Язык романа. Особенности повествования.
А. Почему Белый использует ритмическую прозу?
Б. В чем художественный смысл сокращений, неожиданных обрывов речи персонажей и повествователя?
В. Приведите примеры оксюморона и раскройте смысл широкого использования этого тропа в романе.
Г. Найдите в тексте метонимии и объясните их художественные функции.
Д. Покажите особенности сказа как формы повествования в романе «Петербург».
Литературные реминисценции в романе
А) Какие гоголевские образы можно найти в тексте романа?
Б) Какова функция эпиграфов в романе?
В) Почему в эпиграфах использованы цитаты из произведений позднего Пушкина?
Г) Как трансформируется в «Петербурге» мотив отцеубийства из романа Достоевского «Братья Карамазовы»?
Д) Кого из героев Достоевского напоминает Николай Аполлонович и почему?
Модель мира. Проблематика
А) Как можно охарактеризовать реальное время и место действия романа?
Б) Каковы художественное время и пространство романа?
В) Какие проблемы поставлены в романе «Петербург»?
Литература к занятию
Белый Андрей. Петербург. Л.: Наука, 1981 (Сер. «Литературные памятники»)
Долгополов Л. Андрей Белый и его роман «Петербург». Л., 1988.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
3) Две «Незнакомки» А.А. Блока: особенности пафоса, образы героев, концепция «мира — балагана»
1. Сравните стихотворение А.А. Блока «Незнакомка» и одноименную лирическую драму. В чем сходство на уровнях сюжета, образов героев, пафоса?
2. Сравните представителей разных социальных слоев — завсегдатаев кабачка и аристократического салона.
3. Каковы объекты блоковской иронии: мир физический? Метафизический? Каковы функции блоковской иронии — только разрушение или и созидание?
4. Найдите героев-двойников в данных произведениях.
5. В чем состоит идейная функция образов Голубого, Поэта и Звездочета? Укоренены ли лирические персонажи пьесы в действительности?
6.Каково отношение автора этих произведений к символизму?
7. Можно ли поставить драму «Незнакомка» на современной российской сцене?
Литература к занятию
Блок А.А. Незнакомка (стихотворение). Незнакомка (стихотворная драма). Любое издание.
Бугров Б.С. Драматургия русского символизма. М., 1993.
Жирмунский В.М. ПОЭЗИЯАЛЕКСАНДРА БЛОКА. Петербург. 1922. [Режим электронного доступа:] https://www.ldn-knigi.narod.ru
ldnleon@yandex.ru
Жирмунский В.М. Поэтика АЛЕКСАНДРА БЛОКА // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977.
Колобаева Л.А. Русский символизм. М., 2000.
Корецкая И. В. Символизм Русская литература на рубеже XIX и ХХ веков. Корецкая И. В. Блок // История всемирной литературы. Т. 8 [Русская литература на рубеже XIX и ХХ веков] (1994)
Минц З. Г. Поэтика А.Блока. СПб., 1999.
Минц З. Г. Поэтика русского символизма. СПб., 2004.
Тема 3. Творческие принципы акмеизма и поэзия О.Мандельштама
1.Какое место в кругу акмеистов занимал Мандельштам? К какой разновидности этого течения можно отнести мандельштамовскую поэзию?
2.Охарактеризуйте особенности понимания Мандельштамом акмеизма на примере его статьи "Утро акмеизма".
3.Каковы основные мотивы и темы стихотворений сборников "Камень" и "Tristia"?
4.В чем своеобразие историко-культурной темы в поэзии Мандельштама (стихотворения "Я ненавижу свет", "Notre Dame", "Нет, не луна, а светлый циферблат... ")?
5.Каков художественный хронотоп в стихотворениях "Я не слыхал рассказов Оссиана", "Я не увижу знаменитой "Федры""?
6.Раскройте философию истории на примере цикла "Петербургские строфы". Близка ли она трактовке русской истории у А.Белого?
7.Охарактеризуйте образность лирики Мандельштама. Каков ее жанровый состав? Что можно сказать о стиле двух дореволюционных сборников?
Литература к занятию
1. Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. Т.1-2.
2. Аверинцев С.С. Судьба и весть Осипа Мандельштама // Мандельштам О. Сочинения: В 2 т. М., 1990. С.5-64.
3. Жирмунский В.М. На путях к классицизму (О.Мандельштам – «Tristia») // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С. 138-141..
4. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. Л., 1977. С.106-133.
5. Лекманов О.А. Осип Мандельштам. М., 2004 (сер. «ЖЗЛ»).
Тема 4. Творчество В.В.Маяковского и футуризм
1. Какие стихотворения дооктябрьского периода творчества Маяковского тематически близки его поэме "Облако в штанах"? С какими частями поэмы они соотносятся?
2. Есть ли в произведении социальные и философские мотивы?
3. В чем своеобразие мифотворчества поэта?
4. Что представляет собой лирический герой поэмы?
5. Каков художественный хронотоп?
6. В чем состоит своеобразие языка «Облака в штанах»?
Литература к занятию
Шкловский В.Б. Вышла книга Маяковского «Облако в штанах» // Шкловский В.Б. Гамбургский счет. М., 1990. С.42-45.
1 контрольная точка письменная работа по выбору студента
А) Метафора в поэме "Облако в штанах": традиционная или новаторская?"
План:
Введение
1. Метафора "любовь-огонь" в классической поэзии 19 в. и ее обновление Маяковским. Художественная функция этой метафоры.
2. Метафора как средство создания городского пейзажа.
3. Метафора и библейские образы (Христос, Иоанн Креститель, Иродиада, Мария, Бог, апостол Пётр).
Заключение.
Литература: Карабчиевский Ю. Воскрешение Маяковского. Любое издание.
Б) Идейные и жанрово-стилевые искания в творчестве Л.Н.Андреева
1.Сравните разработку темы детства в рассказах А.П.Чехова и раннем творчестве Л.Н.Андреева ("Ванька", "Петька на даче", "Ангелочек").
2.В чем своеобразие проблемы духовных поисков в прозе Андреева ("Жизнь Василия Фивейского", "Иуда Искариот")? Каково мифотворчество у Андреева?
3.Какие философско-нравственные проблемы поставлены в произведениях писателя ("Большой шлем", "Рассказ о семи повешенных")? В чем своеобразие их трактовки?
4.Каков художественный метод писателя, связан ли Андреев с каким-либо литературным направлением либо течением?
5.Назовите основные жанры, в которых работал писатель.
6.В чем, по вашему мнению, стилевое своеобразие андреевского творчества?
Литература к занятию
Бугров Б.С. Леонид Андреев: Проза и драматургия. М.,