Законодательство Российской Федерации об охране труда




Под охраной труда (Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г.) понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные, и иные мероприятия.

Безусловно, вся эта система мероприятий ориентирована, прежде всего, на создание безопасных условий труда работающих и обеспечение работающих правовой защитой.

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции РФ, включает Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации, Трудовой Кодекс, системы нормативно- правовых актов, в том числе субъектов Российской федерации.

Кроме того, разработка и осуществление национальной политики в сфере охраны труда учитывает требования Конвенции МОТ 1981 г. о безопасности и гигиене труда и производственной среде, ратифицированнойРоссийской Федерацией 11 апреля 1998 г.

Основополагающие направления в политике охраны труда заложены Конституцией РФ. Так, согласно п. 1 ст. 2 Конституции Российской Федерации признание, соблюдение, защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства; в соответствии с п. 1 ст. 7 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. В силу принятой на себя обязанности по защите прав и свобод человека, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации), государство определило основные направления своей политики в области охраны труда. Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, законодательство о труде, включающее нормы об охране труда, отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это означает, что в сфере общественных отношений, регулируемых нормами по охране труда, государственная деятельность не может осуществляться отдельно ни Российской Федерацией, ни ее субъектами. На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе субъектов Российской Федерации согласованные действия по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда могут осуществляться органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, объединениями работодателей, иными уполномоченными работодателями представительными органами и соответствующими профсоюзами и их объединениями. В соответствии со ст. 132 Конституции РФ, государство обеспечивает необходимыми материальными и финансовыми средствами органы для осуществления функций внутриведомственного государственного контроля.

Конкретные формы реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда определяются федеральными законами.

Что касается федеральных законов, то кроме закона 181-ФЗ и Трудового кодекса некоторые требования к охране труда регулируются еще рядом Федеральных законов, таких, например как «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О радиационной безопасности населения», «О промышленной безопасности производственных объектов», «Об уничтожении химического оружия», «Об использовании атомной энергии», «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)» и т.д.

Система же нормативно-правовых актов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2000 г. «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» включает:

- межотраслевые правила (ПОТ) по охране труда (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции (ТИ) по охране труда (ТИ РМ), разрабатываемые с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и утверждаемые Минтрудом России;

- отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО), разрабатываемые и утверждаемые федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Минтрудом России;

- правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ), разрабатываемые и утверждаемые Госгортехнадзором России и Госатомнадзором России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

- государственные стандарты системы стандартов безопасности труда (ГОСТ Р ССБТ), разрабатываемые и утверждаемые Госстандартом России и Госстроем России по согласованию в части по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

- строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП), разрабатываемые и утверждаемые Госстроем России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России;

- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), разрабатываемые и утверждаемые Минздравом России по согласованию в части государственных нормативных требований охраны труда с Минтрудом России.

Проекты нормативных правовых актов, содержащие требования охраны труда, должны направляться органами, разработавшими названные требования, для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы.

Федеральные органы исполнительной власти ежегодно обязаны информировать Минтруд России о планах разработки и пересмотра нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда; осуществлять разработку и пересмотр указанных требований на основе комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма, аварийных ситуаций и профессиональных заболеваний, изучения передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда, анализа результатов сертификации работ по охране труда, руководствуясь при этом соответствующими методическими рекомендациями Минтруда России.

Утвержденные перечисленные выше нормативные правовые акты в месячный срок направляются Минтруду России для включения в единую информационную систему государственных нормативных требований охраны труда с целью последующего использования федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и физическими лицами.

Разрабатывая нормативные акты по охране труда, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны учитывать, что включаемые в них требования должны быть не ниже государственных нормативных требований охраны труда, установленных в соответствии с приведенным выше постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000г. Эти нормативные требования к охране труда утверждаются сроком на 5 лет и могут продлеваться, но не более чем на два срока. Решение о продлении их срока действия, либо об их досрочной отмене может быть принято утвердившим их органом, не позднее чем за 9 месяцев (до окончания срока их действия).

Нормативные правовые акты по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, принимаемые федеральными органами исполнительной власти, государственные стандарты, строительные нормы и правила, правила охраны труда не должны противоречить Федеральным санитарным правилам, которые действуют на всей территории РФ. На территории субъекта Российской Федерации учет особенностей складывающейся гигиенической, эпидемиологической, экологической обстановки и состояния здоровья населения реализуется через федеральные санитарные правила, установленные для этой территории. Сроки действия санитарных правил устанавливается при их утверждении, но не превышает 10 лет ( возможно продление, но не более чем на 5 лет (п. 4,10 и 11 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г.

Правила по охране труда обязательны для работодателя. При отсутствии в правилах требований, соблюдение которых при производстве работ необходимо для обеспечения безопасных условий труда, работодатель с учетом мнения выборного профсоюзного или другого представительного органа работников принимает необходимые меры, обеспечивающие безопасные условия труда, исходя из конкретной обстановки. Без соблюдения этих требований не допускается также передача в серийное производство образцов новых машин и другого оборудования.

Инструкции по охране труда (Приложение 8) для работников организации разрабатываются работодателем на основе межотраслевых или отраслевых типовых инструкций по охране труда, требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в технологической документации организации с учетом конкретных условий производства и утверждаются его приказом. Если предприятие новое или находится в стадии реконструкции, то допускается разработка временных инструкций на срок до приемки указанных производств в эксплуатацию. Инструкции для работников, занятых взрывными работами, обслуживанием электрических установок и устройств, грузоподъемных машин, котельных установок, сосудов, работающих под давлением, а также для других работников, требования безопасности труда которых установлены в межотраслевых и отраслевых актах, утверждаемых федеральными надзорами России, разрабатываются на основе названных актов и утверждаются в порядке, установленном этими органами.

Проверка и пересмотр инструкций по охране труда организуется и проводится работодателем не реже одного раза в 5 лет. При изменении межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при изменении условий труда работников, при внедрении новой техники и технологий инструкции по охране труда для работников пересматриваются досрочно (п. 2 ст. 14 Закона).

Согласно законодательству, работники обязаны соблюдать правила обращения с машинами и механизмами и другие требования, установленные в инструкциях (ст. 214 ТК). Постоянный контроль за соблюдением требований инструкций по охране труда возлагается на работодателя. Конкретные обязанности должностных лиц в этой сфере закрепляются в должностных инструкциях либо определяются приказами руководителей.

Систематический контроль за соблюдением работниками требований инструкций по охране труда осуществляется службами охраны труда организаций. Работники службы охраны труда вправе требовать письменные объяснения от лиц, допустивших нарушения нормативных правовых актов по охране труда, а от руководителей подразделений - отстранения от работы лиц, нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда, представляя работодателю предложения о привлечении к ответственности виновных в нарушении законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда.

Предложения работодателю о привлечении к дисциплинарной ответственности работников за нарушение требований норм, правил и инструкций по охране труда также вправе вносить комитеты (комиссии) по охране труда, создаваемые в организациях.

Правом контролировать соблюдение работниками правил и инструкций по охране труда обладают также уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, избираемые открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников предприятия или структурного подразделения (на общем собрании работников).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: