Первые итоги анализа результатов опроса




«Инвестиционный потенциал муниципального образования»

В период с декабря 2012 года по февраль 2013 года Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» провели опрос более 700 муниципальных образований. В опросе участвовали муниципалитеты всех типов и из всех федеральных округов.

Круг вопросов, на которые отвечали муниципалы, охватил практически весь спектр проблем, касающихся инвестиционной деятельности и текущего положения дел в экономике и социальной сфере муниципальных образований. Причем особый акцент был сделан на определении готовности органов муниципальной власти выступить активными игроками в поиске и привлечении инвестиций в свои территории. Для этого были обобщены данные о наличии мер поддержки инвестиций на муниципальном уровне, а также понимании муниципальных властей того, в какие сферы экономики эти инвестиции необходимо привлекать.

Первые результаты анализа представленных данных позволили выявить четкую взаимосвязь между наличием минимальной инвестиционной инфраструктуры, пониманием того куда нужно привлекать инвестиции и уровнями средних доходов населения, безработицы. Получила дополнительное подтверждение необходимость повышения уровня квалификации муниципальных служащих, а также формирования единого стандарта организации работ по привлечению инвестиций. Так по представленным данным видно, что у муниципальных служащих участвовавших в опросе отсутствует единое понимание того, что является мера поддержки привлечения инвестиций, а также того, как оценить, куда эти инвестиции привлекать – то есть, в чем заключаются конкурентные преимущества муниципалитета, в котором они живут и работают.

Особенно ярко эти проблемы проявляются на уровне городских и сельских поселений. При этом мы четко понимаем, что это ставит под сомнение результаты опросов муниципальных районов. Как бы эффективно они ни работали с инвесторами, земля - база для большинства инвестиций находится в руках поселенческого уровня, и если у коллег на местах нет понимания, для чего ее использовать в приоритетном порядке, никакого планомерного и результативного развития не будет. Приведенные ниже цифры и графики наглядно показывают текущее состояние дел.

Так, по результатам опроса:

  • Процент трудоспособного населения в независимости от федерального округа и типа муниципального образования в среднем составляет 55 %. При этом, уровень безработного населения существенно выше в городских и сельских поселениях (наилучшая картина наблюдается в городских округах)1.
  • Средний месячный уровень оплаты труда в городских округах в 2 раза выше, чем сельских поселениях (при этом, в 40% сельских поселений эта разница достигает 3х кратного объема)2
  • Банковские структуры присутствуют лишь в 1/3 сельских поселений3
  • Только в 2/3 сельских поселений есть интернет, при этом, как отмечается регионами, чаще всего, достаточно низкого качества (т.е. низкоскоростной, и т.п.)4
  • Программы по поддержке предпринимателей, по данным, полученным от муниципальных образований (n= 733 муниципальных образования, за исключением исследования внутригородской территории (г.Москва и г.Санкт-Петербург), реализуются лишь в половине опрошенных муниципальных образований, при этом более 70 % муниципальных образований, в которых не оказывается инвестиционная поддержка приходится на сельские поселения5.

В этой ситуациизакономерным выглядит невысокий уровень развития инвестиционных программ, направленных на поддержку предпринимателей, и цифры, описывающие удовлетворенность потребности муниципальных образованийв инвестиционных программах (лишь в 1/5 опрошенных МО потребность удовлетворена наличием программ поддержки6). Возможно, что это результат обусловлен и более низким уровнем общей образованности населения, а также информированности предпринимателей в поселениях. Взаимозависимости нужно изучать более детально, анализируя непосредственно типы программ, реализующихся в муниципальных образованиях, оценке эффективности и т.п. Мы планируем заняться этим на втором этапе исследования полученных данных.

Между тем, 78% муниципальных образований смогли сформулировать запросы на потребность в инвестициях7, при этом, запросы городских округов и муниципальных районов носят разносторонний и комплексный характер. Этот факт позволяет сделать вывод о стремлении муниципалитетов изменить текущую ситуацию к лучшему, показывает то, что они стараются сформулировать для себя соответствующую задачу и предпринимают меры к ее достижению.

Существующая неравномерность социально-экономического положения регионов, безусловно, оказывает влияние на стратегию развития бизнеса ведущими организациями инфраструктуры, что приводит к наблюдаемой существенной разнице в зависимости от типа муниципального образования. Как показывают данные проведенного исследования, наличие в муниципальных образованиях программ поддержки предпринимателей корреспондирует с наличием банковских структур и Интернета в МО8.

В целях изменения текущего положения оправдан поиск новых подходов воздействия на экономику муниципальных образований, и, в частности, сельских поселений, как наименее развитых муниципальных образований России.С одной стороны, сельские поселения малочисленны и не являются привлекательными для большинства сфер бизнеса, в силу, как правило, малочисленности, и, «бесперспективности» сельского поселения в соотношении с другими муниципальными образованиями. В тоже время именно они являются основными держателями земельных ресурсов, необходимых для организации новых и расширения действующих производств.

Дополнительным фактором, способным оказать позитивное влияние на развитие данной категории монопольных образований, может стать то, что в условиях стагфляции, конкурентная ситуация, а также, постепенное снижение маржинальной доходности, требует пересмотра компаниями своих стратегий и поиском подходов долгосрочного развития бизнеса. Таким образом, именно сейчас принятие мер по повышению инвестиционной привлекательности муниципальных образований,формированию максимально прозрачных и комфортных условий работы для инвесторов может стать эффективным инструментом повышения благосостояния населения.

В целях популяризации сведений об инвестиционном потенциале муниципальных образований, а также в целях формирования площадки для обмена мнениями по наиболее актуальным проблемам и для распространения лучших практик Всероссийский совет местного самоуправления совместно с Фондом поддержки законодательных инициатив «Консультант» планируют, до сентября 2013, создать специализированный Интернет портал. Мы уверены, что нам удастся привлечь к его формированию и модерированию максимально широкий круг муниципальных образований и потенциальных инвесторов. Надеемся, что совместная работа по продвижению муниципалитетов плодотворно повлияет на уровень жизни наших сограждан. Приглашаем вас всех к сотрудничеству в этой сфере.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: