Экологическое обустройство придорожных ландшафтов. Включение дороги в ландшафт. Формирование придорожных насаждений.




Строительство и эксплуатация автодорог оказывают столь значительное воздействие на состояние окружающей среды, что становится необходимостью уменьшение отрицательного эффекта этого вмешательства человека в природу с использованием всех имеющихся средств, в том числе мероприятий по формированию и эстетическому оформлению ландшафтов.

При помощи создания придорожных насаждений и выполнения других операций по формированию ландшафта могут быть решены задачи:

  1. обеспечение эксплуатации дороги и безопасности участков движения (например, создание системы ориентиров вдоль дороги, защиты от ослепления, ветра);
  2. обеспечение надёжности дорожных сооружений (например, защита от эрозии почвы, использование насаждений в качестве конструктивного материала, укрепление насыпей);
  3. ландшафтного строительства: увязка дорожных сооружений с окружающим пространством, защита ОС отрицательных последствий дорожного движения, меры по предотвращению нарушения равновесия в природе).

В полной мере указанные задачи могут быть решены с помощью создания придорожных зеленых насаждений и выполнения дру­гих операций по формированию ландшафта.

Включение строящегося участка автомобильной дороги в суще­ствующий ландшафт является целью природоохранной деятельности. Для этого необходим следующий комплекс мероприятий:

Выбор трассы, расположения и высоты дороги. Современные принципы трассировки автодорог во многих отношениях отвечают тре­бованиям формирования ландшафта. Плавные повороты и дугообразные сопряжения дорожного полотна, позволяющие избежать крутых подъемов, хорошо вписываются в рельеф местности. Строительство такой дороги неминуемо ведет к сооружению крупных выемок, насып­ных дамб, путепроводов и других земляных сооружений.

Формирование рельефа придорожных насыпей. Создание откосов, выемок и насыпных дамб осуществляют в соответствии с нормами дорожного строительства. Последними предусмотрено устройство по­логих склонов для насыпей и более крутых склонов с увеличением высоты насыпей. Склоны насыпных дамб сооружаются с закруглени­ем профиля, соответствующим веревочной кривой. Крутизна склонов выемок одинакова по всей длине. Она никогда не превышает соотношения 1:1,5. Верхняя или нижняя грань склонов, непосредственно стыкующаяся с рельефом местности, всегда закругляется. Вполне допустимы, особенно в специфических ландшафтах, отступления от этой формы.

Сохранение растительности. При любых строительных работах обеспечивают максимально возможную сохранность древесно-кустарниковой растительности в придорожной зоне. Сохранение древесно-кустарниковой растительности может быть обеспечено при условиях, что:

1) она расположена на достаточном расстоянии от дорожного полотна, чтобы не создавать помехи движению транспорта;

2) расположена за пределами зоны земляных работ;

3) растения здоровые и обеспечивают долговременный эффект.

Прокладка дорог в лесных массивах. При строительстве дороги в лесной зоне сохраняют опушки леса, цепные виды растительности и осуществляют лишь минимальные изменения рельефа местности.

Вдоль дороги обязательно создают зону безопасности на случай падения деревьев, подверженных ветровалу. Использование этой полосы зависит от вида деревьев, а ее ширина соответствует максималь­ной высоте дерева. Надежным средством, предотвращающим дорожно-транспортные происшествия, вызываемые появлением на дороге диких животных, выступает сооружение прочных изгородей вдоль дорожного полотна.

Закладка древесно-кустарниковых насаждений. Размещение по­садок деревьев и кустарников в придорожной полосе осуществляется с учетом ряда факторов.

1. Формирование структуры ландшафта. При удачной прокладке трассы и создании откосов привлекательной формы для обеспечения включения автодороги в структуру окружающего ланд­шафта достаточно лишь нескольких групп деревьев и кустарников в придорожной полосе.

2. Использование растений в качестве конструкционного материала. Интересы инженерно-биологического укрепления земляных со­оружений и склонов равным образом требуют закладки сплошных древесно-кустарниковых насаждений. Только деревья и кустарники с корневой системой, глубоко проникающей в почву, обеспечивают до­статочную защиту от оползней и смыва грунта, камнепада и других видов эрозии почвы.

3. Важной функцией придорожных древесно-кустарниковых насаждений является обеспечение удобства езды для участников дорожного движения. Это осуществляется, например, высадкой высоко­рослых деревьев, обеспечивающих трассу дороги на участках с огра­ниченной видимостью (создание ориентиров); разнообразием придо­рожного пейзажа на длинных и прямых участках, что позволяет избе­жать монотонности при езде; четким выделе­нием насаждениями внешней стороны поворотов; созданием из на­саждений «оптического тормоза» в местах пересечения с другими дорогами. Высокие, ограничивающие пространство насаждения справа и слева от дорожного полотна способствуют ощущению безопасности при езде. На участках дороги, пролегающих в выемках, этот эффект достигается расположенными вдоль дорожного полотна откосами, а на участках, пролегающих по насыпи, тот же эффект может быть обеспечен древесно-кустарниковыми насаждениями.

4. Факторы, обеспечивающие безопасность дорожного движения, — защиту от ветра, снежных заносов и ослепления. Воздействию ветра подвержены участки дорог, пролегающие в меридиональном направлении, в особенности по насыпям. Вдоль таких дорог с наветренной стороны высаживают сплошные полосы древесно0кустарниковых насаждений.

Потребность в снегозадержании существует лишь в гористой местности или на открытых ландшафтах. Снегозащитные насаждения располагают на достаточном расстоянии от дорожного полотна, чтобы создать пространство для накопления снега. Ширина этого пространства в 8-15 раз должна превышать высоту препятствия.

Закладки защитных насаждений на разделительных полосах автомагистралей имеют большое значение для предотвращения ослепления водителей фарами встречных автомобилей.

Наряду с созданием древесно-кустарниковых насаждений, на придорожных полосах высевают травянистые растения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: