Типы уроков чтения и письма.




В соответствии с изложенными выше задачами и требованиями, уроки должны быть разнообразны. Какой-либо схематизм в построении уроков, несомненно, приносит вред, тогда как разнообразие развивает гибкость мышления, повышает интерес к учебной деятельности.

В период обучения грамоте уроки различаются по следующим признакам: а) по основному предмету обучения — уроки чтения и уроки письма; б) по времени, по периодам и этапам обучения — уроки в добукварный период, на первом, втором и третьем этапах букварного периода, в послебукварный период; в) по наличию или отсутствию новой темы на данном уроке — уроки изучения новой буквы и нового звука, письма новой буквы и уроки, на которых новая буква не вводится.

Таким образом, на каждом временном этапе (кроме добукварного и послебукварного периода) проводятся уроки четырех основных типов: уроки чтения и уроки письма, на которых есть новая тема — новые звук и буква; и уроки чтения и уроки письма, на которых нет новой темы — новых звука и буквы.

В конце первого и второго этапов букварного периода и в конце всего букварного периода проводятся, кроме того, уроки обобщающего повторения, а в конце послебукварного периода — праздник «Прощание с букварем».

Специальных уроков проверочного типа и уроков развития связной речи (сочинения и изложения) в период обучения грамоте не проводится. Выявление знаний, их проверка осуществляется в процессе всей работы на уроке, развитие речи также органически вплетается в уроки чтения и письма; что же касается руководства внеклассным чтением учащихся, то для этой цели выделяется один раз в неделю (обычно — субботу) фрагмент урока продолжительностью в 20 минут.

Продолжительность уроков в добукварный период — 35 минут, в остальное время — 45 минут. Дети семилетнего возраста не владеют еще устойчивым вниманием, поэтому в структуре урока предусматриваются: во-первых, смены видов умственной деятельности и, во-вторых, паузы: физкультурные паузы продолжительностью в две-три минуты, минутки юмора, загадок, «распевки» и т. п. Второе особенно важно на уроках письма, где, в общем, работа всегда однообразнее и потому для большинства детей утомительны.

Рассмотрим примерные возможные варианты уроков указанных выше типов.

Урок в добукварный период. 3-й урок по «Букварю» (подготовка к чтению и письму).

Тема: «Составление предложений по сюжетной картинке (6-я стр. «Букваря» — уборка моркови). Деление предложений на слова, подсчет слов».

Цель урока:

а) воспитание и развитие: прививать уважение к труду, показать радость труда, его плоды; связать с жизнью самих детей; развивать эстетическое восприятие картины жизни сельских школьников; развивать наблюдательность, развивать речь;

б) познавательная деятельность: рассматривание картины, выделение ее темы (о чем картина?) и некоторых деталей, составление рассказа по вопросам и — в порядке эксперимента — без вопросов, выделение слов как смысловых и интонационных единиц речи, словарная работа, развитие фонематического слуха.

Оборудование урока. «Буквари» с закладками, указка, карандаши (простые и цветные), тетради — у учащихся; кадоскоп (или эпидиаскоп, или иная проекционная аппаратура), экран 2,5 м, доска, мел различной окраски, книжки для дополнительного чтения; овощи — морковь, лук, огурец, репа и т. п.

Построение (ход) урока.

1. Хоровое чтение стихотворения, заученного на предыдущем уроке, в детсаде, дома (4—8 строк). Индивидуальное чтение этого же стихотворения, отработка интонации.

Драматизация-диалог: «Терем-теремок» (прорепетирован заранее). (Не более 8 мин.)

2. Рассматривание картины на странице 6 «Букваря» и ее же на экране. Беседа по вопросам к картине (примерно 10 вопросов: Кого видите...? Что делают...? Где...? Что видите там? Что здесь? и т. д.). Выбор лучших предложений. (10—12 мин.)

3. Физкультминутка. (2 мин.) Загадки. (2 мин.)

4. Анализ трех предложений: выделение слов, подсчет слов, отчетливое произношение отдельных слов; хоровое произношение — скандирование (подготовка к слогоделению). (8 мин.)

5. Рассматривание предметных картинок «Овощи» на странице 6 «Букваря», а также самих овощей, если они есть на уроке. Называние их, обобщение словом овощам (Морковь, лук, репа, огурец — это овощи). Выделение признаков: какого цвета морковь? (Морковь красная и т. д.). (5—8 мин.)

6. Заштриховка контуров овощей (показ с помощью кадоскопа) по раздаточному материалу. Рисование контуров овощей.

7. Чтение дополнительных текстов; читают учащиеся (если есть хорошо читающие) или учитель. (5 мин. или более.)

8. Подведение итога урока и задание на дом. Составить предложение, сосчитать слова в нем. Нарисовать контур моркови, заштриховать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: