместная декларация президентов России и США о новых российско-американских стратегических отношениях, а также Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Россия закрыла в том же году военно-морскую базу Камрань (Вьетнам) и радиоэлектронный центр в Лурдесе (Куба), имеющий важное стратегическое значение.

В. В. Путин и Дж. Буш подписывают договор о СНП, 2002 г.

Однако вскоре США изменили сложившийся баланс сил в мире, выйдя из Договора по противоракетной обороне 1972 г. (ПРО). Нарушение стратегической стабильности стало причиной укрепления Россией своего вооруженного потенциала.

В 2002 г. был создан Совет Россия-НАТО, в рамках которого стало осуществляться сотрудничество РФ и НАТО, и на саммите Большой восьмёрки Россию объявили полноправным членом этой организации.

Эмблема Совета Россия - НАТО

Главным событием международной жизни в 2003 г. стало вторжение США и Великобритании в Ирак. Формальным предлогом для "антитеррористической операции" стала информация о наличии у иракского руководства ядерного и химического оружия. Подтвердить эти сведения не удалось. Россия осудила войну в Ираке.

НАТО, созданный для предотвращения советской угрозы, несмотря на крушение СССР, мировой системы социализма и ОВД, продолжил расширение на восток. В 2004 г. в состав блока вошли Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва, Эстония, в 2009 г. - Албания, Хорватия.

США заговорили о необходимости борьбы с "иранской угрозой", для чего предполагалось разместить американскую систему ПРО в Польше и Чехии в непосредственной близости российских границ. В феврале 2007 г. В. В. Путин в "Мюнхенской речи" выразил серьезную озабоченность унилатерализмом США и использованием армии и спецслужб для решения политических задач. В апреле того же года РФ приостановила выполнение условий Договора об обычных вооружениях в Европе и заявила о возможности размещения ракет "Искандер" в Калининградской области.

Из документа (Выступление и дискуссия на Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, 10 февраля 2007 г.)

…Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но и вообще невозможна. И не только потому, что при единоличном лидерстве в современном – именно в современном – мире не будет хватать ни военно-политических, ни экономических ресурсов. Но что еще важнее: сама модель является неработающей, так как в ее основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации. Вместе с тем все, что происходит сегодня в мире, – и сейчас мы только начали дискутировать об этом – это следствие попыток внедрения именно этой концепции в мировые дела – концепции однополярного мира.

…Единственным механизмом принятия решений по использованию военной силы как последнего довода может быть только Устав ООН.

…Думаю, очевидно, — процесс натовского расширения не имеет никакого отношения к модернизации самого альянса или к обеспечению безопасности в Европе. Наоборот — это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить — против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора? Где теперь эти заявления?

…ОБСЕ пытаются превратить в вульгарный инструмент обеспечения внешнеполитических интересов одной или группы стран в отношении других стран. И под эту задачу «скроили» и бюрократический аппарат ОБСЕ, который абсолютно никак не связан с государствами-учредителями. «Скроили» под эту задачу процедуры принятия решений и использования так называемых «неправительственных организаций». Формально, да, независимых, но целенаправленно финансируемых, а значит — подконтрольных.

……Россия — страна с более чем тысячелетней историей, и практически всегда она пользовалась привилегией проводить независимую внешнюю политику. Мы не собираемся изменять этой традиции и сегодня".

В августе 2008 г. президент Д. А. Медведев огласил основы внешней политики России: 1) первенство основополагающих принципов международного права, 2) неприятие однополярного мира и строительство многополярности, 3) избежание изоляции и конфронтации с другими странами, 4) защита жизни и достоинства российских граждан, "где бы они ни находились", 5) защита интересов России в "дружественных ей регионах".

В июле 2009 г. американский президент Б. Обама совершил официальный рабочий визит в Москву, в ходе которого были подписаны двусторонние соглашения, в том числе о транзите американских военных грузов в Афганистан через территорию России. В сентябре 2009 г. администрация Б. Обамы объявила о своем решении не размещать средства противоракетной обороны (ПРО) в Чехии и Польше. Россия поддержала США в принятии экономических санкций против Ирана. Вместе с тем, российские инженеры вели строительство АЭС в Бушере. В 2011 г. АЭС вступила в строй.

Российские и иранские специалисты на АЭС в Бушере.

В апреле 2010 г. президент России Д. А. Медведев и президент США Б. Обама подписали в Праге Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений сроком на 10 лет. Достигнутые в СНВ-III договоренности сняли взаимные озабоченности и отвечали интересам безопасности России.

Д. А. Медведев и Б. Обама подписали Договор о сокращении стратегических наступательных вооружений

В 2011 г. американская армия по распоряжению Обамы участвовала в интервенции НАТО в Ливию. Глава МИД РФ С. Лавров заявил, что военное вмешательство Запада в дела Ливии не соответствует резолюции ООН.

В 2012 г. Россия присоединилась к Всемирной торговой организации (ВТО) с целью получения лучших условий для доступа российской продукции на иностранные рынки, создания более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО, возможности вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (членство в ВТО — обязательное условие). Внутренние противники членства РФ в ВТО утверждают, что рост объема импортных товаров будет наносить ущерб российской промышленности и правительство сможет применять меры по защите своего рынка.

С 2012 г. Россия - член ВТО

На азиатском направлении России удалось достичь большой прогресс в отношениях с Китаем и Индией. РФ стала участником ключевых азиатских интеграционных структур — Организации Центрально-Азиатского сотрудничества (2004) и Шанхайской организации сотрудничества (2001). С момента основания ШОС странами-участницами было проведено несколько совместных антитеррористических учений.

Шанхайская Организация Сотрудничества

В июле 2000 г. президент В. В. Путин впервые за историю российско-корейских отношений посетил Пхеньян с официальным визитом. В том же месяце президент РФ совершил визит в Китай, в результате которого было принято Совместное заявление президента России и Председателя КНР Цзян Цзэминя по вопросам противоракетной обороны и Пекинская декларация России и Китая. В октябре 2004 г. в ходе визита в Пекин В. В. Путин подписал дополнение к соглашению о российско-китайской государственной границе. Улучшению межгосударственных отношений способствовала демаркация российско-китайской границы 2005 г. В июне 2009 г. в результате переговоров президента России Д. А. Медведева и председателя КНР Ху Цзиньтао было достигнуто важное соглашение о сотрудничестве стран в энергетике на 100 млрд долларов.

В. В. Путин и Ху Цзиньтао. Пекин, 2004

Получил развитие российско-латиноамериканский диалог. В 2008 г. состоялся первый визит главы РФ Д. А. Медведева в страны Латинской Америки. По объему торгово-экономических отношений в группу ведущих российских партнеров в Латинской Америке входят Аргентина, Чили, Бразилия и др. Важное значение имеет сотрудничество в газо- и нефтедобыче, электроэнергетике, военно-технических отраслях, конверсионном производстве, геологоразведке, машиностроении, добыче драгоценных металлов, металлургии, транспорте, сельском хозяйстве, пищевой промышленности.

Д.Медведев и У. Чавес. Венесуэла, 2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: