Расширенная программа курса




Предисловие

 

Усложнение современной промышленной инфраструктуры, хроническое загрязнение урбанизированных территорий и природной среды, рост числа техногенных катастроф, активизация геосфер планеты, имеющая также и признаки техногенных причин, возрастающее количество политических и социальных конфликтов, приводящих к гуманитарным катастрофам в зоне их возникновения, значительно осложняют существование человека в им же созданной техногенной среде.

Современная антропогенная нагрузка на природную среду измеряется миллиардами тонн. Ежегодно в водные системы планеты поступает около 15 млрд т загрязнителей, в атмосферу – около 1 млрд т, на поверхность земли – до 85 млрд т. В России к концу ХХ века около 12% территории отнесено к зонам чрезвычайной экологической ситуации и экологического бедствия. На ней по-прежнему проживают люди. Контакты человека с токсичными и радиоактивными веществами в условиях как производства, так и загрязненной природной среды приводят к изменению видового генофонда человечества. На настоящий момент в мире более 5% (в Европе – до 15%) населения имеют отягощенную наследственность, количество наследственных болезней возросло до 4000, 3,5% детей рождаются с предрасположенностью к хроническим заболеваниям, 0,5% – с болезнями, полученными вместе с генами родителей.

Не менее опасны и последствия стихийных бедствий, особенно в условиях, когда в местах массового проживания людей не учтены природно-климатические особенности. В качестве примера можно привести землетрясение в Нефтегорске, в несколько секунд стершее с лица земли поселок и унесшее жизни 1841 человека.

Количество техногенных аварий в мире колеблется от 800 до 1500 в год, при этом погибает в среднем около 4 тыс. человек. В результате аварий на автомобильном транспорте – свыше 30 тыс. человек в год, на воздушном транспорте – от 150 до 200 человек в год.

Исключить с определенной вероятностью нежелательные последствия – естественное желание любого человека.

Цель преподавания дисциплины “Безопасность жизнедеятельности” (БЖД) – ознакомить студентов с теоретическими основами безопасности жизнедеятельности (понятием опасных и безопасных условий деятельности, классификацией и количественной оценкой опасностей, принципами, методами и средствами обеспечения безопасных условий деятельности) и особенностями дифференцированного подхода к безопасности (специфика безопасности в производственных условиях, чрезвычайных ситуациях, в условиях окружающей природной среды, испытывающей техногенное давление).

Курс лекций по дисциплине “Безопасность жизнедеятельности” читается в высших учебных заведениях России с 1990 г. Он качественно отличается от прежнего курса “Охрана труда”, включает четыре раздела: “Теоретические основы БЖД”, “Природные аспекты БЖД”, “БЖД в условиях производства (охрана труда)”, “БЖД в условиях чрезвычайных ситуаций”.

 


Расширенная программа курса

«Безопасность жизнедеятельности»

 

Теоретические основы БЖД

 

Виды деятельности человека. Аксиома потенциальной опасности. Понятие опасности. Понятие безопасности. Модель деятельности человека с точки зрения БЖД. Виды нежелательных последствий. Реальные и потенциальные (скрытые) опасности. Номенклатура опасностей. Квантификация опасностей. Таксономия опасностей. Классификация опасностей по основным признакам: природе, официальному стандарту, локализации, времени проявления отрицательных последствий, видам причиненного ущерба, вызванным последствиям, сферам проявления, структуре (строению), характеру воздействия на человека. Понятие пассивных опасностей. Идентификация опасностей. Причины и последствия. Триада “опасность – причина – последствия”. Понятие риска как меры опасности. Индивидуальный риск. Социальный риск. Субъективное восприятие риска. Методологические подходы в определении риска: инженерный, модельный, экспертный, социологический. Абсолютная безопасность. Концепция приемлемого риска. Методы управления риском. Системный анализ в безопасности. “Дерево причин и опасностей”. Методы анализа: априорный, апостериорный; прямой, обратный. Принципы обеспечения безопасности: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Широко применяемые принципы. Принцип нормирования. Принцип слабого звена. Принцип информации. Принцип классификации. Методы обеспечения безопасности. Понятие гомосферы. Понятие ноксосферы. Метод разделения гомосферы и ноксосферы. Метод нормализации ноксосферы. Метод адаптации человека к условиям ноксосферы. Средства обеспечения безопасности. Индивидуальные средства защиты. Коллективные средства защиты. Режимы работы средств защиты. Надежность средств защиты. Элементы системного анализа при разработке мероприятий по обеспечению безопасности. Эргономические основы БЖД. Виды совместимости техники и человека: информационная, биофизическая, энергетическая, пространственно-антропометрическая, технико-эстетическая. Психология безопасности. Функциональное состояние оператора; основные фазы. Производственные и особые психические состояния. Запредельные формы психического напряжения. Пароксизмальные состояния. Психогенные изменения настроения. Состояния, связанные с приемом психотропных средств. Человек как элемент системы “человек – среда”. Анализаторы человека: зрительные, слуховые, тактильные, температурные, болевая и вибрационная чувствительность.

 

Природные аспекты БЖД

 

Человек как биологический вид. Человек как природопользователь. Понятие техногенеза. Гомеостатическое плато. Нарушение устойчивости природных комплексов. Роль экологии и охраны окружающей среды в регулировании устойчивости экосистем. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Классификация вещества на планете по В.И.Вернадскому. Косное вещество. Живое вещество. Биокосное вещество. Вещество рассеянных атомов. Вещество в радиоактивном распаде. Биогенное вещество. Вещество космического происхождения. Живое вещество как активированная форма материи. Условия существования живого вещества. Температурные интервалы, давление, агрессивность среды. Роль живого вещества в биосфере. Накопление энергии в биосфере. Распределение энергии в биосфере. Формирование осадочных пород. Формирование воздушной оболочки на планете. Формирование озонового слоя. Составляющие биосферы: литосфера, атмосфера, гидросфера. Пленки жизни (планктонные, донные, наземные). Трофические связи. Сгущения жизни. Роль эко-, био-, тафофакторов в эволюции биосферы. Концепция экосистем. Экологические пирамиды (биомасс, продукции, чисел). Понятие экологических факторов. Абиотические факторы. Биотические факторы. Периодичность действия факторов. Экологическая ниша. Популяция. Структура популяций. Биогеоценоз. Понятие экосистемы. Виды экосистем (микро-, мезо-, макроэкосистемы, глобальная экосистема). Наземные экосистемы. Водные экосистемы (пресноводные, морские). Экологические правила. Экологические законы. Закон толерантности. Роль антропогенных факторов в нарушении устойчивости экосистем. Загрязнения атмосферы. Пыль. Газообразные загрязнения. Аэрозольные загрязнения. Парниковый эффект. Кислотные дожди. Смоги. Замутнение атмосферы. Истощение озонового слоя. “Кислородный голод”. Температурные инверсии. Физические загрязнения (шум, тепловые загрязнения). Загрязнение гидросферы. Загрязнение нефтепродуктами. Загрязнение ПАВ. Загрязнение органическим веществом. Радиоактивное загрязнение. Аккумуляция токсичных веществ в водной биоте. Загрязнение литосферы. Эрозия почв (ветровая, водная, химическая). Деградация почв. Радиоактивное загрязнение почв. Влияние химического загрязнения на формирование биокосного вещества (почвы).

Аспекты демографического взрыва, истощения природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в понятии “пределов роста”. Модели мировой динамики развития. Национальные и региональные программы охраны окружающей среды. Программа ООН по окружающей среде. Работа Международной комиссии по охране среды и развитию (1983, 1987, 1992 гг.). Понятие экоразвития. Устойчивое развитие. Рио-де-Жанейро –92. “Декларация Рио по окружающей среде и развитию”. “Рамочная конвенция об изменении климата”. “Конвенция о биологическом разнообразии”. “Заявление о принципах глобального консенсуса по управлению, сохранению и устойчивому развитию всех видов лесов”. “Повестка дня на XXI век”.

 

БЖД в условиях ЧС

 

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Стадии (фазы) развития ЧС. Понятие и основные виды дестабилизирующих факторов. Классификация ЧС. ЧС природного происхождения. ЧС антропогенного происхождения. ЧС техногенного происхождения. Социально-политические конфликты. Виды стихийных бедствий, вызывающих ЧС природного происхождения. Землетрясения. Шкала измерений. Частота землетрясений различной интенсивности. Предвестники землетрясения. Зависимость ущерба от интенсивности, расстояния от эпицентра, времени года и суток. Вулканы. Цунами. Наводнения. Оползни. Снежные лавины. Сели. Лесные пожары (низовые, верховые). Подземные пожары. Степные пожары. Инфекционные заболевания (людей, животных, растений).

Виды ЧС антропогенного характера. ЧС, связанные с изменением атмосферы (резкое изменение погоды и климата, превышение предельно допустимых концентраций (ПДК) вредных веществ в атмосфере, формирование зоны кислотных дождей, повышение уровня городского шума, температурные инверсии). ЧС, связанные с изменением суши (катастрофические паводки, оползни, обвалы земной поверхности в результате хозяйственной деятельности человека; интенсивная деградация почв; истощение невозобновимых ресурсов; наличие тяжелых и радиоактивных металлов в почвах). ЧС, связанные с изменением биосферы (сокращение видового разнообразия биосферы в результате антропогенного загрязнения среды обитания и уменьшения ареала обитания).

Виды ЧС техногенного характера. Транспортные аварии и катастрофы. Пожары и взрывы. Аварии с выбросом токсичных веществ. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Аварии с выбросом биологически опасных веществ. Гидродинамические аварии. Принципы обеспечения безопасности в условиях ЧС. Принцип “ненулевого риска”. Принцип комплексности. Принцип превентивности. Принцип дифференцированного подхода.

 

БЖД в производственных условиях

(охрана труда)

 

Трудовое законодательство. Государственная политика в области охраны труда. Контроль и надзор за состоянием охраны труда. Сертификация охраны труда. Аттестация рабочих мест. Особенности организации охраны труда на предприятиях (организациях). Уголки и кабинеты охраны труда. Нормирование рабочего места. Обучение и контроль знаний в области охраны труда. Инструктажи: виды, порядок и периодичность проведения. Медицинские осмотры. Профилактика и учет профзаболеваний. Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Социальное страхование. Гигиеническая оценка условий труда. Вредные производственные факторы (физические, химические, биологические, факторы трудового процесса. психофизиологические). Оптимальные и допустимые условия труда. Вредные и опасные условия труда. Параметры микроклимата производственных помещений (температура, влажность, скорость движения воздуха, инфракрасное излучение). Загрязнение воздуха рабочей зоны химически вредными веществами. ПДК вредных веществ в воздухе рабочей зоны, в атмосферном воздухе населенных пунктов. Электробезопасность. Неотпускающий ток. Фибрилляционный ток. Виды электрических травм. Электроудар. Электрошок. Электроожоги. Электрические знаки. Металлизация кожи. Сопротивление тела человека. Пожарная безопасность. Организация пожарной безопасности на производстве. Средства тушения пожаров. Средства сигнализации.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: