Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)




Вопросы по философии (Для студентов З/Ф)

1. Когда и где возникла философия?

  1. Как понимали философию в античной культуре?
  2. Философия и миф?
  3. Философия и религия?
  4. Философия и наука?
  5. Философия и мировоззрение?
  6. Философия и искусство?
  7. Почему вопрошание является источником и естественным условием реальной философии?
  8. Чем отличается реальная философия от философии теорий и систем?
  9. Основной вопрос философии по Энгельсу и Хайдеггеру?
  10. Сущностное отличие материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм.
  11. Основное условие существования философии как природной склонности человека.
  12. Основные разделы философского знания?
  13. Основные функции философии?
  14. Философия как метод самоконструирования личности?
  15. Какие интеллектуальные способности формирует философия?
  16. Чем отличаются онтологическая, гносеологическая и антропологическая парадигмы философствования?
  17. Какой смысл Хайдеггер вкладывал в понятие ДАЗАЙН?
  18. Кто в европейской философии первым поставил проблему бытия и каковы основные тезисы учения о бытии?
  19. Материя, пространство, время и движение в философии?
  20. Декарт, Гегель, Кант и Гуссерль о сознании?
  21. Сущность процесса социализации в рамках онтогенеза.
  22. Что означает предметность сознания в постмарксистской традиции?
  23. Как понимается идеальность сознания в современной философии?
  24. Основные гносеологические концепции в философии?
  25. Суть деятельностной концепции в теории познания.
  26. Роль ощущений в деятельностной концепции.
  27. Определение предмета познания в деятельностной концепции?
  28. По какому признаку различаются основные гносеологические теории?
  29. Почему практика может выполнять функцию критерия истины?
  30. Назовите основные формы человеческой действительности.
  31. Поясните в каком аспекте отражают человеческий мир понятия: «общественно-экономическая формация», «цивилизация», «культура» и «человечество».
  32. Основные факторы возникновения глобальных проблем современности их классификация и пути решения?.
  33. Основные факторы формирования и сущность феномена НООСФЕРЫ.
  34. Сущность человека по Марксу, Гегелю, в рамках религиозной философии, в экзистенциализме?
  35. Основные элементы социально-деятельностной сущности человека?.

 

Вопросы к экзаменам по философии для студентов дневного отделения

Годовой курс(144 часа)

Преп. В.А. Фролов (к.ф.н., доцент)

1. История рождения и изначальный смысл термина философия.

- Любовь и мудрость в культуре Древней Греции. Философия как любовь к мудрости.

-Мудрость и софистика. Почему философы Древней Греции не называли себя мудрецами.

2. Возникновение философии.

- Основные факторы, условия и механизм возникновения философии.

 

3. Философия и миф.

- Мамардашвили об отличии философии от мифа.

- Основные условия и гносеологический механизм возникновения философии.

- Основные черты мифологического сознания.

 

4. Философия и искусство.

-Что объединяет философию и искусство?

- Принципиальное отличие философии от искусства. Мамардашвили о запрете на чувственные ассоциации.

- «Запределивание» как основной метод философии.

 

5. Философия и религия.

- Основные условия и механизм возникновения религиозного сознания.

- Главный признак религиозного сознания и отличие религии от философии по социальной форме существования.

- История взаимоотношения религии и философии в европейской истории.

- Религия в российском обществе. Почему она существует?

- Что вы думаете об исторической судьбе религии?

- Как относится к религии светская философия (например, Мамардашвили).

 

6. Философия и наука.

- Платон об отличии философии и науки.

- Основные отличия философии и науки.

 

7. Философия и мировоззрение.

- Определение мировоззрения.

- Структура мировоззрения и его уровни.

- Роль философии в формировании мировоззрения.

 

8. Философия как по-двиг мысли.

- Мамардвшвили, Кант и Ортега-и-Гассет об укорененности метафизики в жизни человека. Философия как природная склонность и потребность человеческого разума.

- Основное условие существования философии как природной склонности человека (Мамардашвили и Хайдеггер).

9. Основной вопрос философии.

- Мифологическая и философская картина мира. Рождение философии из удивления. Формулировка основного вопроса философии по Энгельсу и Хайдеггеру.

- Сущностное отличие материализма и идеализма. Объективный и субъективный идеализм.

- Платон: легенда-символ о пещере. Основная задача философа. Роль сомнения в философии нового времени. Апории Зенона и проблемы мышления.

- Отличие (имплицитное) философских вопросов от научных. Вечность философских вопросов.

 

10. Экзистенциальные истоки философии и ее укорененность в бытии. Вопрошание как источник и естественное условие реальной философии.

- Вопрошание как знание о собственном незнании человека-основание его свободы и ответственности в мире.

- Вопрошание как источник реальной философии.

- Вопрошание как способ формирования самосознания человека.

- Наука и философия как способы решения собственно человеческих проблем в условиях кризиса современной цивилизации.

 

11. Специфика философского знания.

- Философия как способ умозрения трансцендентного. Идеи как способ бытия вещей.

- Рефлексия как сущность механизма философствования. (Для философа жизнь – это усилие во времени).

- Философия как способ самосозидания человека.

- Реальная философия и философия теорий и систем. Путь от реальной философии к теоретической как путь «страданий».

 

12. Философия в культуре и образовании.

-Культура и образование: связь и зависимость. Требования современной культуры к образованию.

- Отношение к философии в наше время и в истории образования.

- Роль философии в становлении человека как личности.

- Основные задачи философского курса в вузе. Что может дать философия студенту для само-совершенствования?

 

13. Структура философского знания.

-Основные разделы философии.

 

14. Основные функции философии и их содержание.

 

15. Статья Мамардашвили «Как я понимаю философию».

- Какой путь по мнению М.К. Мамардашвили ведет к овладению философией? Во-первых….Во-вторых…

- Основное условие реального философствования? «Мы философствуем в той мере, в какой пытаемся выяснить условия, при которых мысль может состояться как состояние живого сознания… Следовательно, порождать такой вопрос может только…»

- С чего начинается самостоятельное мышление?

 

 

16. Основные парадигмы философствования (История философии)

- Определение парадигмы в науке и философии.

- Мотив объективизма и трансцендентализма в философии Гуссерля.

- Онтологическая парадигма.

- Гносеологическая парадигма.

- Ограниченность онтологической и гносеологической парадигм и начало поворота к антропо-логической парадигме.

- Необходимость и возможность становления парадигмы «Аффирмо».

- М. Хайдеггер о проблеме смысла бытия. Содержание и логика аналитики «ДАЗАЙН».

- Первое следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.

- Второе следствие из аналитики «Присутствия» Хайдеггера.

17. Проблема бытия в европейской философии.

- Проблема бытия как философская проблема.

- Проблема бытия в истории европейской философии.

- Метафизика М. Хайдеггера как поиск дома бытия.

- К. Ясперс: проблема бытия как экзистенциальная проблема.

- Структура и сущность бытия в философии Н.Гартмана.

18. Формирование категории «Материя» в рамках осмысления проблемы сущности и единства мира в материалистической традиции.

- Попытки разрешения проблемы сущности и единства мира в рамках субстратного и субстанционального подходов.

- Принцип единства онтологического и гносеологического и его значение в разрешении проблемы сущности и единства мира на рубеже 19/20 столетий.

- Проблема движения в философии.

- Понимание пространства и времени в философии.

19. Проблема сознания в философии.

- Роль Декарта в постановке проблемы сознания и его учение о сознании.

- Учение Гегеля о сознании.

- Учение Мамардашвили о сознании.

- Учение Гуссерля о сознании

 

20. Проблема происхождения и сущности сознания в постмарксист-ской традиции.

- Категория «Сознание» как философская категория.

- Специфика подхода к объяснению сознания в современной материалистической философии.

- Что является объективным основанием различения и противопоставления материальных явлений и явлений сознания? Почему?

- С какой целью в философию введена категория «Отражение».

- Характеристика отражения и его структура.

- Понимание идеальности в марксизме.

- Опережающее отражение в животном мире и целеполагание человека.

- Феномен знака и проблема возникновения идеального.

- Как Вы понимаете предметность сознания и процесс его становления? Объективное условие формирования предметности сознания.

- Как Вы представляете возникновение феномена идеальности сознания.

- Механизм появления и передачи социального опыта и коллективных целей.

- Сущность процесса социализации в онтогенезе.

21. Проблема познания в философии.

- Основная терминология и проблематика теории познания.

- Основные установки в гносеологии (онтологизм, скептицизм, критицизм).

- Учение о знании (основные условия существования знания и основные позиции в понимании оснований знания).

- В каком отношении и рассматривается первичность: чувственных данных, здравого смысла, и научного знания? Дайте характеристику этим видам знания.

- Основные концепции истины в истории философии и их критика.

- Основные школы и направления в гносеологии.

22. Деятельностная концепция в гносеологии.

- Охарактеризуйте субъективно-идеалистическую и сенсуалистическую традиции в теории познания. Назовите представителей этих направлений.

- В чем Вы видите роль обобщенных алгоритмов деятельности в процессе познания мира?

- Какова роль ощущений и органов чувств в деятельности человека с позиции деятельностного подхода.

- В чем единство и различие практической и познавательной деятельности? Какую проблему решает ответ на этот вопрос?

- Как Вы себе представляете соотношение категорий «Объективная реальность», «Объект познания» и «Предмет познания».

- Каковы основные условия функционирования предмета познания в познавательной деятельности и в сознании человека?

- Чем определяются и в чем проявляются субъективная и объективная стороны процесса познания?

- Методология и основные аргументы критики сенсуализма и агностицизма.

- Какие сферы отражают две пары категорий: «Эмпирическое»-«Теоретическое» и «Чувственное»-«Рациональное»? Раскройте содержание этих категорий.

- В чем состоит диалектическое единство эмпирического и теоретического уровней познания?

- Как Вы себе представляете процесс скачкообразного развития знания от эмпирического уровня к теоретическому, от фактов к теории?

- Каковы основные проблемы истины в теории познания? Раскройте их.

- В чем роль практики как цели, основы, источника и критерия познания? Почему практика может выполнять функции критерия истины?

23. Диалектика.

- Представление о диалектике в современной философии.

- Объективная и субъективная диалектика.

- Сущностное отличие диалектики и метафизики.

- Формы существования метафизического мышления: догматизм, софистика, эклектика, релятивизм.

- Природа философских категорий и их общее определение.

- Формы (способы) существования категориального знания.

- сравните содержание следующих понятий: категориальная сторона, понятие, термин.

- В каком смысле категории являются сетью и ступеньками познания?

- Дайте определение, покажите диалектику и методологическое значение следующих категорий: единичное, общее, отдельное; содержание и форма; сущность и явление; причина и следствие; необходимость и случайность; возможность и действительность.

- Понятие закона.

- Закон и закономерность.

- Три основных закона диалектики: определение понятий, механизм функционирования и методологическое значение.

- Принципы диалектики.

- Почему диалектика может выполнять роль всеобщего философского метода познания?

- Соотношение философского и частнонаучных методов познания.

 

24. Специфика социального познания.

- Предмет социальной философии.

- Природный и социальный мир. Способ существования смысла.

- От классического к постклассическому образу социальной реальности.

- Различие как характеристика человеческого мира.

- Понятие интерсубъективности.

25. Общество как система.

- В каком аспекте понятие Общественно-экономическая формация отражает общество?

- Производственные отношения как социальная форма существования производительных сил.

- Определение и структура производственных отношений. Соотношение понятий производственные и экономические отношения.

26. Основные формы человеческой действительности.

- Понятие «Общественно-экономическая формация» и ее содержание.

- Понятие «Цивилизация» в философии и культурологи.

- Культура: определение понятия и принципы содержательного структурирования.

- Понятие «Человечество» как форма человеческой действительности.

27. Проблема человека в философии.

- Чем объясняется обострение интереса к проблеме человека в 20/21 столетии?

- В чем специфика философского подхода к человеку?

- Что означают античные понятия «макрокосмос» и «микрокосмос»?

- В чем суть христианской концепции человека?

- Каковы основные идеи антропологических учений И. Канта, Г.Ф.Гегеля, Л.Фейербаха?

- Как определяет сущность человека К. Маркс?

- В чем особенности понимания человека Ф.М. Достоевским?

- Как оценивает специфику человеческого существования философия экзистенциализма?

- В чем сущность фрей дистской концепции человека?

- Каковы основные идеи философской антропологии М. Шелера?

- Что такое антропосоциогенез? Каковы основные подходы к пониманию его сущности?

- Как соотносятся биологическое и социальное начала в человеке?

- Что означает вопрос о смысле жизни? Каковы варианты ответов на этот вопрос, предлагаемые философией?

28. Социально-деятельностная сущность человека по Марксу.

-Сущностное отличие человека от животного по Марксу.

- Основные элементы (уровни) социально-деятельностной сущности человека.

29.Глобальные проблемы человечества и перспективы современной цивилизации.

- В каком аспекте понятие «Цивилизация» отражает общество?

- Цивилизация как уровень развития общества и как целостность.

- Материальные и социальные предпосылки возникновения цивилизации.

- Основные тенденции в развитии современной цивилизации.

- Единство и многообразие в развитии современной цивилизации.

- Истоки и причины глобальных проблем современности.

- Система глобальных проблем современности.

- Теоретические предпосылки и реальные возможности преодоления глобальных проблем на пути выживания и устойчивого развития человечества.

 

Вопросы к зачету по культурологии

1. Актуальность культурологии: ее социальная и гносеологическая значимость.

2. Культурология как формирующаяся наука. Основные методологические подходы в изучении культуры в современной культурологии.

3. Критерии выделения явлений культуры.

4. Содержание понятия «Культура» в обыденном сознании.

5. Религиозное и светское (теоретическое) понимание культуры.

6. Формирование понятия «Культура» в истории философии и культурологии.

7. Результаты дискуссий 60-х годов в России по поводу определения культуры.

8. Понимание культуры в рамках ценностного и деятельностного подходов.

9. Соотношение понятий «Культура» и «Общество».

10. Содержательная и формальная структуры культуры.

11. Вертикально-уровневая структура культуры.

12. Содержание и роль основных культурных форм (остенсивные, императивные, аксиологические, формы принципы).

13. Основные функции культуры: преобразования мира, сигнификативная, коммуникативная, хранения информации, трансляции информации, социализации личности и др.

14. Принципиальная периодизация антропосоциогенеза и периода ГОМО САПИЕНС. Соотношение периодов архаика-цивилизация со схемой: ВОСТОК-ЗАПАД-РОССИЯ.

15. Философы и культурологи о вечных основаниях культуры.

16. Именная матрица как средство освоения, хранения и обновления коллек-тивного опыта, его информационной, нормативной, ценностной и практической составляющих. Лично-именная и профессионально-именная типы матриц.

17. Специфика восточной культуры в рамках парадигмы: ВОСТОК-ЗАПАД.

18. Основные характеристики трех восточных цивилизаций по Васильеву (китайской, индийской и арабской).

19. Запад как оригинальная культурная традиция в рамках парадигмы ВОСТОК-ЗАПАД. Философия и наука в европейской культуре.

20. Судьба западной культуры в 21 веке.

21. Основные факторы, определяющие самобытность России как феномена культуры (основное противоречие российской социокультурной жизни).

22. Основные исторические доминанты/интуиции/ европейской культуры (античность, средневековье, новое время).

23. Основные тенденции в развитии культуры 21 века.

24. Место «Космизма» в культуре 20 века и его основные идеи.

25. Учение о НООСФЕРЕ и основания его формирования. Сущность НООСФЕРЫ.

26. Издержки техногенной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.

27. Глобальные проблемы современности. Деятельность Римского клуба.

28. Новые ориентиры и ценности в культуре 21 столетия, выработанные современной футурологией. Феномен информационного общества.

29. Формирование общечеловеческой культуры. Диалектика национального и общечеловеческого в культуре 20 и 21 столетий. Проблема глобализации в современной культуре.

30. Зарождение культуры постмодерна.

31. Человек и проблема постмодерна в культуре 20 и 21 столетий.

32. Постмодернистские претензии к разуму.

33. Новые правила интеллектуальной деятельности /дискурс/ постмодерна.

34. Постмодерн и неоязычество.

35. Постмодерн в России.

36. Становление культуры российской цивилизации и ее основные черты.

37. Понятие культурного архетипа и его основные черты.

38. Соотношение понятий: культурный архетип и менталитет.

39. Православие и культурный российский архетип.

40. Географическая среда и российский культурный архетип.

41. Социальные связи и культурный российский архетип.

42. Ключевые общечеловеческие ценности и российский культурный архетип: совесть, ответственность, свобода, родина, государство, авторитет, труд.

43. Понятие субкультуры и контркультуры.

44. Основные черты элитарной, народной и массовой культуры.

45. Основные характеристики, структура, функции и виды корпоративной культуры.

46. Экономическая культура. Труд как феномен культуры.

47. Взаимоотношения форм культуры.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: